«Ты думаешь: вот оно!». Почему люди идут на премьеру и зачем в театре коты

В последние годы и в Челябинске, и стране наблюдается своеобразный театральный ренессанс. Театральные премьеры становятся настоящим событием, поводом для обсуждения, для обмена мнениями в профессиональном сообществе и соцсетях. Зачем людям театр в эпоху интернета? Нужна ли новым постановкам активная раскрутка? Почему театральному менеджеру нельзя расслабляться? Об этом и о многом другом мы поговорили с директором Челябинского Камерного театра Ильей Коломейским. Зрители впитывают энергию актеров – Илья Анатольевич, по моим зрительским ощущениям, в последние годы наблюдается такой бурный всплеск интереса к театру. И в Челябинске мы тоже это видим. Фестивальные постановки практически всегда идут с аншлагами, и в вашем театре на репертуарных спектаклях, по-моему, не бывает полупустых залов... – Если говорить о каком-то театральном ренессансе, то да, я солидарен с вами, я тоже заметил этот процесс. Я вижу увеличение посещаемости как у нас в Камерном, так и в других театрах. У нас вместимость зала 196 человек, но я давно в отчетах не видел такого количества зрителей, цифры посещаемости всегда больше – порядка 210-217 человек. Мест пока хватает на всех, потому что есть добавочные откидные стулья. – Зачем зритель идет в театр? Одно время, в эпоху бурного наступления интернета и прочих технологий, казалось, что театр вдруг стал чем-то архаичным – этакая «уходящая натура»... – Люди всегда стремятся к чему-то настоящему, а не «синтетическому», потому что наносного, поверхностного в жизни и так хватает. Сейчас большой спрос на что-то крафтовое – то есть то, что люди делают самостоятельно. На эксклюзивные изделия, на экологически чистые продукты, на какие-то вещи, сделанные своими руками. Мне кажется, что театр удовлетворяет именно этим запросам. Когда ты идешь в кино, ты получаешь определенные эмоции. Но все-таки в кино – пусть красивом, зрелищном, интересном – зритель все происходящее воспринимает через призму экрана. А когда ты приходишь в театр, ты общаешься непосредственно с актерами, и ты впитываешь их энергию, ты получаешь от них живой эмоциональный посыл. А, во-вторых, на мой взгляд, к такому ренессансу привели общие усилия всех учреждений культуры, театров и тех, чья работа связана с обеспечением их деятельности. Когда один театр находится в поиске, резко выделяется, то все равно это волну не создаст. А когда большинство театров ставят очень качественные работы, в том числе экспериментальные спектакли, реализуют интересные проекты, когда есть значимая поддержка со стороны Министерства культуры, губернатора и Союза театральных деятелей – я говорю о Челябинской области – то тогда побеждает искусство, и театры становятся местом притяжения. – Театру как таковому вообще сложно обойтись без финансовой поддержки со стороны государства? – В сегодняшней ситуации театрам без господдержки не выжить. Если говорить про наш театр, то у нас примерно 20% бюджета – это то, что зарабатывает сам театр, 80% – государственные дотации. Премьерой надо «заразить» – Вам не кажется, что соцсети сослужили вам хорошую службу? Благодаря соцсетям для зрителя теперь это не просто поход в театр, а это еще и отчет о походе в театр. Театры, кстати, быстро подхватили эту тенденцию – стали выделять фотозоны для фотографий, селфи. Это стало модно – сходить в театр и рассказать об этом? – Почему модно ходить в театр? Потому что это не совсем обычный, а достаточно элитарный вид досуга. Все-таки в театр не пойдешь, условно говоря, в спортивном костюме. Ты идешь на спектакль, фотографируешься, выкладываешь фото в соцсети – тем самым ты как бы подтверждаешь: да, я уникальный, а театр – это круто. Но, конечно, отчитаться в соцсетях – это далеко не главный зрительский повод пойти на тот или иной спектакль. Прежний директор театра Алла Точилкина проводила в своё время специальное исследование, и оно выявило множество других причин, которые стимулируют людей идти в театр. Например, часто идут просто за компанию, потому что позвали друзья, коллеги. Для женщин важно «выгулять» красивое платье. Но главное – должен быть интересный спектакль, который хорошо «упакован» и правильно раскручен. – Хорошо, а каким образом можно привлечь людей? Как премьеру преподнести миру? – Тут все не так сложно, механизмы известны. Например, еще в процессе постановки заранее начинать работать через свои же площадки: соцсети, сайт, подогревать интерес встречами с профессиональным театральным сообществом. Есть такое в Челябинске профсообщество – ПроТО (прогрессивная театральная общественность). Это профессиональные блогеры, которые пишут о театре. Встречаемся с ними, рассказываем о предстоящем спектакле. Необходимо заразить этой премьерой какое-то количество людей, которые интересуются театром. Ближе к премьере устраиваем пресс-показы для журналистов, организуем розыгрыши билетов, рекламируем спектакль на радио и телевидении. А вообще самая лучшая реклама – из уст в уста, и если на премьере людям понравилось, то волна интереса к спектаклю пойдет и дальше. – Кстати, летом у вас перед премьерой была презентация с участием котов... – Один из способов привлечения внимания – создание интересного инфоповода. Если в театре премьера и к ней вдобавок дать интересную картинку, то информационная отдача будет более заметной. Соответственно организуется перфоманс, привязанный к содержанию спектакля. В том случае, о котором вы вспомнили – это была премьера спектакля «В душе хороший человек». Там один из персонажей – кот. А мы давно дружим с фондом зоозащиты Карена Даллакяна, и мы с Кареном сделали такую совместную акцию – зрители могли сфотографироваться с котами, принять участие в сборе средств для бездомных животных. Эта акция собрала большое количество просмотров, лайков, и хороших картинок, а также немного денежных средств для Фонда. «Ловлю нереальный кайф» – Вы сказали в начале нашего разговора, что на спектаклях Камерного театра зал всегда полон. Получается, ваша задача как театрального менеджера решена, и можно расслабиться и почивать на лаврах? – Для меня работа – это увлечение, а не рутина, поэтому острой необходимости в расслаблении нет. Процесс творческий и увлекательный, и одновременно – системный и очень ответственный. Несмотря на то, что часто приходится проводить вечера (вчера, например, ушел с работы в два часа ночи) и выходные на работе, она не надоедает. Если расслабиться, то вся система, которая выстраивалась долгие годы, она неизбежно будет в чем-то давать сбой. Без постоянного прогресса, постоянного поиска чего-то нового, без креатива, без планирования и системности в работе и количество зрителей упадет, и многие «винтики» театрального механизма могут работать с меньшим КПД. Театр – явление комплексное, здесь важна каждая деталь. Если пол будет грязный, то зритель неприятно удивится – в театре так не должно быть – и больше не придет. Если будет холодно в театре, то люди в другой раз пойдут туда, где тепло. – Как вы думаете, что со зрителем происходит в театре за те два или три часа, которые он находится здесь? Вот он пришел, посмотрел спектакль, он уходит немножко другим человеком? – У каждого спектакля есть свой месседж, все постановки разные. Какие-то спектакли созданы для того, чтобы человек погрузился в ту или иную проблематику, какие-то – для того, чтобы человек посмотрел внутрь себя и понял, что хорошо и что плохо. Хороший спектакль – это сочетание драматургического материала, режиссера, который может трактовать этот материал и провести за руку зрителя, вызвав нужные эмоции, и актеров, способных все это передать. В результате человек для себя что-то открывает, сам себе задает вопросы и ищет ответы. Спектакли Камерного театра не позволяют человеку расслабиться, это не легкие комедии. Они созданы для того, чтобы человек мог подумать, чтобы разум его мог поработать. На сцене – какое-то действие, фраза, мысль, и ты проникаешься этим и думаешь: «Вот оно! Я тоже об этом думал, но не мог свои ощущения сформулировать, и именно здесь и сейчас вдруг понял то, что для меня было важно». Безусловно, и сотрудники, и зритель особо ценит спектакли, которые ставит одна из основателей Камерного театра, Виктория Николаевна Мещанинова. Они несказанно профессиональны, актуальны и интересны. – Когда вы приходили сюда работать, вас одолевали сомнения: получится-не получится? – Я пришел в Камерный театр шесть лет назад, и испытывал сомнения, боялся не оправдать ответственности. Тогда ещё, в «розовых очках»... Меня в театр пригласила Виктория Николаевна Мещанинова, главный режиссер и один из основателей театра. Благодаря ей, я погрузился в этот особенный мир. Причем, она рисковала, ведь я был «белой вороной» в этом пространстве, не знакомой со спецификой, не известной в этой среде. Когда я начинал, то был как человек, который впервые садится за руль. Конечно, со временем, изменились ощущения, как они меняются у водителя, который учится и приобретает опыт. Я чувствую, как с каждым днем я становлюсь все большим фанатиком своего театра. Я каждый день хочу сделать театр лучше, хочу, чтобы было больше гастролей, фестивалей, зрителей, лучше техническое оснащение, чтобы ремонт был, чтобы сотрудникам и зрителю было хорошо в этом «храме искусства». Да, сначала было страшно, а теперь от работы я стал ловить нереальный кайф.

«Ты думаешь: вот оно!». Почему люди идут на премьеру и зачем в театре коты
© АиФ