Ольга Хохлова: почему Пабло Пикассо называл свою русскую жену ничтожеством
Казалось, что известный художник женился на русской балерине по большой любви. По крайней мере даже венчались Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в русской православной церкви. Однако даже через много лет после расставания с Хохловой Пикассо называл ее не иначе как ничтожеством. Знакомство в Риме и венчание в Париже Знакомство Пабло Пикассо с Ольгой Хохловой можно назвать чудом. Дело в том, что, если верить Елене Селестиной, автору книги «Свидетель Пикассо», художник просто ненавидел путешествия. Однако в 1917 году Жану Кокто удалось уговорить Пикассо съездить в Рим для того, чтобы принять участие в одной из постановок Русского балета Дягилева. Именно тогда и именно там судьба и свела Пабло Пикассо с балериной труппы Ольгой Хохловой. Он долго и настойчиво ухаживал за артисткой, мотаясь вслед за ней по Европе. В конце концов Ольга сдалась. В ответ Пикассо познакомил невесту со своей матерью. Но пожилая женщина предупредила Хохлову о том, что ни одна женщина не найдет счастья с ее сыном. Однако балерина не придала словам будущей свекрови должного значения. Влюбленные обвенчались в русской православной церкви в Париже, а вскоре на свет появился и их общий сын Поль. Наверняка поначалу супруги были счастливы. По крайней мере, по мнению Сергея Гущина и Александра Щуренкова, авторов книги «Как понимать современное искусство», об этом свидетельствуют идиллические полотна Пикассо той поры. Взять хотя бы Хохлову, изображенную художником в образе Мадонны с младенцем, многочисленные портреты Поля, а также картины семейного отдыха. Непростая семейная жизнь Вот только семейная жизнь Пабло Пикассо быстро наскучила. Жена гораздо больше внимания уделяла ребенку, чем ему. К тому же, как пишут Дарина Григорова и Татьяна Виноградова в издании «Великие люди, которые изменили мир», в 1927 году Пикассо познакомился с 17-летней Марией-Терезой Вальтер. Девушка абсолютно не интересовалась живописью и даже не знала, кто такой Пикассо. Однако Мария-Тереза стала самым большим сексуальным увлечением живописца. Эта страсть не знала никаких табу, потому как новая возлюбленная с радостью соглашалась на любые (даже садистские) эксперименты в постели. Потерявший рассудок Пикассо захотел расстаться с надоевшей ему Хохловой. Однако Ольга, если верить Елене Арсеньевой, автору книги «Грешные музы», отказалась покидать дом неверного супруга. Пабло Пикассо вымещал всю ненависть к упрямой Ольге на полотнах, изображая ее то в виде лошади, то старой мегеры. Ситуация усугублялась тем, что художник не желал оформлять официальный развод с Хохловой, так как в этом случае он потерял бы половину своего состояния. И это обстоятельство усиливало отвращение, которое вызывала у Пикассо русская балерина. Развод как камень преткновения В 1935 году Ольга Хохлова не выдержала и съехала от мужа. К такому решению, как утверждает Александр Сосновский, автор книги «Кабинет доктора Либидо», Хохлову подтолкнула новость о беременности Марии-Терезы Вальтер. Вместе с сыном Ольга Степановна перебралась в другой город и потребовала у художника развода. Но Пабло Пикассо не собирался расставаться со своим имуществом, а уж тем более с картинами, а потому отказал Хохловой. До конца жизни Ольга Хохлова оставалась законной женой Пикассо. Она умерла в 1955 году в Каннах. В последние годы Хохлова тяжело болела, а в результате перенесенного инсульта даже лишилась возможности ходить, что пусть и для бывшей балерины было безусловной трагедией. Вот только страдания Хохловой Пикассо совсем не трогали. Даже спустя много лет он повторял, что брак с Ольгой Степановной был худшим периодом в его жизни. Мало того, Пабло Пикассо, по словам Ольги Кучкиной, автора книги «Смертельная любовь», называл Хохлову ничтожеством. При помощи адвокатов Пикассо удалось поделить имущество с Ольгой Степановной, но развод так и не был оформлен документально: видимо, художник продолжал дрожать над оставшимся богатством. Но Хохлова зла на Пикассо не держала. Как указано в книге Сергея Нечаева «Пикассо и его несносная русская жена», Ольга Степановна всегда прикрывала свои парализованные ноги меховым манто, которое осталось у нее в память о том времени, когда ее любил знаменитый художник.