Ещё

Картинка в твоем букваре: за иллюстрациями, по которым советские школяры писали сочинения, стоит неожиданный сюжет 

Картинка в твоем букваре: за иллюстрациями, по которым советские школяры писали сочинения, стоит неожиданный сюжет
Фото: Экспресс газета
Многие из нас знают эти изображения с детских лет — видели в учебнике или смотрели в Третьяковке живьем. Все советские школьники писали по жанровым полотнам сочинения. А вот современные подростки эти картины на уроках не проходят. Давайте будем правильными родителями и поможем нашим чадам приобщиться к прекрасному. Тем более за каждым из знакомых сюжетов стоит любопытная история.
Татьяна Яблонская, «Утро» (1954 г.)
Девочка вышла замуж за казаха, который влюбился в ее образ на репродукции
Впервые картина известной художницы была напечатана в «Огоньке». Раннее весеннее утро, свежий ветер колышет занавески, а солнце заглядывает в комнату, где девочка-подросток, только что вскочив с постели, делает зарядку.
Художница Татьяна Яблонская изобразила на полотне любимую модель — старшую дочку Леночку. Той тогда было 13, она занималась балетом и художественной гимнастикой. Комната, запечатленная на картине, — коммуналка в доме на улице Большая Васильковская, 46 в Киеве, куда семья незадолго до этого переехала.
После публикации в «Огоньке» картина стала невероятно популярна и часто печаталась в других журналах, на открытках и календарях.
Вот и мальчику Арсену в далекой Алма-Ате она очень нравилась. Он пришпилил репродукцию кнопочкой над кроватью и, конечно, не предполагал, что девочка с картинки станет его женой.
Но так и случилось. Повзрослев, Арсен Бейсембинов приехал в Москву в Строгановку — Высшее художественно-промышленное училище. Туда же, на факультет декоративного оформления тканей, поступила и Елена. Скромная, худенькая Леночка стразу запала в душу большому доброму казаху. После первого курса он уговорил ее съездить к нему на родину. Когда Лена вошла в комнату Арсена и увидела картинку, призналась, что она и есть та самая девочка из солнечного весеннего «Утра».
Ну а дальше — как в сказке: они поженились и прожили в любви и согласии почти 40 лет. После окончания учебы обосновались в Алма-Ате. Вместе работали в издательстве, иллюстрировали детские книги, были мультипликаторами на . Постоянно писали картины. Их сын Зангар тоже стал художником. К сожалению, в 2000 году Арсен Бейсембинов умер.
Елена Сергеевна и сегодня живет в стареньком деревянном доме на окраине Алма-Аты. Она давно на пенсии, но продолжает писать. Дом, где когда-то на стене она увидела свой портрет, давно продан, а вырезка из «Огонька» потерялась.
— Я сохранила не менее дорогое, — улыбается Елена Сергеевна. — Портрет на листе в клетку, который Арсен подарил мне в начале знакомства: нарисованный карандашом мой профиль и надпись: «Я тебя люблю, ты этот рисунок не выкидывай». Я берегу его почти 60 лет.
Кстати Автор «Утра» называла эту картину «противной» и «антиживописной» и чуть не сожгла. Так она часто поступала с полотнами, которые ей не нравились. Когда нужно было сосредоточиться, Татьяна Ниловна Яблонская голодала до 40 дней. Занималась йогой — даже в возрасте выполняла сложные асаны. Ушла из жизни в 2005-м в 88 лет. Немало ее картин ушло за границу и осело в частных коллекциях. В 2006 году на аукционе «Сотбис» выставлялись ее работы со стартовой ценой 25 тыс. фунтов каждая. Одно из полотен было продано за 79 тыс. , «Не взяли на рыбалку» (1955 г.)
В похожую на  художницу влюблялись задолго до знакомства.
Отчаяние маленького пацаненка на известной картине велико и неподдельно, да и как это пережить, если тебе всего три года, и отец со старшим братом не желают тащить тебя с собой на пруд. Они уходят в утренний туман, оставляя расплакавшегося малыша на смех курам и дворовым ребятишкам.
Картины воронежской художницы Ксении Успенской — словно окошко, в которое видна незатейливая деревенская жизнь.
Сама Ксения — барышня отнюдь не от сохи, просто любила все, что связано с ее родной воронежской землей. Она родилась в семье профессора сельскохозяйственного института Николая Успенского — ученого, всю жизнь занимавшегося селекцией зерновых культур. Среди его достижений — устойчивый к степным суховеям и засухам сорт ржи под названием «Воронежский СХИ». На его разработку он потратил 12 лет жизни.
Николай Алексеевич прекрасно пел, рисовал. А мама-химик была к тому же музыкантом.
Вот в такой атмосфере выросла Успенская. Она училась у знаменитого Дейнеки на факультете художественной керамики Института декоративного и прикладного искусства, брала уроки у , еще в юности заслужила благосклонную оценку и академика живописи . Ксения запросто могла бы остаться в Москве (имея к тому же в активе дядьку — адмирала флота). Да и внешне идеально вписывалась в образ модной столичной барышни. Высокая, стройная, с копной золотых волос, рассыпанных по плечам, как у французской актрисы Марины Влади. Говорят, Ксения первой из однокашников обзавелась «Победой». В Успенскую влюблялись задолго до первого знакомства, шутили друзья.
Ксения Николаевна поработала в московском НИИ стройматериалов. А потом все-таки вернулась к своим «крестьянам» и «крестьянкам». Преподавала на кафедре сельскохозяйственной архитектуры СХИ. В Воронеже вырос сын Успенской — Александр Кологривов. Он родился в первом браке художницы и по этой линии состоит в прямом родстве с Пушкиным: дочь великого поэта была замужем за тамбовским губернатором Кологривовым. Здесь, в Воронеже, появились на свет внуки Ксении Николаевны — Игорь и Натали.
25 лет Успенская прожила с браке с Василием Павловичем Криворучко — тоже известным художником. Супруги часто работали вместе. И больше всего на свете не любили, как говорила Успенская, «мотыляться» на выставках.
Ксения Николаевна умерла совсем недавно — в апреле этого года, в 96 лет. До последнего выезжала на этюды. А когда уже почти не было сил, писала, не выходя из комнаты. И все равно ее картины светились мягким солнечным светом.
Кстати Работы Ксении Успенской находятся в собраниях Третьяковской галереи, Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского, в галереях Лондона, Нью-Йорка, Вашингтона, в частных коллекциях. Ксения Успенская и Василий Криворучко из всех поездок привозили горсточку земли или воду, которые хранили в стеклянных сосудах. Сейчас эта коллекция представлена в Лискинском историко-краеведческом музее. «Опять двойка», (1948 г.)
За картину с воспитательной нагрузкой ее создатель получил Сталинскую премию.
Автор этой работы был сыном иконописца, вместе с челюскинцами погибал в ледяном плену, участвовал в обороне Севастополя. А вернувшись с войны, написал мирное, камерное полотно «Опять двойка». Оно поражает точностью деталей того времени. Люди, заставшие огромные коммуналки, отлично помнят, как в детстве ездили по длинному коридору на велосипеде. Или узнают часы на руке женщины, потому что у мамы были такие же. Поностальгируем? Итак:
Подложка
Она печаталась на плотном картоне с прорезями, позволявшими закрепить календарь. Художник выбрал для под-ложки репродукцию собственной карти-ны «Прибыл на каникулы».
Решетников ее написал в 48-м. На ней изображен мальчик в форме суворовского училища, который полушутя рапортует деду о прибытии домой. За оптимистичной картинкой кроется глубокий драматизм: в суворовские училища часто попадали ребята, оставшиеся во время войны сиротами. В 1948-м ее выпустили в виде почтовой открытки. Суммарный тираж составил 13 млн экземпляров — не побитый до сих пор рекорд.
Сейчас картина в Третьяковке. Решетников был удостоен за нее Сталинской премии 2-й степени.
Румянец
Щеки и уши мальчугана-натурщика во время работы растирали снегом, чтобы он разрумянился естественным образом.
Портфель
Решетников говорил, что «этот потертый артефакт написан с портретным сходством». Он принадлежал одному из ребят-натурщиков, который в дворовых играх был вратарем, а портфель использовал вместо штанги.
Коньки
Для малышей — «снегурки», тем, кто по-старше, — гаги, норвежки, канадки и полу-канадки. Коньки были невероятно популярны: бесплатные катки заливали в каждом дворе. Бюджетные гаги (как на картине), изначально не хоккейные, мальчишки модифицировали, нанося напильником зубцы, чтобы удобней было маневрировать и тормозить.
Отрывной календарь
На лицевой стороне календарного листка были крупно указаны день, месяц и год. Воскресенья обозначали красным цветом, а праздничные дни — еще и тематической картинкой. На обороте листка размещали полезные советы, рецепты, стихи, изречения знаменитых людей.
Сестра
Картина уже висела в выставочном зале, когда художнику пришла в голову мысль изменить выражение лица у сестры с сочувственного на осуждающее.
Рубашка-«самострок»
В наши дни рубашкой такой расцветки никого не удивишь, но гражданам начала 50-х было понятно: мама сама сшила ее из старья или из лоскутов. А рубашки и куртки с контрастной кокеткой в народе называли «хулиганки».
Часы «Звезда»
Наручные женские часики с отдельной секундной стрелкой — жемчужина советской часовой промышленности. Они были доступны по цене, многие девушки покупали их с первой получки. Сначала эта модель называлась ЗИФ, ее выпускали с 1935 года на Пензенском заводе им. Фрунзе. В 1940-м часы получили новое название — «Звезда». После Победы их с небольшими изменениями дизайна стали выпускать в Угличе, Москве и Ленинграде.
Велосипед «Ветерок»
Детский велосипед на литых резиновых шинах, без единого подшипника, жесткий, как телега. Не имел холостого хода, и колеса на нем надо было крутить без передышки. Изначально продавался как трехколесный, а когда ребенок начинал хорошо ездить, переделывался на два колеса.
Кстати В свою очередь, репродукция картины «Опять двойка» видна на работе Решетникова «Переэкзаменовка». Герой картины сидит и зубрит чудесным летним днем, когда остальные ребята играют на улице. Первый мальчик-натурщик отказался позировать для картины «Опять двойка», когда понял, что художник пишет с него двоечника. Будущий живописец был 13-м ребенком в семье.
Видео дня. Признаки, выдающие неудовлетворенную женщину
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео