Ещё

Олег Предтеченский о «Счастливом дне»: «Если глубоко копать, из этого может вырасти фестиваль того времени…» 

Олег Предтеченский о «Счастливом дне»: «Если глубоко копать, из этого может вырасти фестиваль того времени…»
Фото: СОВА
Вокалист и гитарист группы «Цветы» побывал в гостях программы «Культурные люди» на радио «Губерния» и рассказал о своем сольном музыкальном проекте, 50-летнем юбилее «Цветов», о том, зачем пел в церковном хоре, как попал к , и какой он — его самый СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ.
С Самарой (Куйбышевом) связаны не только детство, юность, первые опыты и сценические успехи в творчестве . Но и его новый проект «Счастливый день», возрождающий забытые песни куйбышевских музыкантов. Презентация в Самаре назначена на 25 января 2020-го, «Татьянин день» и день рождения Высоцкого. Место: МКТК «Дирижабль». Вход по приглашениям, которые еще можно попросить у самого артиста в соцсетях.
"МЫ ГОВОРИМ НЕ ПРОСТО О «ХОББИ», МЫ ГОВОРИМ О ВРЕМЕНИ…"
— Олег, «Счастливый день» — что это для вас? — «Счастливый день» — это проект, состоящий из песен, рожденных в городе Куйбышеве в начале, середине и конце 80-х годов. Я тогда учился в училище, в институте, это была первая рок-группа, но песни были настолько потрясающие и талантливые, что они меня всю жизнь сопровождают меня где-то на глубине сознания. Не хотелось бы их терять, чтобы они так и канули в лету. Лет 6 назад мы встретились с теми музыкантами, с которыми все это происходило — тогда это была группа «Хобби» — мы поговорили и решили, что стоит что-то сделать с этими песнями. В общем, я взял на себя такую нагрузку. Сначала одну, две, три песни, и вот сейчас их уже 15. И года полтора назад пришла такая идея: «ну что делать с песнями? Выпустить альбом и положить его на полку? Давайте сделаем проект, презентацию, давайте создадим организацию!» Ведь что такое проект? Это люди. Сейчас нас 15 человек. — Среди них есть те музыканты, с которыми вы в 80-е работали?
— Тот человек, который писал песни, даже если его и нет физически, он, однозначно, участник команды. . Он написал почти всю музыку и все слова. И он, естественно, часть проекта. Каждый, кто тогда был в группе «Хобби», всегда на телефоне, всегда сопереживает, спорит, подсказывает, ругается. В общем, мы все находимся в контакте, все участвуем. Но на сцене совсем другие люди. Потому что никто из тех, кто был в группе «Хобби» не стал профессиональным музыкантом, профессиональным дизайнером, звукорежиссером, а те функции, которые должны выполнять люди в проекте — это все-таки профессиональные функции. И вот их сейчас 15. Это аранжировщик Валерий Диордица — он сейчас и клавишник в группе «Цветы». Он придал песням какой-то совершенно потрясающий уровень. Крылья выросли! В команде есть и дизайнер, и администратор, и мастеринговые и smm-менеджеры, и сами музыканты, технические директора. В общем, много всего. — «Счастливый день» называют сольным проектом Олега Предтеченского. Это верно?
— Конечно, сольный, потому что я пою там, в принципе, один.
— А есть ли идеи вообще собрать забытые песни других куйбышевских групп, тех, что еще с советских времен, но так и не стали раскрученными?
— Да нет, не думаю, что стоит уходить в программу возрождения чужих песен. С этим проектом мы, например, уже съездили в Таллинн, где участвовали в фестивале «Песни Цоя». И по требованию, для участия невозможно исполнение своих песен, только песни . И соответственно, уже выходит такой трибьют песен Виктора Цоя. А, может, песен Высоцкого, песен «Beatles», допустим. И это очень достойный репертуар. Песни Ободзинского могут звучать, Rolling Stones. Это история бесконечная. Самое главное, что создан организм, назовем его так, который может исполнять и эти песни, и эти. Мы говорим не просто о группе «Хобби». Мы говорим о времени. А 80-е — это и время перестройки, и рождения журналистики, художников, музыкантов и роковых музыкантов, и новой оперы, между прочим. И если глубоко копать, из этого вообще может вырасти фестиваль того времени. Ну,  — всем известный журналист, он оттуда же — из того времени, а сейчас глыба! То есть это время было удивительное и плодовитое, поэтому песни могут быть разными.
— Где проект уже презентовали?
— Проект родился примерно год назад. Мы прошли краудфандинговую компанию «Планета.ру», меценатскую, на развитие проекта. Мы съездили в Ригу, мы съездили в Таллинн, организовали несколько закрытых концертов и открытых репетиций в Москве, провели презентацию летом 2019-го. Потом немного отвлеклись, потому что у группы «Цветы» был замечательный юбилей, который требовал огромных усилий. А сейчас руки освободились, мы решили, что обязательно нужно сделать презентацию в Самаре, на 25 января, «Дирижабль» на улице Куйбышева. Там рядом администрация, рядом музыкальное училище, где я учился, улица Предтеченская (сейчас Некрасовская), все это рядом, рядом…
— Как символично…
— Да…это еще и «Татьянин день», день рождения Владимира Высоцкого. И все пересекается так. Видимо, это было звездами определено. Это концерт и презентация, туда может прийти, кто хочет. Мы написали на афишах: «вход по приглашениям», но это просто надпись, потому что каждый, кто хочет там побывать, может написать в социальных сетях о своем желании. И он получит на электронную почту бланк приглашения, которое может распечатать и с ним прийти на концерт.
О 50-ЛЕТИИ ГРУППЫ «ЦВЕТЫ»
— Он увенчался замечательным концертом, который проходил в Кремле 19 ноября. Был полный зал, такое единодушие. После концерта люди шли до метро — мы видели потом эти кадры — и совершенно незнакомые друг другу люди пели наши песни. Где-то еще неделю мы переживали «последствия» этого концерта в социальных сетях. Было чудесно.
— 50-летний юбилей — это такая дата, до которой доживают явно не все музыкальные группы. Scorpions, Rolling Stones, AC/DC уже под «полтинник». Вы чувствуете это возраст? Как аудитория меняется?
— Знаете, когда мы справляли 30 лет, мы не знали, доживем ли до следующего юбилея? Потому что 30 лет — это тоже огромная дистанция. Когда было 40 лет — тоже было не понятно, как это — 50? Наверное, и не будет. А когда 50 исполнилось, уже и загадывать не нужно… Дадим 50, 500 концертов, дотянем до 55 и до 60 лет. "К СТАСУ НАМИНУ ЗАШЕЛ СО ВТОРОГО РАЗА…"
— Никогда не думал о том, что буду играть в группе «Цветы» почти до того самого момента, пока в нее не попал. Естественно, фигура Стаса Намина — мы все о ней знали. По всей стране разнеслась весть в 80-е, что открылся Центр Стаса Намина, где собирают всех рокеров со всех концов Советского союза. И это был такой ответ Ленинградскому рок-клубу, который был тогда, такая серьезная заявка. Я и приехал в Москву специально — у нас уже была к тому моменту группа «Хобби» в Куйбышеве — чтобы прийти в этот Центр, заявить о себе, познакомиться. Но не нашел туда дорогу! Мне сказали: в парке им. Горького. Я прошел весь парк Горького, не дошел метров 500 до Зеленого театра, где находился Центр Стаса Намина, поднялся вверх к Ленинскому проспекту и… уехал!
— Вот судьба-то…
— Да, я потом рассказывал об этом Стасу, он говорил, ну, видимо, ты был не готов.
— А когда дошли? Как это случилось?
— Это был 99-й год. Я уже перебрался в Москву и искал, куда податься. В Самаре напоследок записал альбом, связи не оборвал, но переехал. И в этот момент меня «по блату» порекомендовали Стасу. Это все, конечно, смешно, но так и получилось. С улицы туда сложно зайти.
"СЛЫШАЛ, ЧТО В ЦЕРКВИ ХОРОШО ЗАРАБАТЫВАЮТ…"
— Вы по первому образованию инженер…
— Да, Куйбышевский политехнический окончил с успехом, даже погоны офицера запаса получил.
— 90-е годы у вас отметились такими интересными, на мой взгляд, событиями: вы пели в хоре, в самарском храме Петра и Павла, а потом снова уехали за границу и там как рок-вокалист развивались (прим. авт. — в 1997 году Олег Предтеченский завоевал серебряную медаль на Всемирном чемпионате по исполнительскому искусству в номинации «рок-вокал»). Как вы решались-то на такие смены, то в церковную музыку, то в рок?
— Здесь, наверное, нехватка информации сказалась, не было же интернета. Слухи ходили, что в церкви хорошо зарабатывают.
— А, деньги привели?
— Да, мне все равно было тогда, где деньги зарабатывать. После того, как я приехал из-за границы после 5-летнего отсутствия, я не знал, как деньги зарабатывать. Страна изменилась до неузнаваемости. Близкие соратники о музыке, близкие и далекие, все ушли в коммерцию. Кое-кто стал большим бизнесменом. Кое-кого, к сожалению, вообще не стало на этом свете. Я не знал, что делать, но услышал, что в церкви хорошо зарабатывают. Дай-ка пойду, попою. А потом понял, что в этом есть глубокий смысл. Может быть, там денег и нет, но зато есть культура. Это тот слой музыкальный, который нигде не преподают, произведения тех же наших великих композиторов русских. Их невозможно было нигде услышать, ни в училище, ни в консерватории на уроках «музыкальной литературе» не преподавали. Чайковский, Мусоргский, Бородин, все они писали для Бога. И это отдельный пласт. Это совершенно потрясающая музыка. Я там года полтора-два пропел. Сначала это было трудно, есть своя специфика. Но до этого я же еще наше Самарское музыкальное училище закончил, то есть я понимал, что из себя ноты представляют и так далее. Тогда, по большому счету, я уже не хотел петь. Не связывал свою жизнь с пением. "В САМАРЕ ОДНА ДОРОГА БЫЛА…"
— К року у меня было тяготение с 12 лет. Как гитару получил, так и все. А вот какие бывают развилки на каждом перекрестке — это очень интересно. В Самаре дорога одна — столбовая была — к академическому вокалу. Эстрадный нигде не преподавали. Ну, и народный еще, то есть академический и народный. С народным — своя специфика, это должен человек родиться и пройти какой-то определенный путь, полюбить эту музыку, звукоизвлечение, чтобы во взрослом возрасте уже продолжать заниматься. К этому у меня не было никаких предпосылок, поэтому дорога шла к академическому вокалу. И он очень заражает, это целый мир — оперной музыки! Там и театр, там и мизансцены. Но… Не затянуло. Поэтому — рок.
— А какими были ваши самые счастливые дни?
— Знаете, название моего проекта «Счастливый день» — это неслучайно. Вообще, жизнь — это череда счастливых дней. Каждое утро встаешь и думаешь: надо из этого дня сделать счастливый. Чтобы он стал счастливым, не только для себя, но и для других. А потом начинаешь вспоминать, что все знаковые события, которые у тебя прошли, прошли через свой счастливый день. Я поступил в «политех», познакомился с барабанщиком группы — это был счастливый день. Пришел на репетицию — счастливый день. Потом, после института мы играли чужие песни, наступил счастливый день — мы стали петь свои. Поступил в музучилище — счастливый день. Попал на Чемпионат искусств — тоже. Попал к Стасу Намину — счастливый день. Потом в рок-группу, в «Цветы». Это такое философское понятие. Не знаю, что еще сказать…
— Кто ведет ваш ежедневник? Сами или помощники? Есть секреты, как все успевать?
— Вы правильно говорите, что в одной жизни много жизней. И музыкальная жизнь — не единственная. Существует и личная, семейная, и хозяйственная какая-то, в общем-то, много всего. Потому и вести мой дневник кому-то не реально вместо меня. У меня у самого-то расписание может меняться в течение одного дня. И эту поездку, можно сказать, вы спровоцировали, сказав: вот январь, есть время для записи интервью, приезжайте. И я рванул!
Видео дня. Анна Семенович показала свой карантин
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео