Плата за солнце: почему разоряются вертикальные фермы

В своей статье на портале time.com Алана Сэмюэлс рассматривает ситуацию с наиболее популярным и обсуждаемыми инновациями в АПК. «В течение тысячелетий фермеры выращивали пищу примерно одинаково: сажали семена и наблюдали за их ростом, что природа дает им необходимое количество дождя и солнца, ухаживали за домашним скотом от рождения до убоя. И до сегодняшнего дня ничего практически не изменилось или изменилось мало, кроме атак на аграрный сектор экологических активистов, возглавляющих протестные настроения общественности. Спрос на экологию породил множество предложений Экологически сознательную общественность возмущает и беспокоит тот факт, что традиционные агропрактики вредны для планеты: поля для выращивания сельскохозяйственных культур и выпаса животных занимают земли, где в противном случае можно было бы посадить деревья, да и драгоценной воды АПК тратит на свои нужды слишком много. Августовский отчет ООН, подготовленный более чем 100 экспертами, сообщает, что эксплуатация земли и воды уже оказывает давление на способность человечества прокормить себя. Это давление будет расти по мере того, как к 2050 году население мира достигнет 9,7 миллиардов, а высокие температуры и наводнения затруднят выращивание сельскохозяйственных культур в некоторых регионах. Значит, существует необходимость изменить способ производства продуктов питания. Есть запрос общественности – есть и предложения. Некоторые предприниматели готовы предложить другие варианты, как они утверждают, более экологичные, нежели традиционное фермерство. Почему бы не получать еду совершенно по-другому, возможно, выращивая салат в небоскребах и создавая мясо из клеток в чашке Петри? Такие предприниматели-новаторы и спонсоры, ориентированные на получение комиссионных, рассматривают техническую и биотехнологическую эволюцию АПК как возможность заработать, да и вдобавок спасти планету. В результате миллиарды долларов были инвестированы в компании, которые обещают заново изобрести еду. Более 47 компаний, производящих мясные и молочные продукты на заводах, в том числе Impossible Foods и Beyond Meat, привлекли 2,29 млрд долл США от венчурных капиталистов за последнее десятилетие, четверть которых инвестировала только в 2019 году, согласно данным агентства PitchBook (отслеживает частные инвестиции и венчурный капитал по всему миру). Акции Beyond Meat (компания продают заменители мяса на растительной основе в продуктовых магазинах и ресторанах) торгуются примерно в три раза дороже их IPO. Еще около 40 компаний, пытающихся вырастить белки, такие как мясо и рыба, из клеток (например, голландская компания Mosa Meat и фирма из Сан-Диего BlueNalu), собрали 1,1 млрд долларов). В то время как большая часть инвестиций поступает от венчурных капиталистов, несколько стран, включая Нидерланды, Японию и Новую Зеландию, профинансировали исследования выращенного в лаборатории мяса. Лидеры «замкнутого растениеводства» - сельскохозяйственные компании, такие как Plenty в Калифорнии и AeroFarms в Нью-Джерси, занимающиеся выращиванием продуктов питания в вертикальных фермах, собрали более 300 миллионов долларов. «Мы находимся на пороге некоторых прорывов в разработке продуктов питания», - сказал Джефф Хаузенболд, партнер SoftBank, главного инвестора в Plenty, вертикальную ферму. Но смогут ли миллиарды долларов, которые вливаются в стартапы, изменить сельское хозяйство в ближайшее время? Масштабные проблемы У аналитиков есть большие сомнения в утверждениях компаний, что они смогут выращивать рыбу и бифштексы из клеток в достаточных масштабах в следующем десятилетии. И насколько разумно полагаться на растениеводство только в вертикальных фермах? Вертикальные фермы стоят дорого, потому что им нужно использовать энергию, чтобы обеспечить одну вещь, которая совершенно бесплатна в традиционном сельском хозяйстве: солнечный свет. Растения требуют огромного количества света для фотосинтеза, примерно в 50 раз больше, чем нужно видеть людям, говорит профессор Нил Маттсон науки о растениях в университете Корнелла, автор крупномасштабного исследования вертикальных ферм. Вертикальные фермы используют светодиодные светильники, и хотя стоимость светодиодов в последние годы значительно снизилась, салат, выращенный на вертикальных фермах в Нью-Йорке и Чикаго, был вдвое дороже, чем салат, выращенный на полях в Калифорнии и доставленный в эти города. В Нью-Йорке и Чикаго рабочая сила обходилась дороже, а сооружения, в которых размещались вертикальные фермы, оказались весьма дорогостоящими в строительстве и обслуживании. И такие проблемы – общие для сектора вертикального растениеводства, многие стартапы банкротятся и закрываются, столкнувшись с непомерными счетами за электричество. Что касается мяса из пробирки, вот как все происходит. Процесс начинается с введения животного, как корова, под наркоз, разрезания мышц и удаления небольшого образца ткани. Ученые используют ферменты для расщепления этой ткани на мышечные и жировые клетки, которые затем вместе с питательной средой помещают в биореактор, напоминающий бродильные чаны, где варится пиво. Затем клетки размножаются. Но мясо из клеток выращивается в самых скромных масштабах. Среды для роста, включающие эмбриональную бычью сыворотку (в основном кровь от коровьего плода), являются дорогостоящими, и ученые изо всех сил пытались обеспечить, чтобы клетки, выращенные в больших контейнерах, получали достаточно кислорода и питательных веществ. Риккардо Сан Мартин, директор по исследованиям в Лаборатории альтернативных мясных продуктов в Калифорнийском университете в Беркли, говорит, что ни одна компания, занимающаяся сельским хозяйством, не объяснила, как преодолеть эти препятствия. Практически нет финансируемых государством исследований по выращиванию лабораторного мяса, и частные компании не сообщают о своих методах. Не все готовы стать вегетарианцами Потребители в массе, похоже, не спешат менять свои привычки в еде, несмотря на климатические проблемы. Более десяти лет назад, после того, как в отчете ООН было установлено, что сельскохозяйственные животные производят от 35% до 40% всех выбросов метана, ряд крупных газет, в том числе, американских изданий, призвали потребителей «спасти планету с помощью вегетарианской диеты». И что же? Потребление мяса возросло и находится на рекордно высоком уровне в США. Мировое же потребление мяса росло в среднем на 1,9% в год в течение десятилетия, предшествующего 2017 году, и, по мнению экспертов, будет увеличиваться еще примерно в два раза быстрее по мере роста населения. Деньги, вложенные в продовольственные стартапы, могут просто отражать желаемое мышление со стороны инвесторов, которые хотят что-то сделать с климатом, даже если потребители не пойдут на это. «Идея о том, что новые технологии могут решить главную проблему, угрожающую жизни вашего внука, очень заманчива, - говорит Бенджамин Алдес Вургафт, автор книги «Мясная планета» о будущем продуктов питания. - Люди ненавидят чувствовать себя беспомощными - они всегда хотят иметь рычаги воздействия». Пищевые стартапы делают ставку на молодежь BlueNalu выращивает ткани рыб из клеток под эгидой защитить обитателей морей от чрезмерного вылова. Компания Plenty заявляет, что она может выращивать такое же количество фруктов и овощей в пространстве размером с футбольные ворота, для которого в традиционном АПК потребуется целое футбольное поле, и экономия воды будет существенной - 1% или 5% от традиционной фермы. Заменители яичных продуктов, сделанный из бобов мунг, по мнению производителей, требуют всего лишь малую толику воды от объема, необходимого для производства других белков, включая говядину, свинину, курицу и даже тофу. Производители еды будущего делают ставку на молодое поколение, которые чаще выбирают продукты, благоприятные для климата, нежели люди старшего возраста. И на сторонников ЗОЖ, предпочитающих продукты, полученные без любой агрохимии. Из всех потребителей мяса на растительной основе, опрошенных Мичиганским государственным университетом, почти половина была моложе 40 лет. К слову сказать, не весь ресторанный бизнес горячо поддерживает растительные заменители мяса, а законодатели американского Конгресса внесли законопроект, поддержанный Ассоциацией скотоводов США, который требует от производителей мяса на растительной и клеточной культуре наносить слово «имитация» на свои этикетки, после того как десятки штатов приняли или ввели законы, обязывающие компании к такой маркировке. Тем не менее, сторонники экологически безопасной пищи надеются, что к 2021 году – то есть в течение года – произойдет много новых событий в этой сфере и найдутся прорывные технологии удешевления производства. Усилится маркетинг, продвижение и конечные потребители будут чувствовать себя намного более комфортно на пересечении технологий и продуктов питания». (Источник и фото: time.com. Автор: Алана Сэмюэлс).

Плата за солнце: почему разоряются вертикальные фермы
© АГРОXXI