"Неудобная художница" Лиза Смирнова

Если бы восемь лет назад художник по костюмам Лиза Смирнова осталась в театре Станиславского и Немировича-Данченко, многие артисты сейчас могли бы одеваться совсем по-другому. Но история не терпит сослагательного наклонения, а Лиза не терпела рамок – ни тогда, ни сейчас. Поэтому, проучившись четыре года в театрально-художественном колледже и проработав пару меся- цев по специальности, она решила развиваться в другом, своем направлении. «Сейчас ситуация в театре сильно изменилась, тогда это было очень консервативное место, где инициатива не приветствовалась. А я в свои 19 очень остро чувствовала, где меня могут поломать, и как только слышала: «О, у тебя есть талант, сейчас мы его переделаем под себя», интуитивно понимала, что мне не сюда», – вспоминает девушка. Отправившись в свободное плавание, Смирнова занялась вышивкой, которая нравилась ей всегда: свою первую работу Лиза сделала в шесть лет – вышила рыбку в подарок брату. «Я не пользовалась схемой, потому что уже тогда понимала, что это моя картинка и на ней может быть все что угодно». Сейчас героине этих строк 27, и ее вышитых рыбок (и не только их) хотят заполучить очень многие: от модников-хипстеров до Gucci и Anthropologie. Основной мотив ее творчества – природа, но иногда Лиза удивляет подписчиков абстрактными фигурами или ироничными зарисовками, в которых можно узнать ее саму. Каждая новая работа зависит от настроения: она может расшить льняное платье и джинсовый бомбер, нарисовать нитками портрет Бродского, придумать нашивки для мотоциклистов и сделать коллаборацию с ювелирным магазином. Кстати, сотрудничает Смирнова чаще всего со своими знакомыми, а к предложениям модных гигантов относится с недоверием. «Крупные бренды – это всегда про коммерцию и большие продажи, – говорит художница. – Они хотят вещи, которые можно масштабировать, и удобного автора, который на это согласится. А для меня в коллаборациях важнее всего экспериментальный момент и новые открытия, а не просто тегнуть потом бренд и сказать: «Посмотрите, я с ними работала». «Неудобный художник» Смирнова действительно редкий случай в нынешних реалиях. Она относится к каждой своей работе как к картине (поэтому никаких копий), к коллаборациям – как к возможности попробовать новое, а не заработать побольше денег, к славе – как к приятному, но не обязательному бонусу. «Да, я делала платье для Бьорк и сотрудничала с H&M, – между делом говорит Лиза, – но для меня как для автора гораздо важнее, например, коллаборация с Олей Глаголевой и ее экобрендом GO». Несмотря на то что именно вышивка сделала девушку популярной, она не ассоциирует себя только с ней. «Для многих я просто «Лиза, которая вышивает», но это не так. Вышивка – лишь одна из форм, с помощью которых я выражаю себя. Мне нравится все: живопись, керамика, гобелены. Хочу развиваться во всех сферах». Огромный творческий диапазон Лизы подтверждают ее выставки. Пока их было две: в Сингапуре в 2016-м и в прошлом году в Москве. Московская – любимая: «В Сингапуре я, конечно, чувствовала себя звездой. Ребята из местной галереи все очень круто организовали, написали мою цитату на полу, развесили работы, составили плейлист из русских песен – в общем, сделали все, чтобы мне было комфортно. Но они хотели показать меня с одной стороны – им интересны только вышивки. А в московскую выставку я лично вложила очень много сил, нервов и времени, но сделала ее по-своему: заняла на две недели часть особняка Музея декоративно-прикладного искусства и выбрала те работы, которые сама хотела показать». ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В ДЕКАБРЬСКОМ НОМЕРЕ HARPER’S BAZAAR РОССИЯ. Фото: АННА АРЧЕН; КСЕНИЯ ВЕРБИНА

"Неудобная художница" Лиза Смирнова
© Harper’s Bazaar