Передовые технологии для защищенного грунта обсудили в Краснодаре
Конференцию открыла Наталия Рогова, генеральный директор Ассоциации «Теплицы России». В кратком обзоре тепличного рынка она озвучила несколько цифр: в 2017 году зимние промышленные теплицы в российских тепличных хозяйствах без учета КФХ занимали 2270 га. В 2018 году эта площадь увеличилась до 2452 га. По мнению Ассоциации, в 2019 году прогнозируется валовой сбор тепличных овощей более 1 млн 200 тыс. тонн. Этот объем производства позволит обеспечить россиян отечественными тепличными овощами на уровне 59,4 %, а к 2025 году площадь под зимними теплицами составит не менее 3000 га. В том же 2025 году валовое производство овощей достигнет 1,5 млн тонн, при урожайности 50 кг/м2. По словам Наталии Роговой, выполнение таких ключевых задач по развитию защищенного грунта, при сохранении существующих темпов развития, вполне возможно. В основе такого развития, по мнению участников, конечно же, лежат новые технологии – как в производстве оборудования, так и в агрономии. Иван Заурембеков, заместитель гендиректора по технологиям Консультационного Центра «Модернизация Теплиц» рассказал об оборудовании для тепличных комплексов и дал несколько советов для только вступающих в этот бизнес производителей. «Теплицы могут не только автоматизироваться, но и наращиваться. Поэтому, выбирайте такую конструкцию, которую затем можно будет тюнинговать: увеличивать площади, оснащать новым оборудованием». Причем наращивать производство в таких теплицах можно не только за счет овощных кластеров, но и грибных ферм, минимизируя таким образом затраты на инфраструктуру – например, склад и котельную. Технологическую тему развили гости конференции из компании Micothon International, Нидерланды. Ольга Игумнова, представитель московского офиса компании, напомнила о том, что вот уже более 15 лет Micothon занимается разработкой технологий распыления средств защиты и усовершенствованием их таким образом, чтобы применять в теплице меньше химикатов. Принципу – меньше химии – больше урожай, полностью соответствует разработанная компанией новая технология интеллектуальной обработки растений. Она создана на базе автоматического опрыскивателя, снабженного специальным контроллером. Система позволяет обрабатывать только очаги заболеваний, а здоровые растения оставлять нетронутыми. Тео Страатов, генеральный директор компании Micothon, рассказал о другой прорывной канадско-голландской разработке – роботе для мониторинга в теплицах IRIS!. Благодаря специальному датчику Saber, роботизированная платформа может распознать инфекции, вредителей, нарушения развития растений на самой ранней стадии. Кроме того, она измеряет влажность воздуха, температуру окружающей среды, концентрацию СО2. По показателям микроклимата можно понять, какое оборудование в теплице дало сбой. Также робот может подсчитать точное количество плодов, определить их цвет, тем самым, прогнозировать сбор урожая в каждой теплице. «Таким образом, наш робот очень поможет отделу реализации – вы прогнозируете урожай и понимаете, сколько вы можете продать» – комментирует экономическую выгоду Тео Страатов. Он также рассказал, что недавно робота снабдили еще одной – самой нижней камерой и теперь производитель может посчитать потери урожая. Отметим, что официальным дистрибьютором робота «IRIS!» в России станет компания «Интерагро». Она займется не только поставкой оборудования и запчастей, но и будет оказывать полную сервисную поддержку. По словам Романа Нуриева, коммерческого директора «Интерагро», интерес к разработке среди российских производителей есть. «Мы видим, что это решение очень актуально, и несмотря на цену – порядка 200 тыс. евро – производители заявляют о желании поставить пробную машину». Причины популярности эксперт видит в том, что робот позволит существенно сэкономить впоследствии. Об современных технологиях, которые представляет голландская компания Viscon рассказали Тим Хьюбен, региональный менеджер компании Viscon и Андрей Функ, руководитель отдела продаж компании «Интерагро» – авторизированного дилера Viscon в России. Компания активно реализует принцип «свежий продукт», разрабатывая оборудование, позволяющее обрабатывать продукцию после сбора урожая: продукт – овощи или грибы – принимается, сортируется, упаковывается и отправляется в зону логистики – все это автоматически. «Голландцы говорят «One touch», что означает одно касание от сбора до реализации продукции потребителю, – комментирует Андрей Функ, такой подход к производству оборудования, технологий, безусловно, позволяет не только сократить количество людей, но и повысить качество продукции». Большой блок конференции был уделен новинкам в применении удобрений и субстратов, а также в селекции. Дмитрий Тосунов, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании «Сингента», познакомил участников с новинками томатной селекции, в частности, новой линейкой под названием «Томатная лига». По словам спикера, к разработке новых продуктов селекционеров подталкивают торговые сети, которые хотят, чтобы товар буквально продавал себя сам. «Получается, что продукцию продает тепличный комбинат. Вы, тепличники, должны над этим работать – подбирать уникальный ассортимент, вкусный товар, делать его узнаваемым». Дмитрий Тосунов рассказал о нескольких сортах томата, в том числе о новинке, которая уже популярна за рубежом, но только сейчас регистрируется в России – речь идет о черноплодном томате кумато. С сообщением «Высокоэффективные водорастворимые удобрения для защищенного и открытого грунта» выступила Валентина Корнеева, представитель компании «Алмаз удобрения» / «ГМЗ Лермонтов». Она рассказала о конкурентных преимуществах ВРУ от «Алмаз Удобрения»: 100% водорастворимость, отсутствие примесей тяжелых металлов и близкая к нулю мутность растворов. Кроме этого, мы единственное предприятие в России, которое производит полную линейку водорастворимых фосфорных удобрений. Новинкам в линейке водорастворимых удобрений посвятила свое сообщение Елена Денякина, агроном консультант компании Yarа, в частности, она рассказала о «Супер ФК» – инновационном продукте для гидропоники. Благодаря удобрению, корневая система растений лучше развивается, а, значит, может усвоить больше питательных веществ. Сегодня в тепличном производстве применяются различные виды субстратов: минеральная вата, органические субстраты. Сергей Шаронов, менеджер проектов компании «Интерагро» – представителя компании Van der Knaap, рассказал об интересном органическом продукте – кокосовом субстрате уже довольно известного в России голландского бренда Forteco. Он познакомил участников с особенностями субстрата, преимуществами его использования и отметил, что компания использует в работе индивидуальный подход – маты из кокосового субстрата подбираются с учетом размеров теплиц и потребностей данного тепличного производства. Клиенты получают полное технологическое обслуживание и консультационную поддержку. Говоря об итогах конференции Екатерина Бабаева, генеральный директор «Интерагро», отметила: конференция показала – тепличная отрасль была и остается одной из самых передовых, кроме того, она продемонстрировала тренды, которые формируются в отрасли. «Речь идет, прежде всего, о желании эффективно управлять производством: считать потери, считать затраты, в том числе и на подготовку кадров. Мы увидели, что минимизировать эти расходы, помогает робототехника, автоматизация. Еще один тренд – сокращение применения химических удобрений – и здесь тоже уже невозможно без цифровых технологий, без интеллектуальных систем, которые нам продемонстрировали голландские коллеги. Мы также увидели, какая большая работа ведется над сортами: внимание акцентируется на вкусовых качествах продукции, изучаются предпочтения потребителя». Конечно, автоматизация дошла далеко не до всех тепличных комплексов страны, отмечает спикер, но нужно к этому идти. Потому что уже сейчас получать высокую прибыль, игнорируя эти технологии невозможно. Справочно II Международная научно-практическая конференция «Современные технологии выращивания овощных культур в защищенном грунте. Векторы развития» организована журналом Perfect Agriculture при поддержке Ассоциации «Теплицы России». Спонсоры: ООО «Интерагро», ООО «Сингента». Информационные партнеры мероприятия – журнал АПК News, «Сельскохозяйственные вести», журнал «Аграрная наука», «Твой продукт», AgroNews, журнал «Агромир», «Агро XXI». ООО «Интерагро» — разработчик и интегратор комплексных проектов для АПК Российской Федерации. Среди ключевых направлений деятельности компании: оптово-распределительные центры (ОРЦ), овощехранилища, линии по доработке и переработке овощей и фруктов, грибоводческие комплексы. В компании работают специалисты с глубокими знаниями в отрасли и богатым опытом международного взаимодействия. Все реализуемые проекты компании находятся в программе сервисной поддержки, включающей в себя сервисное обслуживание, поставку запчастей, консультирование по оборудованию. (Источник и фото: пресс-служба ООО «Интерагро»).