Сажать или не сажать? Михаил Ефремов с сыном Николаем ответили на хрестоматийный вопрос. Но это неточно
В Москве состоялась премьера спектакля «Посадить дерево», главные роли в котором исполнили Михаил и Николай Ефремовы (отец и сын). Совместный проект продюсера Леонида Робермана и Театра «Практика» сразу же привлек к себе внимание. Вечное тургеневское противостояние зазвучало здесь по-новому: свежо, весело и в то же время щемяще. Так почему же взрослые не понимают детей, а дети не хотят слышать надоевшие банальности от предков? И кто все-таки лучше: они или мы? Уж если кто и понимает в конфликте поколений, так это отец шестерых детей Михаил Ефремов. Для роли в спектакле по пьесе Алексея Житковского «Посадить дерево» ему и перевоплощаться не пришло: вот он — нормальный русский мужик, в брезентухе и грубых ботинках, а вот — сын, в красных хипстерских кроссовках, с неизменными наушниками. Достучись-ка до такого, который ничего не слышит, не знает, отца (главу семьи!) не уважает и даже в том, что мужчина в этой жизни должен сделать три вещи, сильно сомневается. Почему только три и кому должен? Уточним: Николай Ефремов — это не Никита (третий сын Ефремова), которого уже хорошо знают по ролям в кино и театре. Его мать — известная актриса Евгения Добровольская. Николаю 28 лет, он снимался в таких фильмах, как «Книга мастеров», «Белая гвардия», «Тетушки» и других лентах. Завязка сюжета проста: отец решает приобщить сына к корням. В прямом смысле слова. Вместе они идут сажать дерево — потому что положено, раньше так все делали, ты постареешь, а саженец окрепнет — детишки будут бегать по полю, срывать с него сочные яблоки и вспоминать родителя добрым словом. От этой липкой патоки, которую до сих пор, как мантру, твердят многие взрослые, становится вначале смешно, а потом грустно. Да и не твердят эти слова, а чаще орут — так же, как это делает в спектакле Ефремов-старший. Ор вообще фундамент нашей системы воспитания. Взрослеешь — начинаешь орать, уже не замечая бешеных децибелов. В спектакле сталкиваются не только отцы и дети, но и эпохи. Современный новый мир — это Ефремов-младший, программист, не отлипающий от айфона, не знающий столицы Гондураса и не отличающий корни от веток яблони, что, конечно, бесит отца-фрезеровщика, который «вот этими вот руками рябину сажал в 8-м классе». Конфликт пружинообразно нарастает, и вот отец уже готов схватиться за лопату, чтобы хорошенько треснуть сына, как... сюжет резко меняется. Впрочем, спойлеры — это нехорошо, да и за действием одноактной пьесы гораздо интереснее следить из зрительного зала. Небольшая полукриминальная история становится своеобразным рентгеном для поколений. В экстренный момент окажется, что папа, столь громко и банально рассуждавший о жизни, только и может, что повторять заученные постулаты, да плакать, слушая «Алюминиевые огурцы» Цоя. А «неогондурасенный» сын умеет действовать по-мужски — в самом верном, не фальшивом понимании слова. В спектакле много юмора, моментов узнавания и легкой грусти. Интересно и то, что он идет сразу на нескольких площадках — в театре «Практика», Театре имени Пушкина, на сцене Театра Моссовета — и воспринимается совершенно по-разному. А для тех, кто устал от концептуальных авторских постановок в стиле «я художник, я так вижу», спектакль Посадить дерево» — настоящий подарок: здесь все ясно, понятно и про каждого из нас.