Директор исторического музея Южного Урала: “Увлекающиеся фотографы не стремятся снять негатив”

17 января Челябинской области исполняется 86 лет. В честь этой даты в Челябинске выпустили альбом, где собрано 260 самых лучших снимков Южного Урала за последние годы. В альбом вошли горные пейзажи, репортажные фото из заводских цехов, снимки со спортивных мероприятий и фото, сделанные с высоты птичьего полета с помощью дронов. Отбором фотографий занимался директор исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский, который к тому же является председателем Челябинского регионального отделения Союза фотохудожников России. О том, как создавался фотоальбом, Владимир Богдановский рассказал в интервью «Хорошим новостям». Насколько мне известно, тираж готовился под ШОС и БРИКС. Как-то изменились планы в связи с тем, что большую часть мероприятий саммитов перенесли в Санкт-Петербург? — Ничего не изменилось – ни в объемах, ни в содержании, ни в чем. Тираж 1000 экземпляров, вошло 260 снимков от 56 авторов. Когда появилась идея альбома, мы просто хотели сделать приятное издание, которое будет позитивно рассказывать о регионе. Без всякой политики и пропаганды. Таким оно и получилось. Как фотографии отбирали в альбом? Перед его созданием был проведет какой-то конкурс? — Не совсем. Дело в том, что наш музей занимается формированием фотографического фонда. Этот фонд огромный, он включает в себя исторические снимки, сделанные ещё в конце 19 века в салонах, первые репортажные фотографии, фото 20 века, и снимки наших дней с современной фототехники. «Современную» часть фонда мы формируем до сих пор. Ищем, обрабатываем и формируем. Проводим фотоконкурсы, фотомарафоны, фотофестивали, где отбираем лучшие снимки. И они отправляются в наши фонды. Через какие-то десятки лет эти фотографии будут рассказывать о том, как мы с вами жили. В этот альбом вошли фотографии за последние четыре года. Сколько же фотографий в ваших фондах? — Пока не подсчитывали, но речь идет о сотни тысяч кадрах. Сейчас пришло большое поступление от редакции закрывшейся газеты «Челябинской рабочий». Главный редактор Борис Киршин передал нам все снимки, что сохранились в архивах редакции. Можно как-то увидеть этот фонд? — Конечно, мы потихоньку выкладываем снимки в сеть. Мы не сидим на этом фонде, к нам постоянно поступают различные заявки из разных городов России, из-за рубежа. Просят дать те или иные фотографии, спрашивают, сколько стоит. Отвечает, что нисколько не стоит, все дадим, пишите, говорите, вышлем. Современные фотографии мы готовы выкладывать только в маленьком формате, чтобы не нарушать авторских прав. Мы уже это проходили. Если кому-то нужен снимок в большом объеме, отправляем к авторам, он сам и решает – давать или не давать. Возвращаюсь к изданному фотоальбому, в него входят снимки простых людей Челябинской области. Можете о них что-то рассказать? — В альбоме есть все, о чем мы хотели рассказать. В нем нет персоналий, герои фото не всегда подписаны, здесь не найдете формулировок «Главный врач такой-то больницы с подробным перечнем его достижений». Такого нет. Заказные фотографии в этот альбом не вошли. Не было такого, чтобы я сказал: «Пойди и сними вот это, или конкретного человека на таком-то фоне». Нет, более того, когда фотографы спрашивают, что бы пойти поснимать, куда поехать, я им вот что напоминаю: у каждого фотографа свои любимые объекты, темы, он сам их прекрасно знает. Так что иди и сделай лучший кадр на свою любимую тему. Какая же тема у альбома? — Главной темой альбома стала природа Южного Урала, человек и природа, мы хотели рассказать, как мы относимся к родному краю, как люди относятся к своему краю. Поэтому много пейзажей, озер, гор. Часть снимков посвящены городу, промышленности, заводам. Например, есть снимки Ильи Лагунова, который любит снимать комбинаты. Но даже тут где-то проскальзывает природа – вспомните его знаменитый снимок «Друг сталевара», где рабочий стоит вместе с котенком на плече. Какую концептуальную цель вы преследовали, когда делали этот альбом? Может быть, что Челябинская область – это не экологическая дыра, как многие считают? — Знаете, люди увлеченные не стремятся снять негатив. Не ложится на душу, не греет – не снимают. Однажды мы решили посвятить два фотоконкурса реке Миасс. Черное и бело, один конкурс направлен на позитивные снимки, а второй на негативные фото, не самые лицеприятные. Так второй конкурс не состоялся. Никто не стал снимать грязь, искать место пострашнее. Поэтому подобные фотографии к нам в фонды не поступают, хотя нужны и такие… Люди пытаются увидеть светлое. Я же не могу заставить их снимать то, что они не хотят. Чтобы отобрать фото, вы наверное потратили много времени. Когда вы отбирали снимки? Дома за чашкой чая? Или в рабочие часы? — Я работаю с 8:00 до 20:00. И на работе в свободное время выбирал фото. А когда отправлялся в командировку, брал с собой планшет и просматривал снимки на нем. Я сейчас вновь пролистываю альбом вновь и понимаю, что в нем нет ни одной лишней фотографии. Составлять альбом было легко. Особенно мне нравится в нем то, что надо смотреть фото целым разворотом. На одно развороте может быть несколько снимков. Кажется, будто они сделаны одним и тем же фотографом, в одном месте, в одно время, но нет. Как правило, авторы разные, и места разные. Это хороший показатель. По-моему это значит, что количество хорошего материала переходит в качество.

Директор исторического музея Южного Урала: “Увлекающиеся фотографы не стремятся снять негатив”
© Хорошие новости