Сладкий бизнес: как студент из Краснодара наладил производство шоколада
Краснодарский предприниматель Анатолий Скалацкий построил бизнес на шоколаде собственного производства. В свои 24 года, будучи ремесленным производителем, изготавливал шоколад для компании Bayer. О том, как выбрал нишу, как привлек клиентов и начал развивать бизнес, он рассказал «Деловой газете. Юг». — Анатолий, в стране достаточное количество крупных конфетных фабрик, есть именитые шоколатье. Почему вы решили создавать предприятие в этой сфере? — Изначально не было стремления создать бизнес в этой сфере. Все началось в период учебы на географическом факультете: поступив на бюджет, я вскоре понял, что немного прогадал с программой, мне периодически становилось скучно. Параллельно я пошел учиться на переводчика, чтобы разнообразить занятия и в перспективе зарабатывать больше денег. Вопрос о том, как я буду зарабатывать, стоял уже в то время, я часто об этом думал. Так я заинтересовался предпринимательством. Столь хайповой волны предпринимательства пять-шесть лет назад не было, сложно было представить, что будет такое огромное количество бесплатных образовательных программ. Молодые предприниматели тогда тоже были редкостью. Примерно в то же время я познакомился с предпринимателем Аязом Шабутдиновым, он тогда только запускал свой блог и не был широко известен публике. Я вдохновился его идеями. Увидел отражение своей философии в реальном мире. В моем понимании предприниматель должен быть человеком невероятно ответственным, порядочным. Эта философия экологичности бизнеса мне близка. Плюс я всегда старался брать на себя больше обязательств… Эти факторы повлияли на выбор пути. В какой-то момент я решил завести блог — тогда этот вид деятельности также не был популярным, как сегодня. В рамках блога я поставил себе 100 целей на год, одна из них — попробовать поработать с шоколадом. Так я сделал свои первые конфеты, которые презентовал друзьям. Получил от них очень высокую оценку. Было приятно. Вторую партию я создал, когда нужно было идти с дипломом к научному руководителю: я понимал, что мы слишком долго не виделись и надо что-то принести, вот и решил презентовать ему авторский шоколад. Тоже получил очень лестный отзыв. Так и пошло. Потом идея переродилась в более серьезное дело. Сейчас мы регистрируем торговую марку. — Когда начался собственно бизнес? — Первые шаги были сделаны в конце 2016 года. Первый крупный по тем меркам заказ был от Елены Чистяковой, владелицы сети Coffee Like в Сочи. Заказ состоял из 20 коробочек, в каждой было по 6 конфет. Для меня это был шок — первый заказ, 2000 рублей. Я готовил партию практически сутки. Должен был отправить курьером в Сочи, но что-то не получилось, и я поехал сам. Конечно, ничего тогда не заработал, но это было для меня важно, это была своего рода инициация. Потом начался рост. В какой-то момент я попал в бизнес-тусовку Аяза Шабутдинова. Познакомился с некоторыми участниками. Позже получил предложение о коллаборации. Я сделал брендированный шоколад. В момент, когда я согласился, я совершенно не представлял, как это сделать технически, но это не стало сдерживающим фактором. Через несколько дней я нашел решение. Так началось партнерство с Никитой Зибировым, затем с Риммой Аллямовой. Потом выполняли заказы для Bayer и Stihl. Конечно, были спады, даже был случай, когда пришлось уйти в наем. Например, лето 2017 года. Я «выжег» всю свою клиентскую базу — не нашел новых клиентов. Дошло до того, что мне нечем было платить за аренду. Приходилось подрабатывать, чтобы покрыть расходы. — Как искали свой рецепт шоколада? — Методом проб и ошибок. Тестировал на фокус-группе. Я искал некую идеальную грань между горьким и темным шоколадом, потом были эксперименты со вкусами. — Почему выбрали направление В2В? — По сути, с этого я и начал свое ремесло, решил продолжить. На В2С будем выходить, но чуть позже. У меня есть мечта — открыть свою шоколадную лавку. В следующем году планируем открытие. В В2В хотим сделать масштабный рывок, а потом уже будем перетекать в В2С. Мы не гонимся за деньгами. Мы следим за качеством продукта. Только с таким подходом можно стать успешным. А еще для успеха неважно, чем я занимаюсь, важно быть счастливым в этот момент. — Что такое счастье? — Есть замечательная книга «Поток»: состояние потока — это тоже составляющая счастья. Представьте ребенка, который пришел в музыкальную школу впервые, он хочет играть, как великие композиторы. Он нажимает клавиши и создает примитивную мелодию, ребенок в восторге — он только что создал музыку. В этой ситуации требования и результаты — на низком уровне, но они совпадают, и человек находится в состоянии оптимального переживания, или иначе — счастья. Затем ребенка просят еще одну примитивную мелодию сыграть. Состояние счастья улетучивается. Умения растут, а требования все такие же низкие. Он выпадает из потока, и ему становится скучно. Либо ему, наоборот, могут дать слишком сложное задание, и он испытает тревогу… Счастье — это когда умения и требования находятся на одном уровне и поступательно растут. А также когда главный ответ на вопрос «Зачем ты делаешь то, что делаешь?» — «Незачем». — Почему так мало людей становятся предпринимателями? — Предпринимательство — это навык. Это осознанность. Когда человек понимает, что результат всех действий или бездействия зависит только от него. Я считаю, что каждый должен попробовать себя в предпринимательстве. Предпринимательство — это ответственность. Не все ИП и ООО — предприниматели. Предприниматели — преобразующая сила общества. Мир, в котором мы живем, создали предприниматели — люди, готовые брать на себя ответственность.