Войти в почту

Николай Копайгородский: «Учитесь снимать у великих живописцев»

Премия «Фотограф года» в Челябинской области вручается нечасто — раз в несколько лет и по особым случаям. Носителей этого звания можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. Особенно почетно было получить медаль фотографа года в 2019 году. На конкурс поступило порядка шестисот работ, четыре десятка от 20 авторов вышли в финал. По словам председателя Челябинского отделения Союза фотохудожников России и директора Исторического музея Южного Урала Владимира Богдановского, качество фотографий оказалось настолько высоким, что пришлось вводить дополнительные критерии оценки — вклад авторов в профессию, творческие достижения и награды. В итоге в номинации «Репортажная фотография» победителем стал Дмитрий Челяпин, в номинации «Арт-фотография» — Николай Копайгородский. Для Николая Копайгородского фотография не увлечение, а ремесло, которое кормит его уже более 30 лет. Однако сейчас чистое творчество интересует его больше, чем материальная сторона профессии. И свои последние художественные работы он называет лучшими за все годы. «Девушка с улиткой», за которую Копайгородский и удостоился звания «Фотограф года», — одна из них. — Николай, как началось ваше увлечение фотографией? — На меня повлиял пример двоюродного брата и его отца, который тоже фотографировал. Наверно, это было в классе пятом, когда я был у них в гостях и увидел этот удивительный процесс, показавшийся волшебством, — проявку и печать фотографий. Вот тогда и загорелся. Родители поддержали мое новое увлечение и даже дедушка помогал с приобретением всех необходимых приспособлений. Моим первым фотоаппаратом был «Этюд» — самая простенькая и дешевая камера, которую довольно быстро потеснила «Смена 8М». Я снимал в школе, потом в армии. А после армии я устроился учеником в фотоателье. Это было в 1987 году, с этого момента и началась моя профессиональная деятельность как фотографа. Ничем другим в своей жизни я не занимался, если не считать короткого перерыва во времена перестройки. — Что вы делали в это время? — Да чего только ни делал. Как и все, пытался выжить. — С чего начался ваш путь как фотохудожника? — Однажды, году в 90-м, мой друг и коллега Юрий Ермолин привел меня в фотоклуб «Каменный пояс». И там я почувствовал эту разницу: одно дело вариться в собственном соку и совсем другое — увидеть, как снимают другие фотографы. Именно там я впервые увидел, как по-настоящему делают портрет — мой любимый жанр в фотографии. Когда я пришел в «Каменный пояс», то выиграл подряд два конкурса, причем в первом случае, что интересно, с репортажными фотографиями. Это были пять снимков из операционной, где тогда еще никому не известный пластический хирург Александр Пухов пришивал человеку отрезанную руку. — Как вы находите идеи для своих портретов? Например, «Девушка с улиткой» — как она появилась? — Сюжет предложила сама модель, Настя Мурзина. Она держит у себя дома гигантских улиток. Я не подозревал, что такие вообще бывают, и подумал, что это будет интересно и необычно. И так в большинстве случаев: идея снимка рождается из общения с моделью. А Настя — это вообще особый случай. Она очень умная и начитанная, занимается художественной гимнастикой, мастер спорта. Общаться с ней одно удовольствие. — Кто ваши модели чаще всего? — Обычно это девочки школьного возраста и молодые девушки. — Какой из своих портретов вы считаете самым удачным? — Портрет Насти Мурзиной у станка в хореографическом классе. В 2019 году эта фотография получила золотую медаль конкурса Trierenberg Super Circuit в категории «Дети мира». Для меня это самая дорогая работа и наиболее важная награда. — Ваши черно-белые портреты кажутся снятыми на пленку. Это просто иллюзия или вы действительно иногда снимаете «по старинке»? — Я снимаю только на «цифру», как и большинство моих коллег, на которых равняюсь. Пленка «цифре» давно не конкурент. — Что вы посоветуете тем, кто хочет развиваться в художественной фотографии? В чем секрет мастерства? — Я бы дал совет учиться у великих живописцев. Я много раз и сам слышал этот совет, но долгое время пропускал мимо ушей. А зря. Прошлой зимой я прошел курс по истории изобразительного искусства, и это послужило для меня серьезным толчком. Я понял, как могу улучшить мою фотографию, сделать ее более выразительной. Жалею, что раньше не уделял живописи должного внимания. Все лучшие фотографы учились у художников композиции, работе со светом и цветом. Да и кем были самые первые фотографы? Теми же художниками. Доверить камеру было больше некому.

Николай Копайгородский: «Учитесь снимать у великих живописцев»
© Uralpress.Ru