Олег Предтеченский о "Счастливом дне": "Если глубоко копать, из этого может вырасти фестиваль того времени…"

Вокалист и гитарист группы "Цветы" побывал в гостях программы "Культурные люди" на радио "Губерния" и рассказал о своем сольном музыкальном проекте, 50-летнем юбилее "Цветов", о том, зачем пел в церковном хоре, как попал к Стасу Намину, и какой он – его самый СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ. С Самарой (Куйбышевом) связаны не только детство, юность, первые опыты и сценические успехи в творчестве Олега Предтеченского. Но и его новый проект "Счастливый день", возрождающий забытые песни куйбышевских музыкантов. Презентация в Самаре назначена на 25 января 2020-го, "Татьянин день" и день рождения Высоцкого. Место: МКТК "Дирижабль". Вход по приглашениям, которые еще можно попросить у самого артиста в соцсетях. "МЫ ГОВОРИМ НЕ ПРОСТО О "ХОББИ", МЫ ГОВОРИМ О ВРЕМЕНИ…" - Олег, "Счастливый день" - что это для вас? - "Счастливый день" - это проект, состоящий из песен, рожденных в городе Куйбышеве в начале, середине и конце 80-х годов. Я тогда учился в училище, в институте, это была первая рок-группа, но песни были настолько потрясающие и талантливые, что они меня всю жизнь сопровождают меня где-то на глубине сознания. Не хотелось бы их терять, чтобы они так и канули в лету. Лет 6 назад мы встретились с теми музыкантами, с которыми все это происходило – тогда это была группа "Хобби" - мы поговорили и решили, что стоит что-то сделать с этими песнями. В общем, я взял на себя такую нагрузку. Сначала одну, две, три песни, и вот сейчас их уже 15. И года полтора назад пришла такая идея: "ну что делать с песнями? Выпустить альбом и положить его на полку? Давайте сделаем проект, презентацию, давайте создадим организацию!" Ведь что такое проект? Это люди. Сейчас нас 15 человек. - Среди них есть те музыканты, с которыми вы в 80-е работали? - Тот человек, который писал песни, даже если его и нет физически, он, однозначно, участник команды. Евгений Коган. Он написал почти всю музыку и все слова. И он, естественно, часть проекта. Каждый, кто тогда был в группе "Хобби", всегда на телефоне, всегда сопереживает, спорит, подсказывает, ругается. В общем, мы все находимся в контакте, все участвуем. Но на сцене совсем другие люди. Потому что никто из тех, кто был в группе "Хобби" не стал профессиональным музыкантом, профессиональным дизайнером, звукорежиссером, а те функции, которые должны выполнять люди в проекте – это все-таки профессиональные функции. И вот их сейчас 15. Это аранжировщик Валерий Диордица – он сейчас и клавишник в группе "Цветы". Он придал песням какой-то совершенно потрясающий уровень. Крылья выросли! В команде есть и дизайнер, и администратор, и мастеринговые и smm-менеджеры, и сами музыканты, технические директора. В общем, много всего. - "Счастливый день" называют сольным проектом Олега Предтеченского. Это верно? - Конечно, сольный, потому что я пою там, в принципе, один. - А есть ли идеи вообще собрать забытые песни других куйбышевских групп, тех, что еще с советских времен, но так и не стали раскрученными? - Да нет, не думаю, что стоит уходить в программу возрождения чужих песен. С этим проектом мы, например, уже съездили в Таллинн, где участвовали в фестивале "Песни Цоя". И по требованию, для участия невозможно исполнение своих песен, только песни Цоя. И соответственно, уже выходит такой трибьют песен Виктора Цоя. А, может, песен Высоцкого, песен "Beatles", допустим. И это очень достойный репертуар. Песни Ободзинского могут звучать, Rolling Stones. Это история бесконечная. Самое главное, что создан организм, назовем его так, который может исполнять и эти песни, и эти. Мы говорим не просто о группе "Хобби". Мы говорим о времени. А 80-е – это и время перестройки, и рождения журналистики, художников, музыкантов и роковых музыкантов, и новой оперы, между прочим. И если глубоко копать, из этого вообще может вырасти фестиваль того времени. Ну, Парфенов Леонид – всем известный журналист, он оттуда же – из того времени, а сейчас глыба! То есть это время было удивительное и плодовитое, поэтому песни могут быть разными. - Где проект уже презентовали? - Проект родился примерно год назад. Мы прошли краудфандинговую компанию "Планета.ру", меценатскую, на развитие проекта. Мы съездили в Ригу, мы съездили в Таллинн, организовали несколько закрытых концертов и открытых репетиций в Москве, провели презентацию летом 2019-го. Потом немного отвлеклись, потому что у группы "Цветы" был замечательный юбилей, который требовал огромных усилий. А сейчас руки освободились, мы решили, что обязательно нужно сделать презентацию в Самаре, на 25 января, "Дирижабль" на улице Куйбышева. Там рядом администрация, рядом музыкальное училище, где я учился, улица Предтеченская (сейчас Некрасовская), все это рядом, рядом… - Как символично… - Да…это еще и "Татьянин день", день рождения Владимира Высоцкого. И все пересекается так. Видимо, это было звездами определено. Это концерт и презентация, туда может прийти, кто хочет. Мы написали на афишах: "вход по приглашениям", но это просто надпись, потому что каждый, кто хочет там побывать, может написать в социальных сетях о своем желании. И он получит на электронную почту бланк приглашения, которое может распечатать и с ним прийти на концерт. О 50-ЛЕТИИ ГРУППЫ "ЦВЕТЫ" - Он увенчался замечательным концертом, который проходил в Кремле 19 ноября. Был полный зал, такое единодушие. После концерта люди шли до метро – мы видели потом эти кадры – и совершенно незнакомые друг другу люди пели наши песни. Где-то еще неделю мы переживали "последствия" этого концерта в социальных сетях. Было чудесно. - 50-летний юбилей – это такая дата, до которой доживают явно не все музыкальные группы. Scorpions, Rolling Stones, AC/DC уже под "полтинник". Вы чувствуете это возраст? Как аудитория меняется? - Знаете, когда мы справляли 30 лет, мы не знали, доживем ли до следующего юбилея? Потому что 30 лет – это тоже огромная дистанция. Когда было 40 лет – тоже было не понятно, как это – 50? Наверное, и не будет. А когда 50 исполнилось, уже и загадывать не нужно… Дадим 50, 500 концертов, дотянем до 55 и до 60 лет. "К СТАСУ НАМИНУ ЗАШЕЛ СО ВТОРОГО РАЗА…" - Никогда не думал о том, что буду играть в группе "Цветы" почти до того самого момента, пока в нее не попал. Естественно, фигура Стаса Намина – мы все о ней знали. По всей стране разнеслась весть в 80-е, что открылся Центр Стаса Намина, где собирают всех рокеров со всех концов Советского союза. И это был такой ответ Ленинградскому рок-клубу, который был тогда, такая серьезная заявка. Я и приехал в Москву специально – у нас уже была к тому моменту группа "Хобби" в Куйбышеве – чтобы прийти в этот Центр, заявить о себе, познакомиться. Но не нашел туда дорогу! Мне сказали: в парке им. Горького. Я прошел весь парк Горького, не дошел метров 500 до Зеленого театра, где находился Центр Стаса Намина, поднялся вверх к Ленинскому проспекту и… уехал! - Вот судьба-то… - Да, я потом рассказывал об этом Стасу, он говорил, ну, видимо, ты был не готов. - А когда дошли? Как это случилось? - Это был 99-й год. Я уже перебрался в Москву и искал, куда податься. В Самаре напоследок записал альбом, связи не оборвал, но переехал. И в этот момент меня "по блату" порекомендовали Стасу. Это все, конечно, смешно, но так и получилось. С улицы туда сложно зайти. "СЛЫШАЛ, ЧТО В ЦЕРКВИ ХОРОШО ЗАРАБАТЫВАЮТ…" - Вы по первому образованию инженер… - Да, Куйбышевский политехнический окончил с успехом, даже погоны офицера запаса получил. – 90-е годы у вас отметились такими интересными, на мой взгляд, событиями: вы пели в хоре, в самарском храме Петра и Павла, а потом снова уехали за границу и там как рок-вокалист развивались (прим. авт. - в 1997 году Олег Предтеченский завоевал серебряную медаль на Всемирном чемпионате по исполнительскому искусству в номинации "рок-вокал"). Как вы решались-то на такие смены, то в церковную музыку, то в рок? - Здесь, наверное, нехватка информации сказалась, не было же интернета. Слухи ходили, что в церкви хорошо зарабатывают. - А, деньги привели? - Да, мне все равно было тогда, где деньги зарабатывать. После того, как я приехал из-за границы после 5-летнего отсутствия, я не знал, как деньги зарабатывать. Страна изменилась до неузнаваемости. Близкие соратники о музыке, близкие и далекие, все ушли в коммерцию. Кое-кто стал большим бизнесменом. Кое-кого, к сожалению, вообще не стало на этом свете. Я не знал, что делать, но услышал, что в церкви хорошо зарабатывают. Дай-ка пойду, попою. А потом понял, что в этом есть глубокий смысл. Может быть, там денег и нет, но зато есть культура. Это тот слой музыкальный, который нигде не преподают, произведения тех же наших великих композиторов русских. Их невозможно было нигде услышать, ни в училище, ни в консерватории на уроках "музыкальной литературе" не преподавали. Чайковский, Мусоргский, Бородин, все они писали для Бога. И это отдельный пласт. Это совершенно потрясающая музыка. Я там года полтора-два пропел. Сначала это было трудно, есть своя специфика. Но до этого я же еще наше Самарское музыкальное училище закончил, то есть я понимал, что из себя ноты представляют и так далее. Тогда, по большому счету, я уже не хотел петь. Не связывал свою жизнь с пением."В САМАРЕ ОДНА ДОРОГА БЫЛА…" - К року у меня было тяготение с 12 лет. Как гитару получил, так и все. А вот какие бывают развилки на каждом перекрестке – это очень интересно. В Самаре дорога одна - столбовая была – к академическому вокалу. Эстрадный нигде не преподавали. Ну, и народный еще, то есть академический и народный. С народным - своя специфика, это должен человек родиться и пройти какой-то определенный путь, полюбить эту музыку, звукоизвлечение, чтобы во взрослом возрасте уже продолжать заниматься. К этому у меня не было никаких предпосылок, поэтому дорога шла к академическому вокалу. И он очень заражает, это целый мир – оперной музыки! Там и театр, там и мизансцены. Но… Не затянуло. Поэтому – рок. - А какими были ваши самые счастливые дни? - Знаете, название моего проекта "Счастливый день" - это неслучайно. Вообще, жизнь – это череда счастливых дней. Каждое утро встаешь и думаешь: надо из этого дня сделать счастливый. Чтобы он стал счастливым, не только для себя, но и для других. А потом начинаешь вспоминать, что все знаковые события, которые у тебя прошли, прошли через свой счастливый день. Я поступил в "политех", познакомился с барабанщиком группы – это был счастливый день. Пришел на репетицию – счастливый день. Потом, после института мы играли чужие песни, наступил счастливый день – мы стали петь свои. Поступил в музучилище – счастливый день. Попал на Чемпионат искусств – тоже. Попал к Стасу Намину – счастливый день. Потом в рок-группу, в "Цветы". Это такое философское понятие. Не знаю, что еще сказать... - Кто ведет ваш ежедневник? Сами или помощники? Есть секреты, как все успевать? - Вы правильно говорите, что в одной жизни много жизней. И музыкальная жизнь – не единственная. Существует и личная, семейная, и хозяйственная какая-то, в общем-то, много всего. Потому и вести мой дневник кому-то не реально вместо меня. У меня у самого-то расписание может меняться в течение одного дня. И эту поездку, можно сказать, вы спровоцировали, сказав: вот январь, есть время для записи интервью, приезжайте. И я рванул!

Олег Предтеченский о "Счастливом дне": "Если глубоко копать, из этого может вырасти фестиваль того времени…"
© СОВА