Звезда - это не про лёгкие деньги. Группа Яхонт выбирает Хатангу, не Москву
«Вы посмотрите телевизор, что там крутят?! Где там народные песни? Где про родину? Это же не песни, сплошная порнография!» - именно этим Флорид Исламов объясняет рост популярности группы «Яхонт». Созданный в 1992 году, «Яхонт» - настоящая легенда Красноярского края. Группа до сих пор успешно выступает по всей стране с песнями в стиле «фолк». Состав ансамбля менялся трижды, за эти годы записано и издано 14 дисков и 11 видеоклипов. С Флоридом Исламовым, бессменным руководителем группы, и композитором Андреем Иголкиным - о планах и новых альбомах, а также о любви красноярцев к народным песням - разговаривал корреспондент «АиФ-Красноярск». Песни, созвучные душе. «АиФ-Красноярск», Сергей Митрухин: Флорид, Андрей, в мировой музыке столько современных стилей и направлений, а красноярцы регулярно слушают и поют народные песни или их обработки. В чём притягательность такой музыки? Вот и «Яхонт», начавший как фолк-группа, уверенно играет почти тридцать лет - и всё больше набирает почитателей. Андрей Иголкин: Почему любят народную песню? Потому что её пели веками. Столетиями отсеивали лишние ноты и слова. И она становилась собственностью целого народа. Хотя кто-то когда-то её сочинил. Потому такая песня круче любых однодневок, сочинённых в любой период, хоть советский, хоть царский. Поэтому все, и мы в том числе, делаем и «каверы» на них. Взять тот же «Чёрный ворон» - на него два десятка вариантов сходу найти можно, причём совершенно разных. - А не достаёт вас, что постоянно просят «Чёрного ворона» исполнить? Флорид Исламов: Нет, это же классика жанра. Некоторые признаются, что приходят на наш концерт только ради «Чёрного ворона». Один поклонник признался, что уже 28 лет ходит на наши концерты только ради него. Хотя у нас много и других хороших песен. - А почему люди сегодня хотят слушать песни военных лет? А.И.: А это уже на генетическом уровне. Я считаю, что народные песни передают дух самого народа. Есть, конечно, и международные шлягеры национальные, например, «Сулико» - уже не только грузинская, она и русской душе созвучна. Так и с песнями о войне: если ты часть этого народа, то к песне инстинктивно предрасположен, ведь её твои земляки выстрадали. И не забывайте: остались самые лучшие песни, сочиняли их много, но много и выбраковывалось народом. «Хатангу давай!» - Когда вы пишете песни, к примеру, про Дудинку или Хатангу, делаете это для того, чтобы, приехав туда, подогреть местный патриотизм или у вас есть что сказать именно жителям северных посёлков? А.И.: И то, и другое. Мы понимаем, что это надо для лучшего контакта со слушателями, а с другой стороны - потому что хочется поговорить с жителями языком песни. И нам есть что сказать. Ф.И.: Андрей написал песню «Хатанга», которая завоевала такую популярность! В Москве нам эту песню заказывали не реже «Чёрного ворона»: «Хатангу» давай!» Мы с Андреем поговорили - будем «Северный альбом» делать, ведь уже много песен есть таких. Никто же не пишет про Норильск, Дудинку... А.И.: Есть и третья составляющая: мы чувствуем высокую ответственность художников, уж извините за пафос, к формированию не просто общественного мнения, но любви к родине, к тем, кто живёт рядом с вами и нами. Мы чувствуем, что это надо делать, - и делаем. - Кстати, 7 декабря регион отметит 85-летие со дня основания. А есть в нашем крае места, запавшие в душу так, что туда хочется возвращаться? Ф.И.: О да! Однажды мы уехали далеко-далеко, от Хатанги ещё на теплоходе долго плыли, такое захолустье! Там клуб открывали, мы выступали на улице перед посёлком. А.И.: Клуб недостроенный ещё, окна не вставлены, стены недоделаны, но надо праздник устроить для людей. На взгорочке стоит с десяток чумов, остальное - бараки. Причём бараки такие кривые, словно им двести лет, хотя построили их наверняка в 50-60-е годы. А внизу земля полуутоптанная, полубуграми, вроде танцплощадки. Нам сделали надувную сцену, с трудом туда звучащие колонки поставили. Играем первую песню. И вот картина: напротив чумы стоят, девушки с детьми на руках, перед ними чиновники. А перед сценой пляшут несколько мужиков и собаки. Обычно же девушки танцуют, а мужчины смотрят на них со стороны, а тут взрослые мужики в фуфайках, ушанках и с собаками! И одновременно начинается драка - и у собак, и у мужиков. А женщины с детьми на руках стоят, смотрят! Как жаль, что в руках была бас-гитара, а не камера! - Сюрреализм какой-то! А.И.: Иногда родной край умеет удивлять. Но на самом деле у них там всё хорошо: клуб достроят, дети будут туда ходить, читать, учиться чему-то хорошему. Если попадётся хороший учитель, может, там вообще гений какой-нибудь вырастет. И это реально: один хороший учитель может поднять любую сельскую школу на недосягаемую даже в Красноярске высоту, в том числе и по количеству талантливых детей. - И как этих талантливых детей вылавливать? Хотя бы вашу сферу взять для примера. А.И.: А не надо их вылавливать. Их воспитывать и учить надо. Вот только хороших учителей мало, как и музыкантов, политиков и так далее. А страна огромная! И все норовят уехать куда-нибудь в Москву или вообще в Европу. А вот уехать на север края, в деревню глухую и бедную, чтобы помочь своим землякам, почему-то мало кто хочет. Это подвиг. Талантливых много - выигрывают единицы - У вас же тоже были предложения перебраться в Москву, за границу. Почему не уехали? Ф.И.: Два раза пытались. Просто не получилось. Были самые разные обстоятельства, в каком-то смысле случайные. А.И.: Первый раз, когда мы уже собрались, погиб наш солист. Великий солист - Сергей Селиванов... Ф.И.: Если бы он не погиб, возможно, всё по-другому бы сложилось. У Селиванова был высочайший уровень, были люди, готовые вкладывать деньги именно в него. Потом пришёл очень хороший, грамотный солист, отличный профессионал, но он не полюбился человеку, который готов был денег дать. И не срослось. А.И.: Хотя шанс попасть в большие звёзды у нас был, но не сложилось. Остаться в Москве рядовой группой, чтобы работать в основном на банкетах, мы не хотели. В итоге решили, что в Красноярске будем свободнее, эффективнее управлять судьбой и своим творчеством. - Как семьи к этому относились? Ф.И.: Плохо. Хотя наверняка вздохнули с облегчением. У нас же, когда мы жили в Москве, бюджет был иногда по 100 рублей в день - на хлеб, метро и сигареты. Реально на воде и хлебе сидели. А.И.: В Москве на каждом шагу люди с гитарами и другими музыкальными инструментами. Туда съезжаются за славой и деньгами не только из российских регионов, но и из Молдавии, Украины, Киргизии и Казахстана. И ведь самые лучшие приезжают! Их там море, а выиграют в эту лотерею единицы. И если ты не попал в разряд суперзвёзд, не нашёл спонсора, начинаешь играть в прямом смысле слова за копейки. Какое уж тут творчество - поесть бы. Адреналин для артиста А.И.: Всем хочется найти большой кошелёк, набитый деньгами. Но если честно, есть масса других, более интересных занятий: сидеть в студии, искать звук, ходить на репетиции. Вот мы с Флоридом недавно были на чумовой репетиции к 85-летию края! Ф.И.: 6 декабря во дворце имени Ярыгина будут играть «Яхонт», симфонический оркестр и петь хором сразу 700 человек! И ещё 4 тыс. зрителей в зале! А.И.: На первой репетиции художественный руководитель расписал певцам ноты для хоров, учитывая голосовые возможности, и раздал партитуры - сбросил смс на телефоны! Не понадобилось даже распечатывать 700 страниц. И вот все 700 человек смотрят в свои телефоны, сидят и поют - и это так круто. И они реально творят искусство! Ф.И.: Представьте, если 700 человек поставить вдоль сцены - задержки звука с одного края на другой будут почти полсекунды! Технически очень сложно. Я спросил министра культуры Аркадия Зинова: «Всё живьём будет?» «Конечно!» Ну он максималист! С другой стороны, если живьём не получится, записать такое количество людей будет ещё сложнее. В общем, задача масштабная. Как наш край! - Такие фестивали и концерты для чего нужны красноярцам? Вот недавно был фестиваль Хворостовского, сейчас юбилейный концерт готовите. Зачем? Ф.И.: Это же повышение мастерства, люди стремятся к хорошему, учатся и участники, и зрители! Ну нельзя же скатываться к животному существованию. Раньше в крае был прекрасный конкурс «Песня над Енисеем». И даже конкурс ресторанных музыкантов! Этого сейчас не хватает. Это было, во-первых, интересно, во-вторых, слушатели могли сравнить, выбрать лучшее, мастерство повышалось. В конце концов, люди просто культурно отдыхали: ресторан ведь не просто еда, это культура еды. А.И.: Ведь если исполнителя, хоть оперного, хоть ресторанного, приглашают на фестиваль или конкурс, у него сразу адреналин в крови! Он начинает усиленно готовиться! - Даже если это всё умеющая мировая звезда, вроде Костелло или Хворостовского? А.И.: Конечно! Им же вообще облажаться нельзя! Звезда - это не про лёгкие деньги, а про тяжёлую работу. И чем выше уровень фестиваля, тем сложнее - артисту там и заболеть нельзя. Если где-то закололо прямо на сцене, ты должен допеть! - А «Яхонт» смог бы такой фестиваль или творческий конкурс устроить? Ф.И.: Я и раньше пытался, обращался и на телевидение за поддержкой, и к спонсорам. Меня, правда, не слушали. Сейчас у нас новый, настоящий министр культуры, прошедший все этапы с низов. Да, я хочу ещё раз вернуться к такой идее. Но это надо делать.