Войти в почту

«Гудрон и гномы» раскрывают смыслы

Современное искусство не зря называют границей между реальностью и видением. Это на все 100% подтверждает выставка Владимира Чернышева, который представил свои работы в галерее FUTURO. Завершится она 12 декабря, а это значит, что у нижегородцев еще есть время погрузится в скрытые смыслы и яркие символы этой экспозиции. Казалось бы, небольшое пространство, а там с греческим размахом есть практически всё: и и скульптура, и графика, и инсталляция. Об искусстве «между строк» мы поговорили с автором и художником представленных работ Владимиром Чернышевым. - Владимир, выставка современного искусства в купеческом доме — задача не из легких. Получился ли унисон между тем, что олицетворяло вчера и тем, что символизирует завтра? - Мы сейчас с вами находимся в главном «тёмном» зале. Когда я задумывал проект, то первое, о чем подумал: как с этим пространством работать? Это же здание — памятник архитектуры. У меня было и остается ощущение, что всё, что сюда попадает, теряется или исчезает в этом контексте. Окружающая фактура интерьера создает ощущение трудно читаемой памяти. История, звучание времени давят в хорошем смысле слова, и с этим надо было что-то делать. Я решил продолжить размышление на тему исчезновения и поработать с полом, а вот стены практически не трогать. Так я пришел к форме бассейна, и к материалу, скрывающему глубину. - Бассейн наполнен гудроном. Почему именно гудрон, о чем говорит эта метафора? - В широком смысле — это выставка о природе. Привычное понятие природы поменялось, потому что частью экосистемы стали материалы, которые являются продуктами человеческой деятельности, и активно влияют на окружающий мир. В разы интенсивнее, чем скажем сто лет назад. Все это подробно описывает концепт антропоцена, изучаемый учеными, социологами, философами и вообще всеми, кто хоть как-то озабочен изменением окружающей среды. Гудрон — как раз один из подходящих материалов, чтобы говорить и на тему экологии в том числе. Это производное из переработанной нефти, а из нефти сейчас делается практически все. Внушительная часть мировой экономики построена на горючем сырье. Пластики, ложки, пакеты — это вещи, созданные из материалов, «родственных» гудрону. - Но почему именно гудрон, почему, например, не бензин? Тоже ведь нефтепродукт… - У гудрона есть интересное свойство: он обволакивает, консервирует и одновременно стирает идентичность. Поэтому в бассейне с этой чёрной субстанцией нет определенности, нет понятной глубины. Это неизвестность. Материал, который также иллюстрирует идею реальности, которая существует сама по себе. Своего рода «темная материя». Гудрон никогда не застывает до конца. Мы здесь видим буй, который используется для разметки глубин и границ в реках и морях, мы видим бассейновую лестницу, символизирующую погружение. Мне кажется, сейчас также очень важна тема подмены в природе: с одной стороны вещи сделаны человеком, они имитируют природные явления, но в то же время это и есть актуальная природа. Потому что "неприроды" не существует. Всё, что мы видим вокруг себя, - это и есть природа. - В природе есть день и ночь, и в вашем видении этой природы присутствует аналогичная градация: вы разделили выставку на два зала - белый и черный. Расскажите о светлой стороне своей экспозиции. -Это очень условное деление. В белом зале собраны камерные, архивные и студийные вещи. Можно увидеть технику древней печати офорт. У нас в Нижнем, к слову, всего два подобных станка для работы с такой печатью. Мне нравится офорт тем, что это всегда не итоговый рисунок, а копия, изображение, существующее во втором порядке. А эти работы из серии графики без названия. Видите, все изображения в целом похожи, но отличаются деталями. Это про то, что одни и те же вещи всегда разные. И сюжеты считываются не легко, хотя символы на первый взгляд понятны, это мультикультурные коды: звезды, тень, арка, замок, огонь. Здесь природа считывается, скорее, не как органическая субстанция, а как знаковое пространство. На самом деле природа - это очень человеческое понятие. Оно часто романтизируется, и связано с опытом красоты, потому что постоянно отсылает к неизвестности. Кстати, арка присутствует и вот здесь (показывает на вытянутую композицию с растением, обрамленную в металл - прим. ред). Это работа из нержавеющей стали. Внутри камыш, все это залито канифолью. Канифоль — это, как известно, смола деревьев. Здесь растения консервируются, и есть отсылка к натюрморту, к мертвой застывшей, природе. - А еще есть отсылка к гудрону, про который мы говорили раннее. Он тоже консервирует и тоже придает форму. - Можно и так интерпретировать. Вы знаете, мне нравится работать с материалами, которые меняют свое агрегатное состояние. А вот вещи, которые в этом плане статичны. Посмотрите на эти скульптуры из гипса. Кто-то видит в них гномов, а когда на выставку приходил глава города Владимир Панов, то он предположил, что это самураи. - Хорошо, когда есть пространство для маневра фантазии. Вам часто задают такие же наивные вопросы, какие задаю сейчас вам я: мол, а что это значит, какой у экспоната подтекст и смысл? - Вы не одиноки в этом ( улыбается — примеч. ред). У меня нет одного, строгого замысла, который я бы хотел донести. Мне интересно смотреть на проекты с разных углов, при желании можно вынести две три главные темы на первый план и развивать их. В этой выставке к теме памяти и исчезновения добавилась тема экологии, которая на самом деле гораздо глубже, чем мы привыкли думать. Чего только стоят рассуждения Тимоти Мортона о темной экологии! Автор текста к выставке Алиса Савицкая даже поместила его цитату в качестве одно из эпиграфов. Мне также важно держать дистанцию от работ и не касаться личных рефлексий. Я совершенно спокойно отношусь к свободной интерпретации. Каждый понимает по-своему, и это здорово! Главное, чтобы вещь или идея вызывала эмоции. - А бывает так, что не вызывает? Ну вот нет «обратной связи»? - Конечно бывает. Значит, нет общих соприкосновений, это нормально. Значит, затронет другая выставка. Вы знаете, современное искусство - это очень специальная штука. Мне повезло с тем, что я делаю вещи. Некоторые из них в целом выглядят симпатично вне контекстов, хотя иногда это может мешать. У меня, например, ощущения от выставки меняются постоянно — на этапе подготовки, финального монтажа, открытия, встреч и обсуждений. Впереди диалог с Сергеем Хачатуровым - критиком, искусствоведом и куратором из Москвы. Он состоится в среду в 18:00. Уверен, что-то снова поменяется. Приходите, буду рад встрече! - Спасибо, придем обязательно! Сайт художника: www.vladimirchernyshev.com (16+)

«Гудрон и гномы» раскрывают смыслы
© Newsroom24