«Я нахожусь в жёстком кризисе».Елена Новикова о стендапе и женщинах в юморе
Профессионально заниматься стендапом в России стали относительно недавно. По словам победительницы «Открытого микрофона» и комика шоу Stand up на ТНТ Елены Новиковой, жанр переживает времена средневековья, когда и шутки попроще и к равноправию между мужчинами и женщинами в юморе мы ещё идем. Но жанр развивается стремительно. Правда, формат шутки ради шутки, не близок Елене, «высокий» стендап, по её мнению, это не ежемесячный эстрадный монолог на злобу дня по 10 минут, который требуют на ТВ, а большой отрефлексированный (осознанный и прочувствованный) отрезок жизни. О качестве юмора, своем творческом кризисе и женщинах в комедии она рассказала в эксклюзивном интервью «АиФ-Челябинск». Путь к шутке лежит через «ж... » Тебе не кажется, что юмор захватили мужчины? Какой проект на телевидении ни возьми мужчин-комиков подавляющее большинство. - Не совсем согласна. Просто женщины в тот же стендап идут чуть менее охотно, чем мужчины. Это занимает огромное количество времени, а женщина всегда занята или отношениями или семьей. И потом, выступления обычно про боль, а «обнажаться» в обществе у женщин не принято. В то же время, телевидение - это индустрия, и здесь свои законы, сроки, дед-лайны. Возможно, девушкам нужно больше времени на написание текстов и шуток, ведь мы любим поковыряться. Мне кажется, женщины более перфекционисты, чем мужчины, они любят доводить все до идеала. Мужчина – придумал ситуацию и пошел. Чем определяется успех хорошего комика? - Зрителями, прежде всего. У каждого комика своя аудитория: интеллектуальная, возрастная, гендерная, национальная и т.д. Когда мы выступаем в сборных концертах по 4 комика, это очень хорошо чувствуется, где мои, а где чужие. И если я попадаю в 80% зала, значит, мой юмор более универсальный. Фокус-группа из 700 человек, это, мне кажется, показатель. К слову, о юморе. Раньше шутки были более собраны по цензуре, сейчас слова «ж..па», «г..но», «..ер» – норма и в юморе, и на телевидении? - Это потому, что мат сокращает путь шутки, на такое словцо аудитория по-любому среагирует. Иногда это зависит от того, что шутка еще сырая, добивки нормальной пока нет и мат ее заменяет, как протез. Посмотрите, на концертах, с которыми комики ездят по городам и обкатывают шутки, они выдают очень глубокие, интересные мысли. На живых концертах часто можно увидеть, как интересно комик шел к этой шутке. Так и должно быть. По традиционным канонам шутка строится из двух историй. Первая – создает в вашей голове определенную картинку, а вторая история (панч) – разрушает ее. За счет разрыва ожиданий и получается смешно. Жизнь по 10 минут Как ты готовишься к выступлениям, на ком отрабатываешь свои шутки? - Сначала подумываю шутку в голове, потом длинно и коряво пишу на бумаге. Но только после того, как минимум 10 раз прокачу ее на аудитории, у шутки, наконец, появляется своя формулировка и произношение. Именно произнося шутку вслух, понимаешь, где какое слово можно заменить на более разговорную форму, или привнести какую-то узнаваемую деталь. Если брать шрифт Ариал Роман 12, то шутка должна быть на второй строчке. Если три строчки – это уже длинная экспозиция, значит и добивка должна быть мощнее. И иногда думаешь, как сказать еще короче, чтобы сразу долетело до зрителя. Это самый мучительный процесс, когда ты хочешь сказать много, а нужно в трех словах. А первые слушатели – это, конечно, зрители на открытых микрофонах. Не родственники? - Упаси господи. Зачем им это надо? На кого ровняешься в своем творчестве? - Первый комик, которого я посмотрела, был Дилан Моран. Я была на его выступлении в Питере, потом вспомнила, что он играл в фильме «Зомби по имени Шон». Обожаю это кино. Мне дико понравилось его выступление, посмотрела все его спешлы и ранние и поздние. Талантливый актер, автор и комик. Кстати, в этом принципиальное отличие российского и зарубежного стендапа. Комик в России - все еще воспринимается, как эстрадный исполнитель, у них комики снимаются в сериалах, кино, пишут кино, снимают кино. Известные комики стремятся сделать сольный концерт раз в два-три года. И это всегда – результат пережитого опыта. И этот путь мне очень нравится. Поэтому их юмор более качественный, более продуманный. Но у них и стендап существует уже больше 70 лет. Но у нас все это впереди, конечно же. По-старому нельзя... Ты когда-нибудь импровизируешь на своих стендапах? - Как пойдет. Если зал располагает. Ведь аудитория всегда разная: подача быстрее или медленнее, больше молодых людей, мужчин или женщин. В этом - момент пристройки и, если хотите, импровизации. Естественно, когда кто-то выкрикивает из зала или что-то прошло не так – на это нужно реагировать. Ты не можешь после слов «уйди со сцены, сука» продолжать свой монолог. Это реальный случай? - У меня был случай в Красноярске, когда пьяный хеклер (провокатор) очень долго выкрикивал что-то из зала. Я ответила, и он мне предложил выйти, поговорить. Мы вышли, но он был слишком пьян, и драки не получилось... к сожалению (смеется). Помогает ли тебе актерский опыт: справиться с боязнью сцены, общаться с публикой? - Мне актерский опыт не всегда помогает. В театре, если что-то пошло не так, ты не имеешь права выходить из образа. Там жесткие правила и четвёртая стена, разделяющая тебя и зрителя. А в стендапе нет никаких «костылей» и вот она я, и если я не зашла это только моя проблема. Я с 16 лет выхожу на сцену, волнение никогда не проходит. И как ты регулярно справляешься с этим стрессом? - Это, скорее, уже такая привычка вызывать в себе волнение, которое тебе поможет быть в определенном нерве. Если ты выходишь с «холодным носом», скорее всего, ничего не получится. Тут же очень важно, чтобы твоя мысль соединялась с твоим сегодняшним произнесением, настроем. И этот нерв связан с тем, «я не зайду», «я буду несмешная», «зачем я на это согласилась», он помогает тебе быть в синхроне с мыслью, быть внутри своих шуток. Есть ли предел для шуток? Был ли у тебя когда-нибудь творческий кризис? - Я сейчас нахожусь в жестком творческом кризисе в плане стендапа. И снова хочу уйти в театр и кино. В какой-то момент происходит опустошение и ты должен набраться опыта, чтобы привнести его в стендап. Но стендап не должен быть смыслом жизни, он должен быть ее результатом. «Она умерла стендап-комиком» - это странно. Она умерла в хорошем настроении – отлично. В настоящий момент я не знаю, какие темы брать, мне не хочется больше говорить про детей и обслуживать нынешний образ, ведь в жизни и другие вещи происходят. Мне хочется больше философствовать, но в этом очень мало юмора. И нужно искать новые формы стендапа, чтобы это доносить. Да и мы взрослеем, я уже не та тетка в бигудях со скалкой, у которой дети «г» и неудавшаяся карьера. С этим и связан кризис – по-старому нельзя, а как по-новому непонятно.