Павильон старинной усадьбы «Кусково» украсили морскими раковинами
Более 1,2 миллиона человек посетили столичные музеи в новогодние каникулы. Об этом в пятницу, 17 января, сообщила заммэра Москвы Наталья Сергунина. В список самых популярных культурных площадок попал музей-усадьба «Кусково», где в прошлом году отреставрировали старинный павильон «Грот» с уникальным декором, созданным около 250 лет назад. Грот в Кускове — единственный в России павильон, в котором уцелела оригинальная отделка XVIII века. Интерьеры павильона должны были напоминать подводные пещеры, поэтому уже в центральном зале живопись, выполненная натуральными красками цвета зелени и красной охры на купольном потолке, стенах и колоннах, создает иллюзию игры света в толще воды. В боковых — северном и южном — кабинетах как будто колышутся водоросли, задетые хвостами рыб, а под корягами прячутся осьминоги и другие морские обитатели. — Художник Иоганн, или, как его называли, Иван Иванович, Фохт был, конечно, невообразимым фантазером: ни одна деталь не похожа на другую! — рассказывает научный руководитель реставрационных работ Лариса Лапшина. — Видите дракона? Их не бывает, но Фохт создал иллюзию мифического существа: коряга, чей-то длинный хвост и моллюски, облепившие нечто, попавшее на морское дно. Для воплощения своего замысла художник использовал раковины 40 видов моллюсков, песок, стекло, осколки зеркал и лепнину в стиле рококо. Спустя несколько веков общее оформление интерьеров грота сохранилось. Однако от времени отделка помещений начала осыпаться. Приложили руку к шедевру и посетители… пивной. Заведение работало в павильоне усадьбы с 1924 по 1963 год. — По воспоминаниям старожилов, здесь стояли высокие столики, за которыми общались взрослые, а детям, чтобы они не скучали, папы отковыривали от стен ракушки, — рассказал директор музея усадьбы Сергей Авдонин. В наши дни для воссоздания уникального декора потребовалось около 90 тысяч морских раковин, привезенных в Москву со всего света. При этом некоторые виды ракушек, которые использовали в XVIII веке, либо совсем исчезли с лица земли, либо попали в Красную книгу. Поэтому перед началом реставрации специалистам нужно было решить принципиальный вопрос: воссоздавать утраченные узоры или оставить следы древних ракушек? В итоге пошли на компромисс. — Вот, например, моллюск благородная пинна. Его большие раковины розового цвета чем-то напоминают ослиные уши, — рассказал Авдонин. — Мы нашли нужную пинну в Черногории, но вывозить ее оттуда нельзя. Поэтому на потолке, где нужно было сохранить композицию рисунка, копии раковин, а на пальмах — остатки оригинальных листьев из ракушек. Читайте также: Студентов пригласили на бесплатные экскурсии по Останкинской башне