«Сделано на Дону» – это звучит гордо. Местный бизнес создаёт и держит марку

Я люблю хороший кофе. А ещё мне немаловажно красиво испить хороший кофе. Даже просто сделать два глотка, но ни в коем случае не на бегу (иначе какое ж это наслаждение?), а в приятной обстановке. Например, в Каменоломнях. Или в Шахтах, или в Новочеркасске. В крошечных восьмиугольных стеклянных кафе на перекрёстках. Чем рабуста отличается от арабики, где больше кофеина, как правильно обжарить кофе, а как его правильно сварить и с чем подать? Ещё шесть лет назад шахтинцы Максим Оторокин и Александр Манько, основатели «Донской кофейной компании», себе и представить не могли, что они будут разбираться во всех тонкостях кофейного бизнеса. Но раз уж бывшие одноклассники решили открыть собственный бизнес, то пришлось погрузиться во все тонкости нового дела. - Я сам могу и пожарить вам кофе, и приготовить выпечку, и обучить этим премудростям персонал, - говорит Максим. – И для мелкого бизнеса это нормально: придумать, создать, запустить. Когда мы начинали, нас было двое, а сейчас штат – 80 человек: и технологи, и пекари, и бариста. Все аттестации и проверки пройдены. Плюс в этом году мы даже получили знак качества «Сделано на Дону». Как формируется бренд? С 2013 года ростовские предприятия, готовые показать высокий уровень качества своей продукции, получили возможность стать обладателями знака регионального признания. - Система добровольной сертификации «Сделано на Дону» была зарегистрирована шесть лет назад в государственном регионально центре стандартизации и метрологии. Всё это время наши специалисты помогают донским производителям подтверждать соответствие стандартам для своей продукции, - говорит генеральный директор ФБУ «Ростовский ЦСМ» Александр Красавин. - Мы помогаем формировать имидж нашей области и продвигать наших донских производителей. На самом деле знак «Сделано на Дону» - это не просто красивая эмблема на упаковке. И за ней стоит серьёзная работа не только специалистов, которые проверяют качество продукции. Порой, предпринимателям приходится по нескольку раз подавать заявки на участие в сертификации, прежде чем они получат «добро» от экспертов. Например, Лариса Уварова, совладелица шахтинской компании по пошиву авточехлов под маркой Lord-Auto, призналась, что их предприятию пришлось покупать новое оборудование, а многим сотрудникам, в том числе и ей самой – получать дополнительное образование. - Может вы помните, что в советское время на товарах высокого качества стояла своеобразная маркировка – знак качества СССР? Наш ростовский знак «Сделано на Дону» - это нечто подобное, - объясняет директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова. – Сегодня рынок очень насыщен товарами и услугами, поэтому борьба за потребителя идёт жёсткая. А чем его можно привлечь? Только высоким качеством. Продукция со знаком «Сделано на Дону» становится нашим символом. Она формируют отношение к нашей области, как к региону, где производятся высококачественные товары. Не только ростовчане, но и жители других регионов это видят, оценивают и... голосуют рублём. Скажу больше – к нам обращаются производители из других регионов с просьбой поучаствовать в проекте. Приходится отказывать – «Сделано на Дону» - это местный бренд. А вот поделиться опытом подобной сертификацией – это всегда пожалуйста. Аудит в помощь - Наш проект - не коммерческий, - продолжает Александр Красавин. – За участие в сертификации предприниматели платят минимальные взносы. Но за это получают полный аудит. Приходят наши эксперты, которые, если нужно, подскажут, чего не хватает, каким образом исправить, где доработать. Это ж какая помощь! - Наверное, некоторые предприниматели думают, а что нам даст эта добровольная сертификация? Я неоднократно уже говорила, что та работа, которую мы с ними проводим, более ценна, чем какие бы то ни было преференции и т.д., - поясняет Ирина Теларова. - Например, многие участники проекта изначально были уверены, что они производят качественный товар, а став участниками добровольной сертификации, с помощью наших экспертов поняли, что до желаемого качества им далеко. Зато они теперь знают, где, что и как им надо улучшить, изменить. Мы обеспечиваем коммуникацию между товаропроизводителями. Устраиваем стратегические сессии. Помогаем выйти на другие рынки, в том числе и с другие регионы. Кроме того, есть региональные агентства поддержки предпринимательства, где для участника проекта «Сделано на Дону» предусмотрены более льготные условия финансовых инструментов. То есть те, кто готов участвовать в проекте, получают кое-какие преимущества. Специалисты ФБУ «Ростовский ЦСМ» поясняют, что предприятия, удостоенные знаком «Сделано на Дону» не остаются без ежегодных аудитов. Эксперты должны быть уверены, что производство остаётся стабильным, управляемым, контролируем и заявленные показатели качества сохраняются. Кстати, проверка из «ЦСМ» может нагрянуть с внеплановым аудитом. Так что всем участникам проекта - товаропроизводителям и предприятиям, оказывающие услуги, - приходится держать марку. Из Ростова с любовью - Наверное, вы со мной согласитесь, что у каждого человека должен быть смысл жизни, - предприниматель из Шахт Максим Оторокин признался, что свой любимый кофейный бизнес оставляет партнёру, а сам уже активно включился в новое дело. - Вот ты прожил жизнь и знаешь, что ты что-то создал. Мы - предприниматели – создаём. Допустим, один проект закончился, а руки уже чешутся, чего бы ещё такого сделать. И ты уже не можешь остановиться. Знаете, чем бизнесмен отличается от предпринимателя? Бизнесмен, прежде чем вложиться в проект, будет всё очень досконально просчитывать, чтобы понимать, сколько заработает. А у предпринимателя совсем другой подход. Он создаёт только тот продукт, который лично ему интересен. Да, с точки зрения глобального бизнеса, подход неверный. Но для мелкого бизнеса, я считаю, это правильно. И заметьте, что именно мелкий бизнес формирует основу чего-то большого.

«Сделано на Дону» – это звучит гордо. Местный бизнес создаёт и держит марку
© АиФ Ростов