Картинка в твоем букваре: за иллюстрациями, по которым советские школяры писали сочинения, стоит неожиданный сюжет
Многие из нас знают эти изображения с детских лет - видели в учебнике или смотрели в Третьяковке живьем. Все советские школьники писали по жанровым полотнам сочинения. А вот современные подростки эти картины на уроках не проходят. Давайте будем правильными родителями и поможем нашим чадам приобщиться к прекрасному. Тем более за каждым из знакомых сюжетов стоит любопытная история. Татьяна Яблонская, «Утро» (1954 г.) Девочка вышла замуж за казаха, который влюбился в ее образ на репродукции Впервые картина известной художницы была напечатана в «Огоньке». Раннее весеннее утро, свежий ветер колышет занавески, а солнце заглядывает в комнату, где девочка-подросток, только что вскочив с постели, делает зарядку. Художница Татьяна Яблонская изобразила на полотне любимую модель - старшую дочку Леночку. Той тогда было 13, она занималась балетом и художественной гимнастикой. Комната, запечатленная на картине, - коммуналка в доме на улице Большая Васильковская, 46 в Киеве, куда семья незадолго до этого переехала. После публикации в «Огоньке» картина стала невероятно популярна и часто печаталась в других журналах, на открытках и календарях. Вот и мальчику Арсену в далекой Алма-Ате она очень нравилась. Он пришпилил репродукцию кнопочкой над кроватью и, конечно, не предполагал, что девочка с картинки станет его женой. Но так и случилось. Повзрослев, Арсен Бейсембинов приехал в Москву в Строгановку - Высшее художественно-промышленное училище. Туда же, на факультет декоративного оформления тканей, поступила и Елена. Скромная, худенькая Леночка стразу запала в душу большому доброму казаху. После первого курса он уговорил ее съездить к нему на родину. Когда Лена вошла в комнату Арсена и увидела картинку, призналась, что она и есть та самая девочка из солнечного весеннего «Утра». Ну а дальше - как в сказке: они поженились и прожили в любви и согласии почти 40 лет. После окончания учебы обосновались в Алма-Ате. Вместе работали в издательстве, иллюстрировали детские книги, были мультипликаторами на «Казахфильме». Постоянно писали картины. Их сын Зангар тоже стал художником. К сожалению, в 2000 году Арсен Бейсембинов умер. Елена Сергеевна и сегодня живет в стареньком деревянном доме на окраине Алма-Аты. Она давно на пенсии, но продолжает писать. Дом, где когда-то на стене она увидела свой портрет, давно продан, а вырезка из «Огонька» потерялась. - Я сохранила не менее дорогое, - улыбается Елена Сергеевна. - Портрет на листе в клетку, который Арсен подарил мне в начале знакомства: нарисованный карандашом мой профиль и надпись: «Я тебя люблю, ты этот рисунок не выкидывай». Я берегу его почти 60 лет. Кстати Автор «Утра» называла эту картину «противной» и «антиживописной» и чуть не сожгла. Так она часто поступала с полотнами, которые ей не нравились. Когда нужно было сосредоточиться, Татьяна Ниловна Яблонская голодала до 40 дней. Занималась йогой - даже в возрасте выполняла сложные асаны. Ушла из жизни в 2005-м в 88 лет. Немало ее картин ушло за границу и осело в частных коллекциях. В 2006 году на аукционе «Сотбис» выставлялись ее работы со стартовой ценой 25 тыс. фунтов каждая. Одно из полотен было продано за 79 тыс. Ксения Успенская, «Не взяли на рыбалку» (1955 г.) В похожую на Марину Влади художницу влюблялись задолго до знакомства. Отчаяние маленького пацаненка на известной картине велико и неподдельно, да и как это пережить, если тебе всего три года, и отец со старшим братом не желают тащить тебя с собой на пруд. Они уходят в утренний туман, оставляя расплакавшегося малыша на смех курам и дворовым ребятишкам. Картины воронежской художницы Ксении Успенской - словно окошко, в которое видна незатейливая деревенская жизнь. Сама Ксения - барышня отнюдь не от сохи, просто любила все, что связано с ее родной воронежской землей. Она родилась в семье профессора сельскохозяйственного института Николая Успенского - ученого, всю жизнь занимавшегося селекцией зерновых культур. Среди его достижений - устойчивый к степным суховеям и засухам сорт ржи под названием «Воронежский СХИ». На его разработку он потратил 12 лет жизни. Николай Алексеевич прекрасно пел, рисовал. А мама-химик была к тому же музыкантом. Вот в такой атмосфере выросла Успенская. Она училась у знаменитого Дейнеки на факультете художественной керамики Института декоративного и прикладного искусства, брала уроки у Петра Кончаловского, еще в юности заслужила благосклонную оценку Веры Мухиной и академика живописи Александра Герасимова. Ксения запросто могла бы остаться в Москве (имея к тому же в активе дядьку - адмирала флота). Да и внешне идеально вписывалась в образ модной столичной барышни. Высокая, стройная, с копной золотых волос, рассыпанных по плечам, как у французской актрисы Марины Влади. Говорят, Ксения первой из однокашников обзавелась «Победой». В Успенскую влюблялись задолго до первого знакомства, шутили друзья. Ксения Николаевна поработала в московском НИИ стройматериалов. А потом все-таки вернулась к своим «крестьянам» и «крестьянкам». Преподавала на кафедре сельскохозяйственной архитектуры СХИ. В Воронеже вырос сын Успенской - Александр Кологривов. Он родился в первом браке художницы и по этой линии состоит в прямом родстве с Пушкиным: дочь великого поэта была замужем за тамбовским губернатором Кологривовым. Здесь, в Воронеже, появились на свет внуки Ксении Николаевны - Игорь и Натали. 25 лет Успенская прожила с браке с Василием Павловичем Криворучко - тоже известным художником. Супруги часто работали вместе. И больше всего на свете не любили, как говорила Успенская, «мотыляться» на выставках. Ксения Николаевна умерла совсем недавно - в апреле этого года, в 96 лет. До последнего выезжала на этюды. А когда уже почти не было сил, писала, не выходя из комнаты. И все равно ее картины светились мягким солнечным светом. Кстати Работы Ксении Успенской находятся в собраниях Третьяковской галереи, Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского, в галереях Лондона, Нью-Йорка, Вашингтона, в частных коллекциях. Ксения Успенская и Василий Криворучко из всех поездок привозили горсточку земли или воду, которые хранили в стеклянных сосудах. Сейчас эта коллекция представлена в Лискинском историко-краеведческом музее. «Опять двойка», Федор Решетников (1948 г.) За картину с воспитательной нагрузкой ее создатель получил Сталинскую премию. Автор этой работы был сыном иконописца, вместе с челюскинцами погибал в ледяном плену, участвовал в обороне Севастополя. А вернувшись с войны, написал мирное, камерное полотно «Опять двойка». Оно поражает точностью деталей того времени. Люди, заставшие огромные коммуналки, отлично помнят, как в детстве ездили по длинному коридору на велосипеде. Или узнают часы на руке женщины, потому что у мамы были такие же. Поностальгируем? Итак: Подложка Она печаталась на плотном картоне с прорезями, позволявшими закрепить календарь. Художник выбрал для под-ложки репродукцию собственной карти-ны «Прибыл на каникулы». Решетников ее написал в 48-м. На ней изображен мальчик в форме суворовского училища, который полушутя рапортует деду о прибытии домой. За оптимистичной картинкой кроется глубокий драматизм: в суворовские училища часто попадали ребята, оставшиеся во время войны сиротами. В 1948-м ее выпустили в виде почтовой открытки. Суммарный тираж составил 13 млн. экземпляров - не побитый до сих пор рекорд. Сейчас картина в Третьяковке. Решетников был удостоен за нее Сталинской премии 2-й степени. Румянец Щеки и уши мальчугана-натурщика во время работы растирали снегом, чтобы он разрумянился естественным образом. Портфель Решетников говорил, что «этот потертый артефакт написан с портретным сходством». Он принадлежал одному из ребят-натурщиков, который в дворовых играх был вратарем, а портфель использовал вместо штанги. Коньки Для малышей - «снегурки», тем, кто по-старше, - гаги, норвежки, канадки и полу-канадки. Коньки были невероятно популярны: бесплатные катки заливали в каждом дворе. Бюджетные гаги (как на картине), изначально не хоккейные, мальчишки модифицировали, нанося напильником зубцы, чтобы удобней было маневрировать и тормозить. Отрывной календарь На лицевой стороне календарного листка были крупно указаны день, месяц и год. Воскресенья обозначали красным цветом, а праздничные дни - еще и тематической картинкой. На обороте листка размещали полезные советы, рецепты, стихи, изречения знаменитых людей. Сестра Картина уже висела в выставочном зале, когда художнику пришла в голову мысль изменить выражение лица у сестры с сочувственного на осуждающее. Рубашка-«самострок» В наши дни рубашкой такой расцветки никого не удивишь, но гражданам начала 50-х было понятно: мама сама сшила ее из старья или из лоскутов. А рубашки и куртки с контрастной кокеткой в народе называли «хулиганки». Часы «Звезда» Наручные женские часики с отдельной секундной стрелкой - жемчужина советской часовой промышленности. Они были доступны по цене, многие девушки покупали их с первой получки. Сначала эта модель называлась ЗИФ, ее выпускали с 1935 года на Пензенском заводе им. Фрунзе. В 1940-м часы получили новое название - «Звезда». После Победы их с небольшими изменениями дизайна стали выпускать в Угличе, Москве и Ленинграде. Велосипед «Ветерок» Детский велосипед на литых резиновых шинах, без единого подшипника, жесткий, как телега. Не имел холостого хода, и колеса на нем надо было крутить без передышки. Изначально продавался как трехколесный, а когда ребенок начинал хорошо ездить, переделывался на два колеса. Кстати В свою очередь, репродукция картины «Опять двойка» видна на работе Решетникова «Переэкзаменовка». Герой картины сидит и зубрит чудесным летним днем, когда остальные ребята играют на улице. Первый мальчик-натурщик отказался позировать для картины «Опять двойка», когда понял, что художник пишет с него двоечника. Будущий живописец был 13-м ребенком в семье.