Карантин
Мода
Красота
Любовь
Звёзды
Еда
Психология
Фото
Тесты

Руководитель студии «Кантилена» Алла Копачинская отметила юбилей

В декабре 2019 года художественный руководитель музыкально-хоровой студии «Кантилена» заслуженный работник культуры России Алла Копачинская отметила 50-летие творческой деятельности. Основатель известной музыкальной династии и сегодня продолжает служить музыке и своему зрителю. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Руководитель студии «Кантилена» Алла Копачинская отметила юбилей
Фото: Большая БалашихаБольшая Балашиха
Алла Копачинская родилась в Киеве в семье военного. Перед началом Великой Отечественной войны отец отправил жену с маленькой Аллой к своей сестре на Урал. С тех пор Алла отца больше не видела. При переправе через Днепр Георгия недосчитаются в числе живых, и он будет числиться пропавшим без вести.
До Удмуртии Алла вместе с мамой ехали долго. В Ижевске мама простудилась и долго болела. Она умерла, когда Алле было четыре года, и та какое-то время оставалась на попечении тёти. В 1945 году, как только стали ходить поезда, Аллу отправили на Украину к бабушке и дедушке по отцовской линии. Они жили в Винницкой области в небольшом городе Могилёв-Подольский.
Внучка Алла росла в строгости и послушании. Пережив две войны, Гражданскую и Великую Отечественную, потеряв почти всех детей, бабушка была человеком замкнутым и детские увлечения Аллы не приветствовала, в будущем хотела видеть внучку доктором или инженером.
А маленькая Алла любила музыку и танцы. Она училась в русской школе и с удовольствием пела все песни, которые где-то слышала — украинские, русские, молдавские, цыганские. Музыка была её единственным другом, она в любую минуту могла успокоить и поднять настроение.
«Мне кажется, я пела всегда. В школьные годы я прибегала на площадь возле городского рынка, где был репродуктор. Стояла, слушала и, когда раздавалась мелодия, я просто таяла от песен и голосов. Когда по улицам под песню маршировали военные, я подпевала. Помню, по радио шла передача «Музыкальная шкатулка». Какое-то время я слушала её у подруг, а как-то раз пришла домой и долго упрашивала бабушку провести радиоточку и купить приёмник», — вспоминает Алла Копачинская.
ПУТЬ К МЕЧТЕ
Позже Алла записалась в танцевальный кружок в местном Доме пионеров. Но строгое воспитание и скромность не позволили школьнице насладиться танцевальными ритмами и движениями, не дали раскрыться её таланту. Тогда Алла пошла в театральный кружок и вскоре стала играть в спектаклях. Увлечение театром, пением не очень нравилось бабушке, и по её настоянию после седьмого класса Алла поступила в медицинское училище. Однако увлечение музыкой постоянно находило путь к сцене. В училище и после него девушка пела в ансамбле городского Дома культуры. До сих пор у Аллы Копачинской хранится диплом, который в далёком 1957 году получил их ансамбль за участие в молодёжном фестивале.
В больнице, где после училища Алла работала, ей поручили возглавить культмассовый сектор. Она окунулась в общественную работу, проводила мероприятия и встречи с интересными людьми, но и про своё увлечение музыкой не забывала, продолжая петь в Доме культуры Могилёв-Подольского. А ещё занималась вокалом в музыкальной школе.
«Мы выступали в городе на праздниках, ставили спектакли и даже ездили с концертами в соседние города. Это было счастливое время, наполненное яркими впечатлениями и незабываемыми увлечениями, интересными людьми и новыми встречами», — рассказывает с восхищением Алла Георгиевна даже спустя десятки лет.
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ МУЗЫКАНТОВ
Со своим будущем мужем она познакомилась в музыкальной школе. Анатолий преподавал фортепьяно и был хормейстером. Они поженились, когда Алле исполнился 21 год, потом родилась дочь Ирина. Как только малышке исполнился год, родители решили переехать в Подмосковье. В 1964 году направило молодую семью музыкантов в город Рошаль. Муж преподавал в музыкальной школе. Творческий характер и тяга к пению привели 23-летнюю девушку в одно из старейших учебных учреждений Московской области — Коломенское музыкальное училище. Приёмная комиссия была поражена вокальными данными и успехами будущей студентки отделения хорового дирижирования.
«Так началась моя музыкальная жизнь. Считаю, что музыкой можно заниматься в любом возрасте, главное — идти к своей цели и добиваться результатов. Как-то в музыкальной школе Рошаля мне пришлось временно заменить педагога по сольфеджио. Так я, учась сама, учила других. А ещё я всё время искала себе хорошего педагога по вокалу. А вот концертную деятельность мы продолжали, где бы ни жили», — рассказывает Алла Копачинская.
Позже она научит слышать, любить и понимать музыку, её многоголосое звучание своих детей — Ирину и Дмитрия. Ирина любила рисовать, но мама все равно учила её музыке.
«Конечно, дочери вначале не хотелось по несколько часов в день разучивать гаммы и арпеджио. Но потом она влюбилась в музыку и свою жизнь без неё не представляла. Теперь своё увлечение к рисованию Ирина выражает в создании костюмов и декораций для спектаклей», — поделилась Алла Георгиевна.
ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА
Судьба забрасывала семью в разные города Московской области — Дзержинский, Люберцы, Подольск, Чехов и, наконец, в Балашиху. Везде Алла Георгиевна преподавала музыку и выступала в концертах. В 1960-е годы в Дзержинском она участвовала в постановке оперетты «Сильва» («Королева чардаша»). Блистательная музыка венгерского композитора обеспечила этому произведению всемирную популярность, а исполнение партии главной героини подтолкнуло Аллу Копачинскую к профессиональному росту. В Подольске Алла Георгиевна руководила хоровой капеллой, созданной при Доме культуры завода имени Калинина. Они участвовали в различных конкурсах, выступали в Центральном доме работников искусств, выезжали на гастроли. Кроме того, Копачинская организовала вокальный ансамбль, который вскоре стал лауреатом всероссийского телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!». Алла Георгиевна уверена, что истоки сегодняшних успехов хоровой студии «Кантилена» и театрального коллектива «Орфей» заложены ещё в те годы.
«Мне несказанно повезло — на моём пути встретился композитор Георгий Струве и его «Пионерия». Это был двигатель своего дела. Он всегда говорил, что руководители музыкальных студий тоже должны учиться. Совместно с Союзом композиторов и Всероссийским музыкально-хоровым обществом Струве более 25 лет проводил интересные семинары. Мы ездили в московский Дом композиторов, встречались с удивительными педагогами и коллективами со всего СССР и делились опытом и творчеством. Это были незабываемые встречи», — вспоминает Алла Копачинская.
БАЛАШИХА И «КАНТИЛЕНА»
Копачинскую пригласили старшим методистом в областной Дом творчества профсоюзов. Однажды в Москве она встретилась с представителем Дворца культуры «Машиностроитель» (ныне ДК «Балашиха»). Эдуард Жмуров рассказал о непростой ситуации, которая сложилась в их детском хоровом коллективе «Чижик», и попросил мастера наладить работу хора. Познакомившись с солистами, педагогами студии, Алла Георгиевна решила помочь коллективу. В 1977 году Алла Копачинская пришла в ДК «Машиностроитель» на работу. Его директором тогда был Владимир Бугров. Этот неравнодушный человек стремился собрать во Дворце культуры профессиональных педагогов и талантливых учеников. На концерты он приглашал руководителей предприятий, партийных и комсомольских активистов, коллег из других домов культуры.
Два года Алла Георгиевна ездила на работу в Балашиху из Подольска, где жила семья, потом все они переехали в наш город. Теперь можно было всё своё время посвятить любимому делу и хоровой студии, которая из «Чижика» переросла в «Кантилену». Коллектив с разновозрастными солистами и перспективой творческого взлёта не мог называться «Чижиком» — нужно было другое название, звучащее свободно и музыкально, как «Кантилена» — с итальянского это слово означает льющуюся напевную мелодию, как вокальную, так и инструментальную.
ВНОВЬ РОЖДЁННЫЕ
Хоровой коллектив пришлось создавать заново. Алла Георгиевна ходила по школам Балашихи, отбирала талантливых ребят. Позже искать поющих детей ей помогала дочь Ирина. Окончив музыкальное училище, она создала первые хоровые классы в школах 11,12, 7, 22, 23. Также при ДК был организован вокальный ансамбль «Светлана».
«На уроках фортепьяно и сольфеджио мы учили детей петь хоровые партии. Кто-то из известных людей сказал, что не стоить верить тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно, в неё надо вникнуть. И это верно. А ещё нельзя быть поверхностным, надо докапываться до сути произведения, в каждом произведении искать силу звука — пианофорте, настроение, агогику — небольшие замедления, ускорения темпа, подчинённые целям художественной выразительности», — говорит хормейстер.
Это были первые шаги талантливого руководителя и увлечённого музыкой человека, обучающего детей «видеть» мелодию изнутри, понимать, что хотел передать автор, что он чувствовал. Используя особую вокальную методику по устранению недостатков голоса и формированию слуха, Алла Копачинская смогла привить интерес детей к хоровому пению. И «Кантилена» запела. Да так, что границ города и области ей стало мало! Хотелось поделиться творчеством и рассказать о хоровом коллективе из Балашихи всему миру.
«Кантилена» стала одной из первых, кто начал активно гастролировать и сотрудничать с разными странами. После выступлений на различных областных конкурсах в 1979 году в свою первую концертную поездку в Ставропольский край отправился старший хор — вместе с ансамблем песни и танца Центрального дома культуры железнодорожников, которым 40 лет руководил Семён Дунаевский. «Кантилена» знакомится с композиторами Юрием Тугариновым, , поэтами Юрием Энтиным, Петром Синявским, принимает в Балашихе творческие коллективы из Вологды, Керчи, Харькова, Киева, выступает в Москве в Доме композиторов, в концертных залах института имени Гнесиных и консерватории имени П.И. Чайковского, участвует в музыкальном фестивале «Московская осень», неделе детской музыки в Харькове, Калинине, Ялте. И всегда коллектив занимал первые места и привозил в Балашиху заслуженные награды.
ПОКОРЕНИЕ ЕВРОПЫ
А потом начались и поездки за границу. Первая поездка в Европу на автобусе была в 1992 году — «Кантилену» пригласили во Францию, но тогда артистам удалось побывать и в Германии, они успешно выступили в Кёльне.
«Костюмы шили сами. В одних и тех же пришлось выступать дважды. Мы их обновили, как могли. Вначале воротнички добавили, а затем фартуки пошили на платья. Когда второй раз приехали, нам сказали, что костюмы надо бы поменять, так как нас уже узнают и местные ценители музыки стараются попасть на концерты. С тех пор на большие выезды мы шили другие костюмы», — поделилась Алла Георгиевна.
В 1997 году «Кантилена» попала в Испанию. Выехать хоровой студии помогли сами организаторы концерта духовной музыки из города Сантандер. Тогда впервые 20 балашихинских детей полетели самолётом. В Испании на рождественском фестивале они исполняли произведения Чайковского, Шуберта, Бортникова, Моцарта, Баха. Их приняли настолько тепло, что на бис вызывали вновь и вновь, пока балашихинский коллектив не исполнил все свои произведения, включая «Венский вальс» Штрауса.
Об успехе «Кантилены» писали газеты Франции, Германии, Италии, Испании, Англии, Чехии, Болгарии и даже далёкой Японии. Восхищённые зрители присылали письменные признания в любви и искренние слова благодарности за прекрасную музыку и талантливое исполнение.
«Дорогие друзья, вы завоевали наши сердца и очаровали жителей Уэльса своей музыкой и пением. Вы являетесь прекрасными посланцами своей страны. Я искренне надеюсь, что наши музыкальные дороги вновь пересекутся. Даже сейчас, когда я нахожусь в Вене, улицы города наполнены звуками и пением хора «Кантилена», исполняющего вальс Штрауса», — написал руководитель детского хора из Великобритании.
ТЕАТР «ОРФЕЙ»
А потом у Аллы Георгиевны возникло желание к классическому пению «Кантилены» добавить танцевальные движения и актёрскую игру. Так в 2003 году появился муниципальный театр юного актёра «Орфей». Его руководителем стала дочь — Ирина Григорян, такой же талантливый и увлечённый музыкой человек. Они вместе учили с детьми оперные арии, занимались сценической речью, актёрским мастерством. К сотрудничеству пригласили именитых хореографов, завкафедрой оперной подготовки Московской государственной консерватории . Это был первый коллектив в городе, который сошёл с хоровых ступенек и внёс в концертные номера элементы пластики и театра. Весной 2004 года театр представил на суд зрителей оперу «Орфей и Эвридика» и «Фантазии на тему музыки ». Постановки имели небывалый успех. Через год музыкальный театр из Балашихи пригласили в Италию. На концерте присутствовал генеральный консул России Александр Нуризаде.
«Такие встречи создают добрососедские отношения между государствами и народами», — писали тогда итальянские газеты.
Потом были Австрия, Польша, Чехия — эти страны юные балашихинцы посетили, участвуя в Международном фестиваля «Бегущая по волнам», который прошёл на родине великого Моцарта в Зальцбурге. Хоровая студия «Кантилена» стала лауреатом первой степени, а внучка Аллы Копачинской солистка музыкального театра «Орфей» Рузанна Григорян завоевала Гран-при. После участия в конкурсе романсов имени в Эстонии Рузанна стажировалась Моцартеум — консерватории Зальцбурга (Австрия). Два года пела в оперном театре Гамбурга, сейчас выступает в разных странах Европы. В 2018 году участники образцового коллектива музыкально-хоровой студии «Кантилена» и театр «Орфей» стали лауреатами IX Международного фестиваля в Херцег-Нови в Черногории. С этими двумя коллективами неразрывно связан и сын Дмитрий Копачинский — он концертмейстер и заведующий музыкальной частью.
МОЯ «ЭЛЕГИЯ»
Алла Георгиевна и её дочь Ирина много лет поют вдвоём. Два удивительных голоса — сопрано и меццо-сопрано объединились в дуэт «Элегия». С романсами они выступали на городских мероприятиях, творческих вечерах и концертах в Москве. Ещё в 1990-е годы «Элегия» выступила в Германии, Франции, в других странах. В 2014 году романсами «Калитка», «Очи чёрные», «Кони-звери» дуэт из Балашихи покорил японского зрителя.
Теперь в образцовом коллективе музыкально-хоровой студии «Кантилена» и театре юного актёра «Орфей» занимаются дети тех выпускников, которые много лет назад сами пели в хоре. «Кантилена» остаётся в сердцах надолго. А художественный руководитель Алла Копачинская уже работает над следующим проектом. Её музыкальный путь, даже спустя 50 лет, ярок и насыщен. Жизнь она расписывает нотами на листе бумаги, ибо музыка для неё — особый мир, откуда человек выходит с новым жизненным стимулом и колоссальной энергией.
Валентина Чубенко