О бизнесе, совмещающем обучение и впечатления
Александру Чуранову из Смоленска пришла в голову поистине гениальная идея: совместить путешествия и обучение для предпринимателей в одно целое, которое бизнесмен назвал комбат-турами. О том, как из этого вышло предприятие по продолжению уникальных впечатлений, — в материале «Ленты.ру». Александр Чуранов из Смоленска закончил Московский энергетический институт, потом учился два года в аспирантуре, но защищаться не стал — заинтересовали крупные международные проекты. Потом было обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров — специализация «инновационный менеджмент». Затем последовала стажировка в государственно-частной туристической ассоциации Норвегии и работа в международной компании в Голландии, где под руководством профессора Кима Вельтмана из Института Маршалла Маклюэна в международной команде Александр занимался разработкой универсальной системы медиапоиска SUMS. Первым значимым проектом, который в дальнейшем привел Александра Чуранова к его нынешней деятельности, была организация поездки в Германию группы друзей по линии российско-немецкого гуманитарного обмена. Это мероприятие Александр организовал еще в студенческие годы вместе с братом-близнецом Василием, который тоже стоял у истоков теперешнего бизнеса. Несмотря на то что Александр и Василий занимаются разными сферами деятельности, рабочий кабинет у братьев один. А Василий по-прежнему остается потребителем услуг начатого с братом дела — компании «Комбат-туры», нового инновационного формата, совмещающего впечатления и обучение и позиционируемого как «авторские туры с экспертами». Кстати, одной из совместных инициатив братьев в начале предпринимательской карьеры была организация детских лагерей в Смоленской области, куда приглашения иностранцев для обучения детей английскому языку и компьютерной грамотности. «Привести иностранцев в Россию тогда был намного сложнее, чем поехать за рубеж. Тогда мы и научились решать многие вопросы международного характера», — вспоминает Александр. Таким образом, имея более чем десятилетний опыт работы в сфере туризма, — а у Александра и Василия была еще компания «Смоленск Трэвел», которую в прошлом году они передал надежные руки, — Александр Чуранов приступил к реализации давней мечты — комбат-туров. Это название тоже придумали братья. За небольшое время компания «Комбат-туры» стала фирмой всероссийского масштаба, хотя оставалось в сегменте малого предпринимательства. Как это ей удалось? С помощью современных технологий. «У нас почти все коммуникации происходят удаленно — это нам помогает очень сильно развиваться во всех городах страны. Штаб-квартира находится в Смоленске, есть офис продаж в Москве, но есть сотрудники и в других городах — Пятигорске, Санкт-Петербурге и Хабаровске. Иногда нам нужно организовать встречи в разных городах с нашими участниками или провести совместные мероприятия. Для этого нужна коммерческая недвижимость, которую мы находим прямо из Смоленска с помощью Бизнес-навигатора МСП, — говорит Александр Чуранов. — Ресурс интересный, развивающийся, с множеством удобных сервисов. Видно, что в него вкладываются огромные интеллектуальные ресурсы. Бизнес-навигатор МСП у меня всегда в закладках. Я постоянно получаю информационные уведомления, если что-то новое появляется. Нет ничего удобнее для поиска помещений». «Надо уметь мечтать. Мне уже давно хотелось выйти с туристическим проектом за пределы области, даже, возможно, страны, — продолжает Александр. — Однажды я прочитал книгу Максима Батырева, который показался мне очень интересным человеком, хотя и не знал в полной мере о масштабах его личности. Я возвращался из похода по югу России и решил ему написать и предложить организовать совместный тур. Так и родилась идея делать путешествия с известными людьми. Ответ от Максима пришел через 15 минут». Как можно легко узнать из интернета, Максим Батырев — известный российский менеджер, обладатель премии «Коммерческий директор года» и «Менеджер года», автор бестселлера «45 татуировок менеджера» и еще нескольких популярных книг. Карьера Максима — яркий пример блестящего вертикального роста. Прошел путь от рядового специалиста до топ-менеджера крупной российской компании. «В народе его зовут Максим "Комбат" Батырев. Вот от него и пришло это модное теперь слово в название нашей компании», — говорит Александр Чуранов. Первый комбат-тур в новом формате, который Александр Чуранов уже к тому времени планировал, прошел в Индии. Направление — юг Индии, штат Керала, рай для айтишников — место, где находится множество инновационных технопарков, работающих на весь мир. «Мы полгода готовили этот проект, в котором Максим Батырев стал во главе группы и экспертом, — вспоминает Александр. — При этом заметьте: Максим не айтишник, он просто сильная личность и прекрасный бизнес-спикер. Имя Максима Батырева привлекло людей, и, несмотря на высокую на тот момент стоимость тура — более 3 тысяч долларов, мы собрали группу в 35 человек». Александру пришлось самому заняться продажей туров, поскольку справиться с задачей реализовать их по цене, в пять раз превышающей среднюю на рынке, для обычных менеджеров было задачей непосильной. Нужно было обладать предпринимательским опытом и харизмой, чтобы убедить будущих участников принять это необычное предложение и главное — донести до них ценность поездки. К этому времени Александр уже собрал уникальную команду организаторов, среди которых Юлия Сологубова и Павел Исаев — люди, без которых сейчас «Комбат-туры» не были бы той ошеломляющей компанией, которую теперь знают участники путешествий. «Честно говоря, никто не верил в успех нашего предприятия, — говорит Александр Чуранов. — Да мы и сами-то только после первого тура осознали и во что мы ввязались, и то, насколько крут наш проект. Получилось, что Максим Батырев объединил вокруг себя сообщество людей с определенными человеческими и бизнес-ценностями, заложенными в его книгах. Когда люди собрались вместе, им оказалось невероятно комфортно путешествовать друг с другом и общаться только потому, что их ценности совпали. Уже через несколько дней все почувствовали себя друзьями, а кто-то нашел партнеров или клиентов». «Мы вообще не про туризм! Мы даже называем наших клиентов участниками, а не туристами. Мы про впечатления и образование, про личностный рост и новые перспективы. Подавляющее большинство участников из регионов — из столиц крайне мало людей», — говорит Александр. Это в общем-то легко объяснимо — в Москве и Санкт-Петербурге намного легче найти единомышленников только по причине масштаба этих городов. Компания «Комбат-туры» удовлетворяет очень важную для предпринимателей нужду в адекватном человеческом общении с близкими по духу людьми. Получить любые знания можно сейчас легко в интернете. А вот найти понимание, дружеский совет, поделиться личными переживаниями и опытом преодоления жизненных, семейных и бизнесовых трудностей — весьма трудно. Не хватает ни сил, ни времени, ни достаточной среды для этого. «Средний возраст участников — 35-45 лет. Это люди, у которых в общем-то не так много единомышленников, тех, с кем можно пообщаться на интересующие темы, не только связанные с бизнесом, но и личные. Часто бывает, что и семья не разделяет с предпринимателями эти темы, — говорит Александр Чуранов. — Не то чтобы семья не поддерживает наших участников, но эти темы ей неинтересны. Предприниматель зачастую находится в некоем информационном вакууме. А тут они оказываются в среде 40-30 человек, и всем эти темы интересны. Всем любопытно говорить об этом. Но, самое главное, люди учатся друг у друга, и часто это и есть самое ценное». Люди в комбат-турах друг у друга прежде всего учатся. Это главная задача, которую ставит теперь перед собой Александр Чуранов. «Вначале это оказалось для всех большой новостью. Несмотря на то что с нами в каждом туре есть эксперт — известная личность из России или из-за рубежа, которая является центром силы, — люди учатся друг у друга. Кроме того, у нас в турах есть и чисто образовательные мероприятия. Мы собираем уникальных людей вместе — это директора, руководители, собственники, — продолжает Александр. — Наша задача состоит лишь в том, чтобы организовать взаимодействие — нетворкинг. Вот в этом-то и состоит самая сложная магия — завести этот процесс общения и взаимного духовного обогащения». Негласный девиз комбат-туров — «Отдыха не будет!». Ведущий туров и арт-директор компании Павел Исаев часто говорит: «В комбат-турах так: либо вы спите, либо общаетесь». «Если человек смотрит в телефон, то мы все считаем, что ему скучно, то есть он таким образом требует общения, — продолжает Александр. — Каждый эксперт, участвующий в комбат-туре, — прекрасный специалист в какой-либо определенной сфере, достигший в ней большого успеха. Максим Батырев, например, проводит мастер-классы по темам менеджмента, управления сложными подчиненными, продаж. И сейчас мы переходим от лекционной формы общения к интерактивной, такой как мастермайнд-группы. Это такой импровизированный "совет директоров" — у каждого, в принципе, есть актуальные на сегодняшний день проблемы, которые он хотел бы решить, но не знает, как это сделать». Все участники тура делятся на небольшие группы по шесть-семь человек, и люди накидывают какому-либо одному участнику возможные решения его задачи. А так как все участники — это руководители с высокими компетенциями, да еще приехавшие из разных городов России — от Камчатки до Калининграда, то результаты такого мозгового штурма бывают ошеломляющими. Решение бывает настолько внезапным, неожиданным и эффективным, что оправдывает все человеческие и материальные затраты на этот тур. «Люди часто находят для себя клиента или партнера, — утверждает Александр. — У нас огромное количество примеров, когда люди нашли друг друга и организовали совместный бизнес или нашли какие-то форматы партнерского взаимодействия». Уже год как компания «Комбат-туры» активно сотрудничает с Героем России, летчиком-космонавтом Сергеем Рязанским. С ним было организовано восхождение на самую высокую вершину Африки — Килиманджаро. «Это было безумно интересно! Представляете, человек дважды был в космосе, выносил туда олимпийский огонь, много раз с высоты видел вулкан, фотографировал его, — и вот теперь он сидит ночью с вами у палатки и костра, — восторженно говорит Александр. — Он не был экспертом по восхождению, но он стал неформальным лидером нашей группы. Сергей рассказывал о том, как можно использовать опыт космических полетов в бизнесе. Кстати, он был единственным, кто дошел до базового лагеря на Килиманджаро полностью со своим рюкзаком, — обычно их несут сопровождающие африканцы». «Известных людей очень много, но тех, кто готов делиться своим бесценным опытом, отрывать от себя кусочки сердца, крайне мало, — уверен Александр Чуранов. — И когда мы ищем экспертов для наших туров, мы стараемся найти именно таких людей». Постепенно в компании «Комбат-туры» пришли к пониманию необходимости организации семейных туров. «Все предприниматели хотят, чтобы их дети росли в среде сверстников, тоже имеющих запрос на саморазвитие. Вот для этого семейные туры и нужны. И потом, не секрет, что бизнесменам порой не хватает времени на детей. А что может сплотить взрослых и подрастающее поколение лучше, чем совместный поход! И после возвращения родители со слезами на глазах говорят, насколько они недооценивали своего ребенка, а дети — своих "предков"». С Сергеем Рязанским будет в следующем году семейный сплав в Карелии, а с Максимом Батыревым — путешествие по Киргизии. «Путешествие для нас — не самоцель. Это лишь инструмент. В центре нашей деятельности — человек, — так обозначает свое кредо Александр Чуранов. — Мы предлагаем человеку позитивные и полезные впечатления. Наша задача — помочь предпринимателю перейти на качественно новый уровень. Мы предлагаем такой формат, который открывает бизнесмену огромные возможности для личностного и экономического роста». Человек должен вернуться после комбат-тура через десять дней — и у него должно быть 30 новых настоящих друзей. На это работают, кроме приглашенного эксперта, профессиональный ведущий, тимлидер, фотограф и другие специалисты, которые следят за тем, чтобы все было идеально и все работало на одну задачу: впечатления и рост. Более 25 процентов людей, побывавших в комбат-турах, возвращаются и становятся их постоянными участниками. Сегодня Александр Чуранов руководит еще и смежными направлениями — это бизнес-лагерь для подростков Batyrev.Camp и уникальный проект — бизнес-экскурсии в офисы инновационных компаний в Москве — vgosti.biz. За плечами у компании «Комбат-туры» — 26 поездок по России, в Новую Зеландию, Намибию, Японию, США, Китай, Индию, Европу. Были организованы две бизнес-регаты в Хорватии и три бизнес-форума, проведены экспедиции на Камчатке, в Сибири, Хибинах, Карелии, на Кавказе. «Комбат-туры» — активная энциклопедия жизни и бизнеса. «Мы хотим делать такие путешествия, в которые никогда, нигде и никто не мог отправиться раньше», — завершает рассказ Александр Чуранов.