Железные нервы, здоровые почки
Количество людей, ведущих здоровый образ жизни, растет, но больше становится и трудоголиков, и тут возникает вопрос — можно ли справиться с ежедневными нагрузками, стрессами и переработками без громадных (и потому опасных для пищеварительной и сердечно-сосудистой систем) доз кофеина, которыми мы привычно взбадриваем организм? Катя и Егор Хлебниковы, придумавшие семейный бизнес по производству натуральных напитков «для здоровья, энергии и продуктивности», считают, что их бодрящие не хуже кофе «фитомиксы» станут трендом на рынке продуктов питания. С какими трудностями пришлось столкнуться стартаперам, как защищает от стресса ацерола и почему в России нелегко найти экологически чистые травы? Литры кофе для бега по карьерной лестнице Кате 26 лет, Егору 33. Познакомились в Москве, куда приехали учиться — Егор из Новосибирского Академгородка, Катя из Крыма. Как и многие стартаперы, Хлебниковы нашли идею для своего проекта за пределами специальностей — Катя закончила Финансовый университет, Егор — физфак МГУ. С работой тоже все сложилось — Егор устроился в «Роснано», где разрабатывал законы по снятию барьеров с инновационных стартапов, Катя трудилась в «Большой четверке» аудитором. Работать приходилось много. Экстремальные ситуации, в которых надо было мгновенно принять правильное решение, случались чуть ли не ежедневно. Для того чтобы сделать карьеру, надо было забыть о приятных прогулках по парку, восьмичасовом сне и правильных спокойных обедах. Справиться с нагрузкой помогали литры кофе. Большая чашка капучино с утра, чтобы проснуться, эспрессо во время совещания — для лучшей эффективности «мозгового штурма», американо вместо обеда… Усталость, нарушения сна и профессиональное выгорание не заставили себя ждать. Катя уволилась из Внешэкономбанка, где занимала должность инвестиционного аналитика, и решила, что ей гораздо интереснее будет вкладывать время и силы в собственный проект. Каким он будет? Катя была уверена только в одном — ее стартап обязательно должен быть связан со здоровым питанием. Егор жену поддержал и посоветовал подойти к идее основательно. Ребята изучили международные тренды, пообщались со стартаперами из США и Гонконга, пополнили свои знания в «Стартап Академии Сколково» и… взялись за дело. Немного статистики По данным Росстата, здорового образа жизни (ЗОЖ) придерживается каждый восьмой россиянин. Больше всего сторонников ЗОЖ в 2019 году оказалось в Ингушетии (48,8%) и Крыму (29,2%), а вот Москва (8,8%) и Санкт-Петербург (6,8%) сильно отстают. Среди обязательных условий ЗОЖ Росстат, кроме отсутствия вредных привычек, называет «адекватную физическую активность» и «ежедневное потребление не менее 400 грамм овощей и фруктов». Вот с последним пунктом и возникает больше всего проблем. К кофе больше подходит круассан, а не яблоко, с чаем приятнее съесть печенье, а не морковку. Егор и Катя внимательно изучили рынок здорового питания, заметили его большой потенциал и решили предложить ему совершенно новый продукт. «Мы увидели, что магазинов здорового питания становится больше, почти во всех крупных супермаркетах появляются полки, на которых стоят только экопродукты, отрасль развивается очень активно. Но при большом разнообразии здоровой еды с напитками дело обстоит хуже. Есть энергетики, в основном представляющие собой вредную сладкую газировку с кофеином, есть кисломолочные напитки — полезны для пищеварения, но не бодрят, есть соки — от пакетированных, считают врачи, ни пользы, ни “заряда бодрости” не будет. Вот так нам и пришла в голову идея — попробовать делать полезные энергетики», — рассказывает Катя. Задача перед Хлебниковыми стояла интересная, но непростая. Необходимо было разработать оригинальную формулу напитка, закупить ингредиенты, придумать и выпустить упаковку. На это ушло 1,5 млн рублей — личные накопления Кати и Егора. Коктейли без сахара и красителей Для того чтобы вывести идеальную формулу полезного энергетического напитка, Хлебниковы пригласили специалиста — профессора, доктора фармацевтических наук Татьяну Киселеву. «Мы хотели сделать “бодрящие коктейли” в формате экстрактов, чтобы их было удобно брать с собой на работу, в дорогу. При этом вся польза ягод и целебных трав должна была сохраняться, а от консервантов, искусственных красителей и стабилизаторов мы сразу решили отказаться. В общем, было непросто, но справились. И, как оказалось, настоящие трудности ждали нас впереди», — говорит Катя. Казалось бы, в России не должно было возникнуть проблем с сырьем для коктейлей — морковкой, клюквой, черникой, боярышником, лекарственными травами. Но выбрать добросовестных поставщиков оказалось не так-то просто. Одни присылали ингредиенты пересушенными (польза напитка уменьшалась, его цвет и вкус менялись), другие вместо обещанных алтайских трав присылали импортные, из Китая. «Поиск производителей экстрактов из лекарственных растений, ягод, овощей оказался очень непростым. Мы долго искали тех, кто удовлетворял бы нашим требованиям к качеству продукта. Оказалось, что многие экстракты плохо разводятся водой (остается осадок), или не содержат всех необходимых полезных микроэлементов, или произведены из трав, выращенных не там, где было заявлено в начале переговоров. Сейчас мы закупаем экстракты преимущественно на Алтае, но несколько привозим из Китая. Гингко и ацерола в России не произрастают, но они очень важные элементы коктейлей. Гингко билоба улучшает кровообращение, умственную активность и память, ацерола укрепляет иммунитет, помогает справиться со стрессом и улучшить настроение, эта ягода содержит почти в сто раз больше витамина С, чем апельсины», — делится Катя. Надежные поставщики выбраны, смеси изготовлены и расфасованы. Дело за малым — заинтересовать потребителя. Составят ли «бодрящие коктейли» конкуренцию кофе и энергетикам? Вкусная поддержка Fitomix — это пять разных напитков. Есть утренний («почувствуй бодрость с самого утра»), дневной («позволяет сохранять концентрацию внимания после обеда»), вечерний («ты будешь спать как младенец»), энергетический («способствует приливу сил»), а также заряжающий энергией на 48 часов коктейль для супергероев. В каждой пачке ценой от 280 до 350 рублей — 7 порций натурального энергетика. «Производство у нас контрактное. Мы находимся в стадии тестирования рынка, поэтому собственный цех открывать пока нецелесообразно. Работаем на тестовых партиях по 40 000 порций, получаем обратную связь от потребителей и очень надеемся, что “фитомиксы” окажутся востребованными. Объемы продаж за три месяца составили 300 000 рублей», — делится информацией Катя. Сегодня купить Fitomix можно на фирменном сайте и маркетплейсе beru.ru. К новому году Хлебниковы планируют запустить продажи на ozon.ru и уже ведут переговоры с крупными ритейлерами и аптеками о дистрибуции продукта. Егор и Катя считают, что заняли относительно свободную нишу на российском рынке здорового питания, и основными потребителями «фитомиксов» видят офисных работников, которым наверняка когда-нибудь надоест кофе, захочется разнообразия и движения в сторону ЗОЖ. Автор: Наталья Сысоева