Что пить: пять стартапов в сфере drinktech
Последние годы все говорят о стартапах в сфере foodtech, а что насчет drinktech? «Инвест-Форсайт» отобрал пять лучших проектов, которые делают напитки нового поколения или устройства для их приготовления. Сила водорослей Главное в напитке Springwave — спирулина, остальное — магний, витамины B2 и B12 — полезное дополнение. Французская компания Algama придумала, как использовать силу микроводорослей. В 2015 году она представила напиток синего цвета и получила за него приз Большого жюри и приз зрительских симпатий на Парижской международной выставке продуктов питания. «Мы выбрали сферу напитков, потому что она динамично развивается», — объясняет сооснователь проекта Матье Гонсалвес (Mathieu Gonçalves). Он основал Algama вместе с друзьями детства — Алвином Севериеном (Alvyn Severien) и Гаэтаном Гохином (Gaëtan Gohin). Все трое — технари по образованию. Гонсалвес и Севериен работали инженерами во Комиссариате по атомной и альтернативным видам энергии (CEA). Гохин был финансовым консультантом в Grant Thornton France и параллельно вел собственный проект — kdoduweb.com. В 2012 году друзья решили применить свои технические знания в пищевой сфере. Они стали экспериментировать… с микроводорослями. В 2013-м стартап Algama привлек €3,5 млн от Horizon Ventures. Всего компания собрала $7,8 млн с момента своего основания. Первым продуктом французской компании стал напиток Springwave. В 2017 году Algama вывела на рынок майонез из хлореллы — The Good Spoon. «Микроводоросли создают ту же текстуру, что и классический майонез, но без яиц и горчицы», — заявляют в компании. За последние 5 лет стартапу удалось расширить географию продаж — сейчас продукция Algama продается в сотнях магазинов США. Точный расчет Эти два долговязых парня слишком хорошо знают, что такое — работать нонстоп. 100-часовая рабочая неделя была нормой для инвестиционных банкиров Ноэля Боллмана (Noel Bollmann) и Бенджамина Кремера (Benjamin Kremer). До 2017 года Кремер трудился в Goldman Sachs в Лондоне, а Боллманн — в Deutsche Bank. Из-за напряженного графика оба питались фаст-фудом. «Через некоторое время наше здоровье ухудшилось, и мы стали искать свое решение проблемы», — говорит Бенджамин Кремер. Бывшие банкиры запустили в Мюнхене стартап YFood Labs. Его основное направление — производство «питьевой еды». У напитка сбалансированный состав — 33 грамма белка, 26 различных витаминов и 7,5 грамм клетчатки. В линейке представлены разные вкусы — шоколад, банан, ваниль и т.д. Одна бутылка YFood Labs, как утверждают в компании, может утолить голод на 3–5 часов. Литр такой «питьевой еды» стоит €5,93. С момента основания стартап привлек $5,9 млн. В первый год команда YFood Labs продала более миллиона бутылок. На 2019-й проект строил амбициозные планы — достигнуть оборота в размере €15 млн. «В будущем YFood Labs коренным образом произведет революцию в пищевой промышленности и укрепит свои позиции в качестве ведущего поставщика готовых к употреблению блюд в немецкоязычном регионе — DACH, — объявляет Кремер. — Мы уже сотрудничаем с такими крупными розничными сетями, как REWE, Edeka, Kaufland, Rossmann и Müller, и готовимся представить новые вкусы». Старая добрая чага Сиим Кабриц (Siim Kabrits) вырос в Эстонии и считает ее чистые леса и воздух важным конкурентным преимуществом на фоне других стран. До того как открыть свое дело, он был директором по продажам Berry Group и занимался экспортом эстонских ягод в Азию. В 2014 году Кабриц занялся производством эликсира из березового гриба (чага), который «укрепляет иммунную систему». На создание Chaga Health его вдохновил вековой семейный рецепт. Его предки лечили этим напитком многие болезни. Эликсир из чаги, утверждают в компании, обладает сильными противовоспалительными, а также антибактериальными и противогрибковыми свойствами. Он также содержит алоэ, мед, облепиху, сосновые почки и тысячелистник. «В мире, где все чаще говорят о проблемах окружающей среды, желание потребителей использовать нехимические продукты становится все более очевидным. Визитная карточка Эстонии — чистая природа — дает возможность использовать природу и лекарственные растения для укрепления нашего собственного здоровья», — говорит основатель проекта. Компания Chaga OÜ встала на ноги за счет собственных средств — €190 тыс. вложил Кабриц. После старта €150 тыс. дал банк, €156 тыс. составила финансовая помощь ЕС. Проект стал прибыльным через два года после запуска. Все доходы Крабиц реинвестировал в развитие компании. В 2019 году Chaga Health открыла новые производственные мощности, чтобы увеличить свою долю экспорта. К 2023 году эстонская компания намерена выпускать полмиллиона бутылок эликсира из чаги. «Если мы достигнем этой цели, наш ежегодный доход может составить €7,8 млн в 2023 году», — считают в стартапе. Оркестр вкусов С алкоголем или без, с манго или колой — достаточно выбрать в приложении желаемый коктейль, и умное устройство Orkestra приготовит изысканный напиток. Идея автоматизированного миксолога принадлежит основателям парижского стартапа Kuantom. Главная движущая сила проекта — Валентин Лекомте (Valentin Lecomte). До открытия собственного дела он работал инженером встраиваемых систем в ECE Paris, а последние три года — в Zodiac Aerospace. Его бизнес-партеры — Алексис Каплан (Alexis Kaplan) и Саймон Фальк (Simon Falk). Первый жил в Австралии и работал на поставщика канцтоваров Carrefour. Второй трудился в SS2I. В 2015 году они придумали систему Orkestra. Она состоит из миксолога, смарт-бутылок и приложения. Orkestra вроде бармена — знает, как в одном коктейле дозировать и смешивать до 6 ингредиентов. Французский проект прошел в инкубатор LVMH, собрав €600 тыс. инвестиций. На разработку устройства у стартаперов ушло три года. Они получили 4 патента и провели испытания в Roland-Garros — с отелями-провайдерами Potel& Chabot, Ibis и Pullman. В 2018-м разработка Kuantom была удостоена награды Food Hotel Tech Awards. В этом году компания планировала выйти на рынок и сдать 500 машин в аренду отелям, барам, ресторанам и event-агентствам (от €200 в месяц). «Мы определили более 15 млн мест в Европе, где можно разместить Orkestra, — говорит Валентин Лекомте. — Но чтобы стать Nespresso коктейля, нам нужно покорить рынок бытовой электроники». Конопляный вкус Украинец Константин Марахов и россиянин Майк Черняк приехали в Швейцарию поработать, а остались навсегда. Махаров, по образованию экономист, работал на Всемирном экономическом форуме. Черняк был активным нумизматом и антикваром в Женеве. В 2016 году они узнали о швейцарском конопляном фермере Оливье Сонне (Olivier Sonnay) в окрестностях Ньона. Он разводит коноплю без содержания тетрагидроканнабинола (ТГК). Тогда друзьям пришла идея — изготавливать премиальный тоник Hempfy со вкусом конопли. Предприниматели открыли производство в районе Ньона, вложив на старте 200 тыс. франков из личных средств. Швейцарские власти дали проекту зеленый свет: «Наше сырье относится к типу US031 и не содержит КБР (каннабидиол) или ТГК. Для этого не требуется лицензия на выращивание», — объясняет Марахов. Для производства напитков Hempfy использует экосырье: 25 кг свежей конопли заваривается в 100 литрах родниковой воды. Швейцарские тоники не содержат спирта и красителей. Они не вызывают опьянения, а на вкус как «лимонад». «Действие тоника Hempfy схоже с ощущением, которое вы испытываете после медитации, — спокойствие и сосредоточенность», — добавляет Константин Марахов. Сейчас в продуктовой линейке проекта предоставлены тоники с горькими и сладкими вкусами, настоянное на конопле вино, экстракт масла из конопли. С самого начала стартап ставил перед собой амбициозные цели — выйти на международный уровень. За несколько лет Hempfy удалось продвинуться в Европе. Продукция компании продается на Amazon.de, в отдельных магазинах сетей Manor и COOP и др. Продукты из каннабиса становятся все более популярными, объясняет причину успеха Марахов. «Многие первые мишленовские рестораны, например, все чаще готовят мясо в конопле», — говорит он. Автор: Ольга Гриневич