Войти в почту

У ребенка пропал голос. Что делать?

Почему пропадает голос? Врач-оториноларинголог, фониатр клинико-диагностического центра «МЕДСИ на Красной Пресне» Ирина Разумова отмечает, что голос может пропасть по множеству причин. Например, нарушение голосовой функции может возникнуть из-за органических изменений – острого или хронического ларингита, ларинготрахеита и даже из-за кровоизлияния в голосовые складки и узелков на них. Другая возможная причина – возрастные особенности или мутация голоса. Но голос может пропасть и из-за нарушения координации голосообразования. Это так называемая функциональная дисфония, когда патологических изменений в гортани нет, а смыкание голосовых связок всё же нарушено. Случается и психогенная афония, когда из-за психологических проблем или сильного эмоционального стресса голос пропадает. При этом может сохраняться звучный кашель и смех, а вот произнести что-то человек не может, или может, но шёпотом или писклявым голосом. Лечение подбирается индивидуально в каждом конкретном случае. Его назначают, исходя из причин заболевания, возраста и общего состояния пациента. Поэтому необходимо обратиться к специалисту – врачу-оториноларингологу. В некоторых случаях требуется консультация аллерголога, иммунолога, пульмонолога, гастроэнтеролога, стоматолога, психолога. Многие думают, что проблемы с голосом – временное явление, и нужно просто переждать. Почему важно лечиться? Нарушения голоса затрудняют процесс коммуникации и обучения, влияют на общее развитие детей и подростков, их нервно-психическое состояние. К тому же, детские заболевания голосового аппарата могут стать хроническими и стать причиной дисфонии у взрослых. Важно помнить: врач показывает, как улучшить состояние, но желание выздороветь, соблюдение предписаний, при необходимости изменение образа жизни – это ответственность юного пациента или близких ему взрослых. Есть ли методы профилактики? Перенапряжение голоса провоцируют постоянный шумовой фон, громкое пение, крик, воспалительные процессы верхних дыхательных путей, нарушения слуха, заболевания резонаторных органов (острые и хронические риниты, синуситы, гипертрофия нёбных миндалин, тонзиллит, аденоидные разрастания). Всё это значительно нарушают как голосообразовательную, так и резонаторную функции у детей и подростков. Поэтому будет на пользу постоянное физическое закаливание организма, повышение иммунитета к различным заболеваниям. Не лишним будет и психологический комфорт – уравновешенное активное поведения и хорошее бодрое настроение. Можно ли детям заниматься вокалом? Не вредно ли это? Развитие певческого голоса у детей – очень сложный социально-биолого-физиологический процесс. Голосовой аппарат в детском возрасте требует очень бережного отношения. Чтобы голос развивался правильно, нормально, детям важно петь в рамках возрастного диапазона – только в соответствующей возрасту тесситуре. Не стоит требовать от ребёнка слишком высоких или низких нот. Следует использовать короткие певческие фразы и главным образом нефорсированное пение. Громкое пение допустимо лишь как исключение при отдельных выступлениях. Для выработки нужных певческих навыков можно применять умеренные специальные упражнения для голоса. Важно даже помещение, в котором проходят занятия. Оно должно хорошо проветриваться и обладать определёнными акустическими возможностями. Но всё это не отменяет профилактики! Необходимо своевременно проводить санацию патологических очагов. Стоит регулярно консультироваться с врачом и обращаться за помощью при возникновении малейших проблем. Чем помочь ребёнку в период мутации голоса? В период мутации голоса не стоит петь в хоре. Скорее будет полезно индивидуальное сольное пение под руководством опытного педагога. Он поможет правильно определить физиологически оптимальную тональность и проведёт индивидуальное обучение. Перенапряжение голоса в этот момент отрицательно сказывается на формировании нового механизма голосообразования. И, конечно, необходимо регулярно наблюдаться у фониатра. Важно: мутация голоса может быть связана с острыми респираторными заболеваниями верхних дыхательных путей. Они осложняют течение мутации и мешают закреплению нового голосового стереотипа. Кому и когда стоит обратиться к фониатру?Если голос ребёнка изменился: стал грубым, сиплым, слабым или резким, раздражающим.Если ребёнок может разговаривать только шёпотом.Дыхание стало шумным.Задержался кашель после перенесённой вирусной инфекции.Вы планируете начать водить ребёнка в музыкальную школу или студию.Если ребёнок уже посещает вокальные занятия, необходимо хотя бы раз в год проходить профилактический осмотр у фониатра.Период мутации голоса, особенно, если ребёнок занимается вокалом.Что происходит на приёме у фониатра? Сначала врач подробно расспросит о том, что беспокоит, причиняет дискомфорт, постарается выявить причину заболевания. Затем проведёт осмотр ЛОР-органов и гортани. Способ осмотра гортани зависит не только от оснащённости кабинета, но и от возраста и психологических особенностей юного пациента. Исторически для этих целей использовалось гортанное зеркало. Но в последнее время все чаще применяются и жёсткие или гибкие эндоскопы. Ларингоскопия – один из наиболее доступных и эффективных клинических методов исследования гортани. Он позволяет определить степень смыкания голосовых складок, выявить особенности анатомической структуры, констатировать воспалительные заболевания гортани и другие патологические состояния. А видеоларингоскопия и видеоларингостробоскопия выводят изображение гортани на экран монитора. Так его можно увеличить и более тщательно исследовать – оценить функциональное состояние голосового аппарата и выявить патологические изменения. По итогам осмотра врач определит диагноз, даст рекомендации и проведёт беседу о гигиене голоса. Своевременная диагностика и лечение заболеваний голосового аппарата, занятия по воспитанию правильной техники голосообразования позволяют исправить нарушения голоса при функциональных и органических заболеваниях голосового аппарата. Но даже если у ребёнка нет очевидных проблем, фониатр поможет развить природные качества голоса.

У ребенка пропал голос. Что делать?
© Детстрана.ру