Ещё

Выборы «18+». Как российские политики используют неоднозначный контент 

Выборы «18+». Как российские политики используют неоднозначный контент
Фото: РИА "ФедералПресс"
Особый контент
Российские аналитики при подготовке доклада взяли за основу опыт американцев. Правда, ученые в США в начале 1980-х исследовали тему секса в рекламе и не углублялись в политику. Мужчинам и женщинам предлагали фотографии моделей обоих полов с разной степенью обнаженности. Задачей было выяснить, какие картины вызывают интерес, какие привлекательны, а какие оскорбительны. «Оказалось, что изображение полностью обнаженной женщины чуть менее оскорбительно, чем частично обнаженной. Крайне оскорбительным для респондентов мужского пола является изображение обнаженных мужчин. Как и для женщин высокооскорбительно изображение обнаженных моделей прекрасного пола», — рассказал автор российского исследования, политтехнолог и аналитик Алексей Жвалев.
Иначе говоря, эротическое изображение для одних является привлекательным, для других — оскорбительным.
В политике тема эротики встречается нечасто, но обычно запоминается. В интернете популярны агитационные ролики, которые делают и его «Росвидео». Самый популярный из них — «Вставай на выборы, или Гей не передержке». «Они активно эксплуатируют тему секса, но не показывают обнаженку. Такие видео не оскорбляют зрителей и вызывают интерес», — прокомментировал Алексей Жвалев.
Кандидаты в «Порнхабе»
В зарубежных странах тему «18+» политики эксплуатируют гораздо чаще. По словам Алексея Жвалева, кандидат в президенты Грузии от партии «Новый политический центр — Гирчи» и член партии «Либеральный альянс» в Дании Иоахим Ольсен, который баллотировался в парламент, разместили свою политическую рекламу не где-нибудь, а на ресурсе Pornhub. Кстати, сам портал не гнушается политикой и часто оставляет юмористические комментарии под постами известных деятелей, например, таких, как посол США Хизер Науэрт, оппозиционер . «Политические ролики на „Порнхабе“ обсуждали все. Но в результате кандидат в Дании депутатом не стал, а в Грузии в результате президентской гонки Джапаридзе занял лишь шестое место, значительно уступив соперникам», — добавил эксперт.
По мнению Алексея Жвалева, в России чаще эротику используют в черном пиаре, как это было в истории с прокурором и политиком . «Немного позитива в эту тему внесла Настя Рыбка, но для нее все едва не закончилось печально. Сейчас она в политику особо не идет», — добавил политтехнолог.
«Хотя бы раз… попробуй нас»
Три темы — секс, дети и животные — являются основными айстоппперами в рекламе. «Причем неважно, политическая это реклама или коммерческая. Законодательные ограничения исключают детей, а ассоциации с животными далеко не всегда на руку имиджу кандидата. Остается секс со всеми его вариациями», — прокомментировала политтехнолог .
По словам эксперта, в 2000–2010 годах было довольно много разнообразных АПМ с эротическим подтекстом: от «эротической» урны для голосования в 2003-м, плакатов «Хотя бы раз… попробуй нас» до мобилизационного плаката в 2016-м «Исполни свой гражданский долг» и агиткампании в 2019-м в Хабаровском крае.
Евгения Столярова считает, что использование эротического подтекста в агитации не вызывает противоречий, «если качество исполнения не вызывает зубовный скрежет». Всего должно быть в меру. По мнению политтехнолога, использовать такой инструмент можно и нужно. Но делать это допустимо исходя из реакции электората. То есть понадобятся предварительные замеры аудитории. «Избиратели по-разному воспринимают кандидатов. Кого-то лидером, кого-то родителем, кого-то — приятелем. Естественно, психологическому портрету политика должен соответствовать и мессендж в агитации, иначе у избирателей возникнет диссонанс», — рассказала политтехнолог.
Странно, если тот, кого люди воспринимают в роли родителя (ассоциации с заботой, помощью, поддержкой), будет выглядеть героем-любовником. «В этом случае запросто получить недоверие электората, мол, чего-то он недоговаривает», — отметила Столярова.
Торс президента
Социология показывает, что большинство избирателей почти на всех выборах составляют женщины. Так уж повелось, что прекрасный пол более ответственно подходит к голосованию. И политическая реклама подстраивается под электорат.
Политтехнолог за 27 лет работы каких только АПМ, агитационных аудио— и видеороликов в кампаниях не видел. В том числе с эротическим подтекстом. Самые яркие примеры были собраны в закрытой группе политтехнологов и политконсультантов в сети Facebook «ПАПКИТ» и даже удостоились специальной антипремии. «Получилась богатая коллекция, хотя электоральная эффективность такой агитации вызывает очень большие сомнения», — сообщил Денис Ястребов.
Он добавил, что из четырех победителей антипремии с эротическим подтекстом «ни один не победил в избирательной кампании». По мнению эксперта, такой контент вызывает хайп, как следствие растет узнаваемость кандидата, но на выборы это не влияет.
Но прямолинейная эротика, особенно исходящая от женщины-кандидата, работает негативно, вызывает некое соперничество. Достаточно вспомнить, кто чаще голосует. «С другой стороны, если кандидат, особенно мужчина, имеет отличную физподготовку и спортивную фигуру, то удачно и не нарочито поданный визуальный сигнал способен добавить голосов в женском электоральном сегменте», — отметил Ястребов.
Например, все помнят полуобнаженный торс президента страны, который разлетелся по всему миру. Зарубежные лидеры потом часто копировали этот образ , правда, неудачно. В 2018 году полуобнаженный образ использовал кандидат в губернаторы Приморья . Его спортивное тело создало нужный облик сильного и «брутального» управленца и добавило, вероятно, голосов на выборах.
Борьба полов
Эксперты сошлись во мнении: что подходит мужчинам-кандидатам, не подходит женщинам. Политолог считает, что «красивая грудь с декольте сегодня сработает, а завтра ее назовут няшей и отвернутся». Мужчинам можно показывать торс, но с политиками прекрасного пола эротический образ не сработает. «Постельный режим для женщин в политике не очень», — добавил эксперт.
По мнению политолога, исключение составляют разве что яркие , и , но и они «не эксплуатируют свою привлекательность». «Красивые женщины в политике не приветствуются», — добавил эксперт.
Перевозчиков проанализировал, как изменился образ кандидатов за последние годы. «Образ брутальных и накачанных политиков уходит в прошлое. На смену им приходит облик мудрецов и ботаников, особенно в мегаполисах. Это вызов времени. Мужчине, чтобы добыть ресурсы, больше необязательно быть сильным, можно быть умным», — отметил политолог.
Владимир Перевозчиков рассказал историю работы на выборах в одном селе в патриархальном регионе. «Кандидат у нас — здоровый такой мужик, как медведь. Приходит он, значит, и говорит: „Мужики, не знаю, что делать. Оппоненты готовят контрагитацию, раскопали, что я живу на две семьи“, — вспоминает Перевозчиков. — Я кандидату говорю: „Не волнуйся, мы это используем в плюс“.
Когда вышла листовка оппонентов, оказалось, что большинство — женщины и старушки — мужчину, живущего на две семьи, восприняли очень даже положительно, ведь кандидат „непьющий, двух жен содержит, никто не ругается“. Одним словом, молодец мужик, на всех хватает. В итоге кандидат победил, еще и с большим отрывом. Владимир Перевозчиков добавил, что такое возможно в условиях вымирающих сел, из-за чего „меняется менталитет людей, следуя принципам выживаемости“. Политолог считает, что женщин в целом в политике продвигать сложнее. „На Западе до половины политиков составляет прекрасный пол. Мы еще далеки от этого. Привлекательная женщина отталкивает не мужчин, а прежде всего женщин как основной электорат. Избирательницы сами часто считают, что женщинам, к сожалению, не место в политике, они должны детьми заниматься“, — говорит эксперт.
Как считает психолог Элеонора Красилова, „женщине-политику эротика для продвижения не нужна“. „Посмотрите на , — предлагает эксперт. — Она действует из другого образа. В психологии он называется архетип Деметры, или матери. Политик показывает, что проявляет заботу о народе как о детях. Защищает их“.
По словам психолога, современные молодые женщины в политике используют другие психологические образы — Афродиты, Артемиды. Они вызывают негативную реакцию — для актрис и певиц это уместно, но не для депутатов, сенаторов и чиновников. В глазах людей все же выигрывают матери.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Видео дня. Сколько мяса в современных сосисках
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео