Войти в почту

Сибирские сыроделы не надеются на штиль на продовольственном рынке

Издержки контроляВ России существенно увеличилось производство натуральных сыров. Растет и импорт. В итоге на рынке сегодня примерно миллион тонн - как в 2014 году до введения эмбарго. На душу населения приходится около 7,3 кило-грамма сыра, потребляется же 5,8. Избавиться от излишка, казалось бы, просто - надо убрать продукты с заменителем молочного жира. Для этого следует поменять технический регламент, но компании, поставляющие в Россию пальмовое масло и другие заменители, умело лоббируют свои интересы.- Когда вводили "Меркурий", то считалось, что система станет барьером для фальсификатов. Эта задача не выполнена. Появилось множество обходных путей. Зато усилились контрольные полномочия Россельхознадзора, который теперь имеет право штрафовать не за качество продукции, а за неправильно оформленные сертификаты. После введения "Меркурия" натуральную продукцию стало производить и сложнее, и дороже. А фальсификаты - проще, так как теневой рынок система не контролирует. Нужно законодательно четко определить правонарушения в вопросе фальсификации молочной продукции, - заявил на прошедшем недавно в Барнауле форуме "АПК Сибири: настоящее и будущее" генеральный директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко.Эксперты отмечают, что "Меркурий", по сути, дублирует электронную информационную систему налоговой службы, которая сегодня учитывает оборот молочной продукции. При этом, по словам Михаила Мищенко, даже минсельхоз РФ и Аналитический центр при правительстве России не имеют доступа к "Меркурию".Недавно у молочников появилась еще одна головная боль, связанная с необходимостью маркировки продукции.- Марка будет стоить около шестидесяти копеек. Плюс затраты на установку оборудования и программного обеспечения. Получается, что ежегодно молочная отрасль должна отдавать около 25 миллиардов руб-лей. У нас что, мало других налогов? - напомнил Мищенко.Экспортные коридоры и тропкиПеренасыщение сырного рынка грозит негативными последствиями для Алтайского края, где в последнее время есть сложности со сбытом.- Мы предупреждали прежнее руководство края: вы выпускаете много сыра и сырных продуктов, а основное потребление - в европейской части России, где наращивают собственное производство. За пять лет в ЦФО его увеличили на 81 процент, ПФО - на 74, на Северо-Западе - на 213, а в УрФО - вообще почти на 700 процентов. Если не решить проблему, то юг Западной Сибири рискует потерять эту отрасль, - сообщил гендиректор Центра изучения молочного рынка.- Есть два пути: развивать внутреннее потребление (здесь многое упирается в покупательную способность населения, падающую в последние годы) либо пробиваться за рубеж - прежде всего в бывшие союзные республики. Сейчас страны заключают двухсторонние соглашения о беспошлинной торговле. Такие соглашения стали бы самой эффективной и простой поддержкой наших экспортеров - не только крупных компаний, но и малого бизнеса.- Чтобы зайти на корейский рынок, мы платим пошлину в 36 процентов. С Южной Кореей, где, по сути, нет сельского хозяйства, можно и нужно работать, но давайте заключим межправительственное соглашение. Я не согласен с тем, что малому бизнесу не пробиться на экспорт. За границей российский продукт интересен не только торговым сетям, но и небольшим специализированным магазинам. Крупным экспортерам придется конкурировать с крупными зарубежными игроками, а малый бизнес всегда найдет тропку, только не мешайте ему и помогите с инфраструктурой. Однако на зарубежные рынки надо пробиваться в рамках региональной кооперации - возможно, в масштабах СФО: формировать единую заявку и выходить с ассортиментом продуктов. И не надо забывать - чтобы выйти на зарубежные прилавки с собственным торговой маркой и упаковкой, нужно минимум два года, - отметил Олег Махнаков, гендиректор ООО "Рикон" и председатель снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов "Колос" и "Восход" (Алтайский край).Смена караулаСейчас в молочном животноводстве Новосибирской области и Алтайского края происходят серьезные перемены. По оценкам отраслевых экспертов, с января по конец октября этого года поголовье молочных коров в двадцати районах Новосибирской области уменьшилось на 7,4 тысячи, а производство сырого молока - на 21 тысячу тонн. Правда, одновременно три крупнейших компании не просто полностью компенсировали падение, но и увеличили производство на двадцать тысяч тонн (соответственно, нарастив поголовье). То есть происходит перестройка системы молочного бизнеса с массовым оттоком неконкурентоспособных предприятий. Пока новые игроки рынка замещают объемы производства. Но что будет дальше? Основная проблема - недостаток инвесторов. Новых крупных проектов в молочной сфере до обидного мало.Во многом это связано со слабо развитой сельской инфраструктурой, усиливающейся кадровой проблемой - работать становится некому. Есть еще одна причина - позиция банков. Малые предприятия, убежден Олег Махнаков, уходят из сферы животноводства, потому что им очень трудно получить банковские кредиты. А в молочной отрасли без кредитных ресурсов не обойтись.Многое, впрочем, зависит от позиции местных властей. Гендиректор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко привел в пример два российских региона. По его словам, в Кировской области делают ставку на холдинги, а в Башкортостане (где, как и в Алтайском крае, свыше сорока процентов населения - сельское) целенаправленно развивают "малышей".- Хороший сыр, как, впрочем, и сливочное масло, из дешевого молока не получится. В моем понимании спасением для малых хозяйств может стать производство именно качественного молока. Я сужу по своим знакомым переработчикам - спрос на него растет. Чем качественнее молоко, тем оно дороже, - считает директор новосибирской фабрики "Фаворит" Борис Дегтярев.Еще один путь спасения малых предприятий - кооперация. Но только добровольная, убеждены эксперты. Насадить ее сверху, по разнарядке минсельхоза, невозможно. В мире она выстраивалась столетиями. В России же за невыполнение планов по созданию сельхозкооперативов регионы штрафуют. .Между темАналитики отмечают еще одну тенденцию. Крупные зерновые трейдеры стали заходить на молочный рынок. Год назад один из ведущих алтайских зерноторговцев приобрел в Новосибирской области крупный агрохолдинг с большим животноводческим хозяйством. Ожидалось, что после заключения сделки с ним можно будет попрощаться - раньше зерновики не жаловали "молочку" как непрофильный актив. Однако в 2019 году новый хозяин вложил в реконструкцию животноводческих помещений более ста миллионов рублей. На базе довольно архаичного молочного хозяйства рождается современное. Через год-два здесь появится новый серьезный игрок сырьевого рынка. Схожие примеры, пусть и в меньшем масштабе, есть и в Алтайском крае.На форуме вообще говорили о том, что сибирские аграрии должны больше ориентироваться на животноводство. Главный вопрос - в том, как конвертировать огромные объемы зерна, которые сейчас получают хозяйства, в молоко и мясо, и экспортировать именно эту продукцию с высокой маржой. Сибирякам есть, с кого брать пример. В Воронежской области, перенесшей акцент на развитие животноводства, за последние десять лет производство молока выросло на полмиллиона тонн, увеличилось производство мяса. Появились новые рабочие места, развивается переработка.Еще одно перспективное направление - развитие племенного животноводства. Каждый год Россия закупает для селекции от 50 до 150 тысяч голов крупного рогатого скота. Так что ниша есть.

Сибирские сыроделы не надеются на штиль на продовольственном рынке
© Российская Газета