Десять ингушских «почему»

Чтобы понять ингушский менталитет, предстоит задать не одну тысячу вопросов. В этом убедилась журналистка , которая уже два года живет в Магасе и изучает историю, быт и культуру этого народа. Накопившиеся за это время вопросы она задала специалистам: этнографу Зейнеп Дзараховой и публицисту Хаважу Накостоеву.
Десять ингушских «почему»
Фото: «Это Кавказ»«Это Кавказ»
1. Почему в ингушском языке нет фразы «С днем рождения»?
З. Дзарахова: Дело в том, что ингуши никогда не делали особого акцента на дне рождения. Долгое время, пока не было письменности, запоминали только приблизительное время появления человека на свет: например, «ранней весной», «во время косьбы» или «после прополки»
и т. д.
Уже позже это стало фиксироваться. К примеру, мой дед Адл Барахоев в XIX веке записывал день рождения детей на ингушском языке арабской графикой. Тем не менее отмечать этот день до сих пор считается не очень скромным, как и привлекать внимание к своей персоне, каких бы ты ни достиг высот.
Сегодня для поздравления, как правило, используется фраза Дала дакала волва/йойла хо, что значит «Пусть Бог благословит тебя / Пусть Бог наделит тебя чем-то благим». Хотя все чаще можно услышать и другое поздравление: Вача/Йача денца дакалвувц/дакалуц хо аз, что значит «Благословляю тебя с днем рождения».
2. Почему при появлении старших нужно вставать и не садиться в их присутствии?
З. Дзарахова: Это дань уважения к старшим по возрасту. «Старшему — почести, младшему — заботу!» — говорят ингуши. Решая вопросы жизни семьи и общества, всегда принято считаться с мнением старших. Вставать при появлении старших независимо от национальности — и мужчин, и женщин — обязанность каждого ингуша. Не принято не только садиться, но тем более сидеть с ними, трапезничать за одним столом. Это проявление уважения и скромности. Исключение может быть одно: если младший по возрасту — ваш гость.
3. Раз в Ингушетии очень почитают старших, то почему никогда не обращаются к ним по отчеству?
З. Дзарахова: В ингушском языке отчество предшествует имени. Так, Адл Мохмад в русском варианте — Магомед Адлиевич. Однако в обществе не принято было обращаться по имени и отчеству друг к другу: не только к старшим — ни к кому. Это правило — напоминание о равенстве людей и ответственности за слова, дела и поступки.
У нас в народе говорят: «Все друг друга знают». Это не следует понимать буквально, но стоит человеку выделиться чем-то хорошим или, наоборот, совершить недостойный поступок, как его тут же назовут по отчеству. Это напоминание о высоком уровне ответственности. Впрочем, в современном обществе обращения по имени и отчеству стали распространены в государственных учреждениях и организациях.
4. Почему ингушские женщины (независимо от возраста) всегда уступают мужчинам дорогу?
З. Дзарахова: В былые времена, когда предки ингушей жили в горах, на пути всегда могла подстерегать опасность: узкие тропы, обвалы, звери. И мужчина, как защитник, шел впереди. Со временем это закрепилось в быту и получило скорее символическое значение: уступая дорогу мужчинам, женщины как бы перекладывают на плечи мужчин функцию защитника, в том числе и защитника родины.
Мужественность для ингушей значит очень много: никогда ингушка не позволит своему сыну заниматься женским трудом — уборкой дома, мытьем посуды — и будет с детства растить в нем мужчину. С малых лет в мальчике должно быть заложено чувство ответственности за семью, народ и отечество.
5. Почему теща и зять у ингушей никогда не общаются?
З. Дзарахова: Зять и теща действительно избегают встреч друг с другом. На свадьбе они не пересекаются, потому как в Ингушетии этот праздник проходит раздельно в двух домах: в доме невесты и в доме жениха. Да и после этого новые родственники никакого общения не поддерживают. При этом при необходимости зять вхож в родительский дом жены, но и для этого создаются специальные условия. Например, теща и тесть уходят в другое помещение, а зять учтиво и аккуратно проходит в дом.
Как бы там ни казалось, этот обычай говорит как раз о взаимном уважении. Теща является настолько почетным человеком для зятя, что их отношения нельзя заземлять до уровня бытовых. Наоборот, нужно ограничить возможность малейшего непонимания и недовольства друг другом. Нет такой зафиксированной нормы поведения, через которую зять мог бы выразить все уважение к теще, подчеркнуть ее высокий статус. Зять даже не может называть по имени тестя и тещу. Но при этом обязан быть внимательным к их нуждам и оказывать им поддержку.
Кстати, даже после развода мужчина будет избегать бывшую тещу, отдавая дань традиции. Все это — высокое уважение к женщине как хранительнице культуры народа. Поэтому в ингушском обществе никогда не было и не могло быть анекдотов о теще или о тесте.
6. Почему у ингушей «племянник никогда не стареет»?
З. Дзарахова: Если зять, как представитель другой фамилии, считается почетным родственником, и к нему относятся уважительно и бережно, то именно на его сына или на его дочь, которые являются кровными племянниками, ложится большая ответственность за помощь родственникам по материнской линии.
Даже в преклонном возрасте человек, зная степень родства, будет помнить всегда Со йиши воI ва (Я — племянник). Племянник никогда не сядет за один стол со своим дядей по матери. Где бы ни находился ингуш: в гостях, в другой стране или даже в поезде, узнав, что его собеседник — однофамилец или родственник его матери, он непременно уступит ему более почетное место. Племянники, не соблюдающие сложившийся этикет, вызывают неуважение к себе.
7. Почему при приеме гостей хозяин сидит на самом непочетном месте — у выхода?
З. Дзарахова: У ингушей есть свой кодекс гостеприимства. «Гость превыше всего», «Гость — от Бога», — часто говорят в народе. Подчеркнутое уважение к гостю проявляется в том, что его сажают на самое почетное место в комнате, которое как раз находится в максимальном удалении от входа. Даже если он младше по возрасту, чем глава дома, ему все равно достанется и почетное место, и всеобщее внимание домочадцев. А хозяин, сидя ближе ко входу, следит за соблюдением этикета по отношению к гостю.
8. Почему гостей встречают фразой «Пусть ваш приход будет свободным»?
Х. Настокоев: Через фразу Марша доагалда шо передан посыл: хорошо, что вы пришли к нам по доброй воле, а не по необходимости. Однако выражение также используют и в более общем смысле — например, в адрес человека, который в момент речи присоединился к компании. Уходящим же вслед говорят: Марша лелалда шо, что в смысловом переводе будет звучать так: «Пусть ваш уход от нас и жизнь в целом будут свободными».
9. Почему в Ингушетии нельзя просто так взять и выпить стакан воды?
З. Дзарахова: Отношение к воде у ингушей всегда было священным. Прежде чем сделать глоток, человек, находящийся в обществе, непременно предложит воду другим, сопровождая фразой «Хий молли оаш?» (Будешь воду?). Это часть этикета, проявление дружелюбия и заботы друг о друге. Издревле сохранился обряд, когда невеста, как новый член семьи, приносила воду из родника в свой новый дом, заливала ее в общим котел и угощала всех водой, получая с этого дня признание.
Х. Настокоев: Кроме того, вопрос Хий молли оаш? всегда сопровождается жестом — протянуть стакан. Так принято, что обычно воду обеспечивает младший по возрасту, а первыми ее всегда пьют старшие. Старший у младшего может взять стакан с водой, а вот младший у старшего — никогда. Он откажется, но когда старший завершит, то младший тоже может выпить воды.
10. Почему по четвергам ингуши угощают своих соседей?
З. Дзарахова: Каждый четверг ингуши-мусульмане, поминая умерших, дают милостыню — или, как ее здесь называют, саха — в виде продуктов и сладостей, лепешек (чапильгаш). В первую очередь угощают соседей. Непременно соседу, живущему справа, затем — слева и напротив. Количество дворов, которые угощают, могут быть от трех и больше, но обязательно нечетное число. Даже если никого нет дома, саха оставляют в пакете на ручке двери или передают через кого-то. По значимости сосед приравнивается к родственнику. Забота о ближних знакома ингушам еще до принятия ислама. Об этом говорят народные выражения, например «Ты не можешь поужинать и лечь спокойно, если голоден твой сосед».
18+