Эстонско-российский стартап решает проблему тревожности

Страшно знакомиться с новыми людьми и ходить на свидания — синдромом социальной тревожности (SAD — Social Anxiety Disorder) страдает гораздо больше людей, чем кажется на первый взгляд. В США это заболевание затронуло 15 млн человек. По данным National Institute of Health, синдром SAD — третья по счету проблема в стране ­после алкоголизма и депрессии. Эта статистика натолкнула москвича Андрея Алексеева на интересную мысль — если страшно заговорить с незнакомцем, можно дать ему токен с приглашением на свидание или бокал вина. В 2018 году он запустил проект WithYou, помогающий людям с синдромом SAD, и теперь распространяет новую практику знакомства по всему миру. Токен как повод для знакомства Андрей Алексеев получил два высших образования в МГТУ им. Баумана — IТ и предпринимательство. После окончания вуза он 12 лет проработал в банковской сфере и консалтинге, из них 7 лет — в Citigroup. Более полугода Алексеев провел за границей: около 6 мес. в лондонском офисе Citigroup, месяц — в США в качестве стратегического консультанта. Идея WithYou пришла ему во время частных путешествий. «Я нередко наблюдал ситуацию, когда человеку в общественном месте кто-то нравится, но он продолжает жить в границах телефона и отговаривает себя предпринять какие-либо шаги для знакомства. Из-за постоянных пряток от самого себя развивается тревожность», — говорит Алексеев. Он придумал, как с помощью токенов облегчить людям с синдромом SAD знакомства в больших городах. Если на улице, в общественном транспорте или на мероприятии понравился человек, но страшно заговорить с ним, можно вручить токен с инструкцией на обратной стороне. В случае взаимной симпатии WithYou пришлет письмо с его контактами. «Для лечения синдрома социальной тревожности обычно используется Cognitive Behavioral Therapy, — рассказывает Алексеев. — В нее входит множество упражнений. Одно из них — когда человек пробует совершить какое-то иррациональное действие в социальной обстановке, например в автобусе или метро, — заговорить с незнакомцем или привлечь к себе внимание другим способом. Через некоторое время терапии человек понимает, что ничего страшного не произойдет, если он (или она) попробует с кем-то побеседовать, и уровень тревожности снижается. Этот принцип лег в основу нашего стартапа». Эстонское резидентство В 2018 году Андрей Алексеев прошел с проектом WithYou в эстонскую программу e-Residents (объем инвестиций не раскрывает — ред.). Регистрация в Европе дала новый толчок к развитию стартапа. «В Эстонии легко и быстро принимать платежи онлайн по всему миру без ограничений, — объясняет предприниматель. — Легко и предсказуемо вести дела: общаться с госслужбами можно по почте или через личный кабинет e-resident. Здесь хороший (лучший по данным taxfoundation.org) налоговый режим в Европе». Сейчас WithYou находится на стадии up and running: «Мы все еще чувствуем, что коммерческая модель для нашей в целом некоммерческой идеи может быть улучшена, и готовимся выйти на рынок», — добавляет он. В проекте выпустили ограниченные серии токенов. Сейчас на сайте WithYou продаются Black&White и «Винишко» (каждый по 149,60 руб.). Прежде чем выйти на рынок, Алексеев прощупывает почву в разных странах и смотрит на реакцию аудитории. Первым делом он провел эксперимент в Москве. Здесь токены WithYou раздавали студенты одного из актерских вузов. Реакция, по словам предпринимателя, была разной, но в большей степени настороженной. «Мне кажется, причина кроется в негативном опыте 90-х, — считает он. — Именно тогда сформировалась культура подозрительного отношения ко всему, что происходит на улице. Если человек дает вам что-то (даже тот, кто нравится), первая мысль — это мошенник». Курс на США Но стартапер намерен пошатнуть сложившиеся за десятилетия стереотипы — в 2020 году он проведет презентацию проекта в Москве. «Создание сообщества вокруг идеи — лучший способ популяризации и настройки нашего продукта. Ведь WithYou — искренняя попытка что-то сделать с проблемой, которая почти не освещается в наших медиа. Я думаю, игнорирование проблемы связано с менталитетом. Мы, северные люди, привыкли скрывать эмоции и вообще не очень любим разбираться в том, что происходит внутри. Это типа для слабаков», — заключает он. Основную ставку Андрей Алексеев делает на американский рынок. Здесь синдром SAD считается государственной проблемой. «Мы становимся тревожной нацией», — пестрят заголовки американских медиа. В августе 2018 года крупнейший розничный продавец книг Barnes & Noble объявил о росте продаж книг о тревоге на 25% по сравнению с 2017 годом. А миллениалы, по данным Американской психиатрической ассоциации, получили статус «самого тревожного поколения». В Европе, США, тем более в России, по словам Алексеева, нет рынка дейтинговых продуктов для людей с синдром SAD. Но, с другой стороны, есть социальные сети и многочисленные приложения знакомств. «Они не решают проблему тревожности. В этой нише мы одни», — утверждает основатель WithYou. Автор: Ольга Гриневич Фото предоставлены WithYou

Эстонско-российский стартап решает проблему тревожности
© Инвест-Форсайт