Как укротить себя
Люди, проговаривающие все, что вспомнится, напоминают двор без ограды, куда может зайти любой и забрать все ценное. Такое сравнение приводил преподобный Антоний Великий, а авва Исаия и преподобный Ефрем Сирин отмечали, что человеческий ум помрачается необузданностью языка. Каждый из нас даст ответ перед Богом за все, сказанное напрасно (ср. Мф. 12, 36). Почему же именно способность говорить имеет такую ценность? Словом был сотворен видимый и невидимый мир (ср. Ин. 1, 3). Особый созидательный дар слова дан и людям (см. Быт. 2, 19—20). Однако, если человек отходит от Бога, то мысль, облеченная в словесную форму, может стать разрушительной. Наши предки понимали эту опасность. Об этом свидетельствуют народные поговорки: «от одного слова — да навек ссора», «не ножа бойся — языка», «что молвишь, то не воротишь», «от слова спасение, от слова и погибель» и другие. Удивительную силу речи понимали и люди, жившие до Рождества Христова. С баснописцем Эзопом, который, как мы помним, был рабом, произошел такой случай. Его хозяин приказал ему приготовить самое лучшее, что есть на земле. Эзоп преподнес гостям блюда из языков. На следующий день было поручено подать на стол самое худшее на свете, и опять хозяину пришлось потчевать гостей языками. На вопрос господина Эзоп ответил: «Я выполнял твой приказ. Разве есть на свете что-нибудь ужаснее языка? Им рождаются ссоры, распри, войны, уничтожается многолетняя дружба. Но в то же время во всем мире не найти ничего прекраснее языка. Благодаря ему народы примиряются, люди могут познавать этот мир и делиться своими находками. Словами мы можем ободрить другого, выразить ему свою любовь». Человек привык легко разбрасываться фразами: балагурить, жаловаться на свою жизнь, иногда дерзить, однако забывает, что от слова часто зависит наша вечная участь. Господь говорит, что от собственных речей мы можем оправдаться или осудиться (см. Мф. 12, 37). Слово порой может изменить судьбу не только личности, но и всего человечества. Не сказанным вовремя словом «прости» Адам и Ева обрекли себя и своих потомков на рабство, а ведь история человечества могла бы быть иной. Напротив, смиренным ответом: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38), Пречистая Отроковица Мария сделала возможным рождение Сына Божия более двух тысяч лет назад. «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9, 24) — этот слезный возглас отца послужил исцелению его больного чада, а просьба «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23, 42) привела разбойника в рай. Слово отражает внутреннее состояние человеческой души, поскольку от «избытка сердца говорят уста» (Лк. 6, 45). Святитель Николай Сербский рассказывал страшную историю о том, как мать необдуманно сказала, что была бы рада, если бы глаза ее не видели сына. Мальчик воспринял это настолько серьезно, что застрелился. Рядом с ним нашли записку, что он сделал это ради счастья матери. Женщина каждый вечер рыдала около очага, пока ее не нашли мертвой, – она скончалась от горя. Еще один рассказ святителя был о том, как во время войны очень боязливого солдата отправили в разведку. Он был уверен, что его убьют при первой же возможности, опасался, что противник невдалеке. Но один из сослуживцев убежденно сказал: «Господь еще ближе». Это было произнесено с такой верой, что солдат успокоился и успешно выполнил боевое задание. Впоследствии этого человека наградили за храбрость, и он вернулся домой героем. Так преобразили его сказанные товарищем слова. Можно терять время в пустых беседах и потом ощущать внутреннюю опустошенность, а можно открывать тайны сердца Богу, беседовать с Ним. Всемогущий Господь в пору испытаний поможет претерпеть их до конца, а в минуты радости только усилит ее Своею благодатью. Авва Евагрий призывает каждого к молитве: «Открывай уста свои для слова Божия и обуздай язык от многословия». Духовный подвиг зависит от внутреннего состояния человека. Даже в уединении подвижника может преследовать беспокойное «я». Потому, как объясняет преподобный Паисий Святогорец, в первую очередь среди мирской суеты необходимо обрести внутреннее безмолвие. Только стоит помнить, какова цель наших трудов. Думаем ли мы обрести добродетель, стать ближе к Богу или же цель нашего молчания – общественное признание? Ведь можно хранить свой язык от разговоров, но мысленно беседовать с помыслами или развивать в себе страсть тщеславия. «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2), — наставляет христиан апостол Иаков. Он также приводит такое сравнение: лошадям вкладывают в рот удила, чтобы с их помощью управлять всем телом животного, и корабли имеют руль, который помогает передвигать это огромное сооружение. Так и человек, по высказыванию апостола, может победить другие страсти, если будет контролировать собственные слова. Важный шаг в борьбе с греховной привычкой — искреннее обращение к Богу: «Господи, помилуй меня грешного!» и отказ потакать страсти. Как укротить себя? Святитель Феофан Затворник называет чувства «окнами души». Если их распахнуть, благодать уходит. И еще быстрее она исчезает, когда открываешь настежь «двери» — свои уста. Через многословие человек подвергается многим грехам. Как отмечает святитель, бесконтрольные разговоры опаснее, чем мечтательность. Они более «весомы» и потому погружают душу в гнетущее, тягостное состояние. Люди, проговаривающие все, что вспомнится, напоминают двор без ограды, куда может зайти любой и забрать все ценное. Такое сравнение приводил преподобный Антоний Великий, а авва Исаия и преподобный Ефрем Сирин отмечали, что человеческий ум помрачается необузданностью языка. Каждый из нас даст ответ перед Богом за все, сказанное напрасно (ср. Мф. 12, 36). Почему же именно способность говорить имеет такую ценность? Словом был сотворен видимый и невидимый мир (ср. Ин. 1, 3). Особый созидательный дар слова дан и людям (см. Быт. 2, 19—20). Однако, если человек отходит от Бога, то мысль, облеченная в словесную форму, может стать разрушительной. Наши предки понимали эту опасность. Об этом свидетельствуют народные поговорки: «от одного слова — да навек ссора», «не ножа бойся — языка», «что молвишь, то не воротишь», «от слова спасение, от слова и погибель» и другие. Удивительную силу речи понимали и люди, жившие до Рождества Христова. С баснописцем Эзопом, который, как мы помним, был рабом, произошел такой случай. Его хозяин приказал ему приготовить самое лучшее, что есть на земле. Эзоп преподнес гостям блюда из языков. На следующий день было поручено подать на стол самое худшее на свете, и опять хозяину пришлось потчевать гостей языками. На вопрос господина Эзоп ответил: «Я выполнял твой приказ. Разве есть на свете что-нибудь ужаснее языка? Им рождаются ссоры, распри, войны, уничтожается многолетняя дружба. Но в то же время во всем мире не найти ничего прекраснее языка. Благодаря ему народы примиряются, люди могут познавать этот мир и делиться своими находками. Словами мы можем ободрить другого, выразить ему свою любовь». Человек привык легко разбрасываться фразами: балагурить, жаловаться на свою жизнь, иногда дерзить, однако забывает, что от слова часто зависит наша вечная участь. Господь говорит, что от собственных речей мы можем оправдаться или осудиться (см. Мф. 12, 37). Слово порой может изменить судьбу не только личности, но и всего человечества. Не сказанным вовремя словом «прости» Адам и Ева обрекли себя и своих потомков на рабство, а ведь история человечества могла бы быть иной. Напротив, смиренным ответом: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38), Пречистая Отроковица Мария сделала возможным рождение Сына Божия более двух тысяч лет назад. «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9, 24) — этот слезный возглас отца послужил исцелению его больного чада, а просьба «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23, 42) привела разбойника в рай. Слово отражает внутреннее состояние человеческой души, поскольку от «избытка сердца говорят уста» (Лк. 6, 45). Святитель Николай Сербский рассказывал страшную историю о том, как мать необдуманно сказала, что была бы рада, если бы глаза ее не видели сына. Мальчик воспринял это настолько серьезно, что застрелился. Рядом с ним нашли записку, что он сделал это ради счастья матери. Женщина каждый вечер рыдала около очага, пока ее не нашли мертвой, – она скончалась от горя. Еще один рассказ святителя был о том, как во время войны очень боязливого солдата отправили в разведку. Он был уверен, что его убьют при первой же возможности, опасался, что противник невдалеке. Но один из сослуживцев убежденно сказал: «Господь еще ближе». Это было произнесено с такой верой, что солдат успокоился и успешно выполнил боевое задание. Впоследствии этого человека наградили за храбрость, и он вернулся домой героем. Так преобразили его сказанные товарищем слова. Можно терять время в пустых беседах и потом ощущать внутреннюю опустошенность, а можно открывать тайны сердца Богу, беседовать с Ним. Всемогущий Господь в пору испытаний поможет претерпеть их до конца, а в минуты радости только усилит ее Своею благодатью. Авва Евагрий призывает каждого к молитве: «Открывай уста свои для слова Божия и обуздай язык от многословия». Духовный подвиг зависит от внутреннего состояния человека. Даже в уединении подвижника может преследовать беспокойное «я». Потому, как объясняет преподобный Паисий Святогорец, в первую очередь среди мирской суеты необходимо обрести внутреннее безмолвие. Только стоит помнить, какова цель наших трудов. Думаем ли мы обрести добродетель, стать ближе к Богу или же цель нашего молчания – общественное признание? Ведь можно хранить свой язык от разговоров, но мысленно беседовать с помыслами или развивать в себе страсть тщеславия. «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2), — наставляет христиан апостол Иаков. Он также приводит такое сравнение: лошадям вкладывают в рот удила, чтобы с их помощью управлять всем телом животного, и корабли имеют руль, который помогает передвигать это огромное сооружение. Так и человек, по высказыванию апостола, может победить другие страсти, если будет контролировать собственные слова. Важный шаг в борьбе с греховной привычкой — искреннее обращение к Богу: «Господи, помилуй меня грешного!» и отказ потакать страсти.