Татьяна Устинова: Уже давно не пишу детективы

Новая книга писательницы Татьяны Устиновой «Серьга Артемиды» появилась недавно на полках книжных магазинов и уже успела стать лидером продаж. О том, как рождаются сюжеты ее книг, каким она видит современного читателя, писатель Татьяна Устинова рассказала «Вечерке». Помогает ли мне в литературной работе проект «Мой герой», который я веду на телевидении? Конечно, помогает. Рассказами гостей программы я дополняю то, что придумала сама. Для меня это переработка чужого опыта, я же не могу описывать как есть чужие истории жизни. В моей недавней книге «Серьга Артемиды» я рассказываю о девушке, которая поступает в театральный институт. Ко мне в студию приходили очень многие актеры, которые рассказывали о своем опыте. Кто-то поступал сразу и очень легко, а для кого-то этот процесс растягивался на несколько лет. Все это я использовала в книге в той или иной мере. Сейчас я собираю информацию для новой книги. Когда за нее возьмусь, пока не могу сказать. Это может быть очень длительный период. Недавно была на судостроительном заводе «Красное Сормово», встретилась с кораблестроителями. Это особенные люди, которые не могут жить без воды и просто пережидают холод и лед до очередного сезона навигации. Меня очень занимает эта тема, гораздо больше, чем многие другие. Корабли и корабелы — это ведь история нашей цивилизации. На кораблях наши предки ходили когда-то в море для того, чтобы узнать, как устроен мир. Еще мне очень нравятся самолеты, это тоже настоящий экстаз, но корабли — особая статья. Ведь они — целый город, где все свое: каюты, камбуз, коммуникации. Придумать сюжет для новой книги — самое простое. Нужно просто быстро записать его, чтобы не разорвало на куски от того, что пришло в голову. А вот потом предстоит долгая работа над ним, чтобы читатели поверили, что так все и было. Его нужно очеловечить. Некоторые читатели обращаются ко мне за литературными советами. Просят посмотреть рукопись, дать рекомендации в издательстве. Я никогда не отказываю, но рукописи сама не читаю, отдаю редакторам. Я же писатель и прекрасно понимаю, что не смогу дать совет, который от меня хотят услышать. Я предложу свою версию книги. А от меня этого никто не ждет. Я уже давно не пишу детективы, хотя с них начинала. И хочу заметить, что не вижу произведений современных русских авторов с чистым жанром. Акунин берет за основу детективную линию, но пишет о людях, Маринина — о законе. А идеальными для меня были и остаются Агата Кристи и Дик Фрэнсис. Современный читатель изменился, стал моложе. Поменялись ритм и скорость текста, и теперь мне приходится писать о высоком не на десяти страницах, как раньше, а всего на трех, чтобы книга оставалась увлекательной. Мы же понимаем, что задача автора — сделать читателю интересно. А я считаю, что глубокая литература может и должна быть интересной. Нет никаких сомнений в том, что я писатель, а не телеведущий. Писатель, рассказывающий о разных направлениях жизни. А телевидение для меня — удовольствие и хобби, в отличие от литературы, которая и есть вся моя жизнь. Я все время что-то пишу. Не могу без этого. Причем пишу не обязательно свое, меня просят помочь, написать сценарий, еще что-то. Так что и за знакомых я тоже пишу, но иначе свою жизнь не представляю. В преддверии Нового года хочу пожелать всем нам поменьше нервотрепки, в которую мы погружаемся из-за постоянной телевизионной истерии. Побольше жизнерадостности, ведь на самом деле мы даже не понимаем, что живем хорошо. Пока мы и наши близкие — родители и дети — здоровы, пока есть лекарства, которые продлевают нам жизнь, есть лес, вода, бензин, еда… Но мы все глубоко несчастны, потому что мы такие. Нужно меньше думать о том, что мы не в силах изменить, а больше — о семье. И обязательно любить. Всем и себе я желаю побольше денег и всего, что желают под Новый год. Читайте также: Яна Вагнер: Если ты не гений, литература прекрасно обойдется и без тебя

Татьяна Устинова: Уже давно не пишу детективы
© Вечерняя Москва