Войти в почту

Свобода движения в подарок

Журналист, маркетолог, мама двоих детей и креативный директор удачного стартапа «Лисапед» (производство детских велосипедов и беговелов) Ольга Барабанова сейчас полностью сконцентрировалась на социальном предпринимательстве, развивает бренд «Кинезис» и мечтает о том, чтобы у всех людей, которые не могут передвигаться сами, была возможность пересесть на легкие и удобные, красивые и маневренные инвалидные коляски. Что мешает осуществлению этой мечты и какие бонусы есть у социального бизнеса? Купи, мама, лисапед! У Ольги Барабановой два высших образования — в МГУ она училась на журналиста, в ВШЭ на маркетолога. Но, по ее словам, не очень верит в необходимость несколько лет своей жизни тратить на лекции, семинары, зачеты и экзамены, потому что вузы не учат главному — рефлексии, умению разбираться в себе и расставлять приоритеты, понимать, что доставляет радость и является действительно важным. Для Ольги это — предпринимательство. Первый бизнес у нее и ее мужа Станислава Регинского появился в 2009 году, когда они занялись производством аксессуаров (для интерьера и телефонов) из итальянского фетра. Через три года Станислав и Ольга компанию продали. Но вскоре открыли новое дело. Идею стартапа подбросила дочка — когда Маше исполнилось пять лет, родители решили купить ей велосипед. Стали выбирать модель и удивились: детские велики весили немногим меньше взрослых, кататься на них было неудобно и небезопасно. Объединившись с другом семьи и таким же молодым неравнодушным отцом Сергеем Коперником, Ольга и Станислав организовали компанию «Лисапед» и взялись за производство легких детских велосипедов. В проект вложили около $30 тысяч — собственные средства небольшой команды предпринимателей. «Лисапеды», несмотря на довольно высокую цену (от 10 до 29 тысяч рублей), расходятся хорошо. Объем продаж в этом году составил 6000 велосипедов, оборот — 30 миллионов рублей. «Сама я научилась кататься на велосипеде только в 27 лет. Вместе с детьми, Машей и Арсением, освоила нашу “лисапедовскую” легкую модель. Пока мы продаем “лисапеды” в России и Америке (через Amazon), но планируем выйти и на европейский рынок. Собственная производственная линия у нас работает на заводе в Китае, сборка происходит в России. 3–4 раза в год мы обязательно летаем в Китай для контроля качества — тщательно проверяем все комплектующие», — рассказывает Ольга. Такие разные колеса Казалось бы, о чем еще мечтать? Стартап получился удачным и интересным, «лисапеды» продаются хорошо (рост продаж — примерно 20% в год)… Но не всем ведь доступна радость велопрогулок? Об этом Ольга задумалась, когда работала волонтером в благотворительном фонде «Дом с маяком», куда посетители нередко приезжали на инвалидных колясках. Как и многие велосипеды, коляски оказались тяжелыми и неповоротливыми. Да и дизайн оставлял желать лучшего. «Мне хотелось, чтобы инвалидная коляска выглядела совершенно иначе, ассоциировалась бы с премиальным гаджетом, а не с убогим и унылым медицинским приспособлением», — рассказывает Ольга. Так родился новый стартап — компания «Кинезис», в которой Ольга Барабанова стала гендиректором. По словам Ольги, по самым скромным подсчетам, сейчас в России более 300 тысяч человек нуждаются в удобных инвалидных колясках. Особенно важно обеспечить такими колясками детей. «“Кинезис” — первая в России компания, выпустившая коляску для малышей от полутора до четырех лет. Обычно в нашей стране таких деток сажают во взрослую “пассивную” коляску. Это значит, что родители, медперсонал или воспитатели будут возить ребенка, но сам он передвигаться на такой коляске не сможет. “Активная” детская инвалидная коляска позволит малышу крутить колеса и самому ехать в нужном направлении, заодно развивая моторику, а значит и мозг. У детей с ДЦП, начавших самостоятельно передвигаться на легких “активных” колясках, гораздо больше шансов научиться ходить», — рассказывает Ольга. Как снизить себестоимость? «Кинезис» выбрал для производства колясок те же материалы, что и для велосипедов — карбон (или углепластик) и алюминий. Карбоновые коляски полегче, алюминиевые — подешевле. Каждая коляска изготавливается с учетом индивидуальных параметров конкретного человека — важны вес и рост, длина рук и ног, особенности строения тела и перенесенные заболевания. Конечно, такие коляски гораздо удобнее тех, которые производятся массово, по единому шаблону. Но обратная сторона медали — высокая себестоимость. Она, по словам Ольги Барабановой, составляет 70% от цены, которая тоже немаленькая (карбоновая коляска стоит примерно 250 тысяч рублей) и нуждается в снижении. Этому могут способствовать государственные субсидии, масштабирование производства, льготы, положенные резидентам «Сколково». Коляски многих мировых производителей, говорит Ольга, стоят еще дороже и, хотя часто позиционируются как индивидуальные, собираются по принципу конструктора «Лего» — из готовых деталей. Каждая коляска «Кинезис» — уникальна, все детали выпускаются с учетом индивидуальных особенностей заказчика, при этом у колясок имеется европейский сертификат качества. Сейчас на производстве колясок «Кинезис», которое расположено в Москве, трудятся 10 человек, один из сотрудников — инвалид-колясочник. Вложения в «Кинезис» составили 20 миллионов рублей и пока не окупились. Есть контракт с сетью реабилитационных центров Германии на приобретение 50 карбоновых колясок на сумму примерно в $150 тысяч, есть единичные продажи в России, а еще — большие планы на будущее и сознание того, что каждая выпущенная коляска способна серьезно улучшить качество чьей-то жизни. Почти рождественские истории Ольга Барабанова рассказывает, что с немецкой коляски (15 кг) на коляску «Кинезиса» (8 кг) пересела телеведущая Евгения Воскобойникова, потерявшая способность ходить после автомобильной аварии. «Женя — работающая мама. Как строится ее день? Надо отвезти ребенка в садик, затем поехать на работу, на встречу, в магазин, вечером — обратно домой. Приходится постоянно пересаживаться из коляски в машину и обратно. Если коляска легкая, удобно складывается, классно выглядит, не скрипит, не становится холодной на морозе, это существенно меняет качество жизни», — уверена Ольга. По словам Ольги, сменила импортную (итальянскую) коляску на российскую и Ксения Безуглова, член комиссии по делам инвалидов при президенте РФ. «Ксении приходится часто бывать в командировках, при перелетах, погрузке в багаж, коляски часто ломаются. Итальянская коляска Ксении регулярно отправлялась в ремонт, приходилось неделями ждать ее возвращения. Полгода назад Ксения пересела на нашу коляску, которую тоже сломали в аэропорту, но мы починили ее всего за сутки. И такая оперативность тоже очень ценна», — делится Ольга. А сколько радости новое «транспортное средство» доставляет детям! «Недавно мы получили заказ на изготовление инвалидной коляски для мальчика Тимофея. Это такая чудесная, почти рождественская история. Тимофей жил в детском доме, сам ходить не мог, у него ДЦП. Его возили на тяжелой, весом в 15 кг, взрослой инвалидной коляске. Но чудеса случаются. Не так давно Тимофея усыновили, и его родители нашли спонсора для заказа у нас новой коляски — она будет весить всего 8,5 кг, на ободах — резина, чтобы не скользили руки. Надеюсь, что на Рождество, в придачу к другим подаркам, Тимофей получит в подарок и свободу двигаться. Туда, куда сам пожелает», — рассказывает Ольга Барабанова. Проводит «Кинезис» и краудфандинговые сборы. На первый крауд — 706 177 рублей — были куплены три коляски. Легкие современные модели получили Серегей Сокульский, Ярослав Некрасов и Маша Выродова. Коляски помогут трем замечательным людям приблизиться к своей мечте. Маша уже успела поучаствовать на новой коляске в спортивном состязании «Игры Победителей», проходившем в Белгороде, и теперь хочет научиться танцевать, Ярослав попробует стать телеведущим, Сергей продолжит выступать за паралимпийскую сборную. «Бывает и очень непросто. Например, сейчас мы работаем над получением регистрационных удостоверений на коляски — это дорого и хлопотно. Но “Кинезис” для меня не просто бизнес, это дело всей жизни. Я знаю, что благодаря нашим коляскам можно реально улучшить жизнь очень многих людей. И это придает мне силы», — признается Ольга. Автор: Наталья Сысоева

Свобода движения в подарок
© Инвест-Форсайт