Жизнь проходит мимо: как просмотр новостей может довести до депрессии
По данным исследователей, «синдромом упущенной выгоды» в той или иной мере в современном мире поражены больше половины активных пользователей соцсетей. Это психологическое состояние было определено учеными еще в 2013 году. С развитием соцсетей этот синдром начал проявляться все чаще и чаще: страх упустить что-то важное трансформировался, и людям начало казаться, что их жизнь бледна и неинтересна в сравнении с жизнью их друзей и знакомых. Сегодня сложно представить свою жизнь без мессенджеров и соцсетей — мы пользуемся ими для общения с родными и близкими, коллегами, клиентами. Однако, как оказалось, активная виртуальная жизнь не обходится без последствий. Специалисты отмечают рост случаев развития у пользователей соцсетей синдрома упущенной выгоды. Корреспондент «Вечерней Москвы» изучил проведенные учеными исследования и пообщался со специалистами, чтобы понять, что же этот синдром собой представляет. Первая жертва Руководитель независимого агентства региональных исследований социолог Евгений Полковников рассказал, что причиной появления синдрома может быть начало новой эры с точки зрения информационных каналов и их влияния на массовое сознание и отдельных людей. — Мне кажется, мы только на пороге новых вызовов, с которыми придется столкнуться подрастающему поколению через 10–15 лет. Ведь еще 10 лет подобных вещей как массового явления не было, — сказал он.— Влияние виртуального мира будет становиться все сильнее и проявляться в изменении поведенческих стереотипов, появлении новых проблем, комплексов. Подмена реальной жизни виртуальной будет происходить все в большей степени, будет расти и разница между поколениями: поведенческая, потребительская, в формах выбора и поиска товаров. И обуздать это все в плане слова «контроль» будет крайне сложно. Скорее, придется осмыслить новую реальность, понять ее инструменты и использовать их. По его мнению, сейчас молодежь иначе оценивает реальность, людей и критерии успешности, и государство могло бы пропагандировать ценности через другие форматы коммуникации, доступные для молодых людей. — Нам нужно осознать, что мир очень сильно поменялся. Это естественный процесс, его можно только принять. Нести ценности в парадигме этого нового мира, — сказал эксперт. При этом впервые об этом синдроме, обозначаемом по-английски аббревиатурой FOMO — fear of missing out (с англ. — «страх упустить что-то из виду». — «ВМ»), заговорили еще вначале 2000-х годов. Первым это состояние в своей статье описал успешный венчурный финансист, учившийся в тот период в Гарвардском университете в США, Патрик Макгиннис. По его словам, в какой-то момент он и компания его однокашников начали испытывать страх упустить важное событие — каждый аспект обучения, каждое социальное собрание казались им настолько важными, что по пятницам они расписывали свои графики на неделю вперед. Макгиннис признался, что какое-то время компания даже не покидала университетский городок, опасаясь не попасть на какое-нибудь важное, по их мнению, мероприятие. С тех пор понятие FOMO начало набирать популярность, а в 2013 году было добавлено в онлайн-версию Оксфордского словаря. Синдром технически не может считаться психическим расстройством, поскольку его определение не включено в перечень «Психические расстройства» Международной классификации болезней. Но само понятие уже достаточно изучено — исследования ученых из Эссекского и Калифорнийского университетов доказали, что развитие синдрома сегодня связано с активным использованием соцсетей. Найти плюсы в себе По мнению практикующего психолога Елены Лосевой, характерное синдрому поведение часто можно заметить у молодых мам. — Они сидят в «Инстаграме», видят других людей, у которых яркая жизнь, и расстраиваются, что у них самих все не так. Постоянное сравнение себя с другими и приводит к чувству вины, недовольству своей жизнью. И здесь важно помнить, что соцсети— это одна сотая часть нашей жизни, и нельзя забывать о своих собственных заслугах, — подчеркнула она. — Да, допустим, Машка похудела на 20 килограммов, а я — всего лишь на два. Но Машка начала худеть два года назад, а я— две недели. Она отметила, что в последние годы серьезно участились случаи, когда люди в возрасте 27–30 лет, стремящиеся создать образ идеальной и успешной жизни в соцсетях, начинают в это верить. — У них происходит подмена реальности, они начинают игнорировать настоящие проблемы. У них может рушиться семья, но они видят только созданный ими же образ. И если несколько лет назад такие истории были единичны, то сейчас их количество настолько возросло, что это обсуждается уже на международном уровне. Как же с этим бороться? Учитывая, что полный отказ от соцсетей в современном мире очень сложен, а в некотором роде даже невозможен — ведь на них и мессенджерах уже завязана не только социальная жизнь, но и работа. Нужно стараться включать критическое мышление и не забывать, насколько малую часть жизни показывают соцсети, — считает психолог. Не сравнивать с другими Международный информационный брокер MyLife, предоставляющий собранные из открытых и иных источников различные данные о 325 миллионах человек, провел собственное исследование. Согласно полученным результатам в той или иной степени «синдромом упущенной выгоды» страдают около 56 процентов пользователей социальных сетей. При этом 42 процента респондентов имеют больше одной персональной или публичной страницы. А среди молодых людей возрастом от 18 до 34 лет эта цифра возрастает до 61 процента. Детский и подростковый психолог Анфиса Калистратова подтвердила, что дети и подростки больше подвержены FOMO ив тяжелых случаях состояние может привести ку влечению алкоголем и депрессии. — Мы имеем дело с ярким набором эмоциональных реакций, связанных с самооценкой. Есть такая штука — внимание. Куда мы его направляем, то и подпитываем. И если подросток постоянно сидит в соцсетях, то самому себе он оставляет жалкие крохи. И связано это с реальной жизнью, из которой ему хочется сбежать, если в семье он сталкивается с тем, что чувствует себя нужным и любимым, только когда чего-то достигает или делает. Если ребенок получает такие импульсы с детства, то чем взрослее он становится, тем больше будет его желание искать нечто положительное в виртуальной жизни. Особенно с учетом того, как продвинута индустрия образов и социальных сетей, как легко она захватывает. Сначала он может просто наблюдать, смотреть, чем занимаются люди. А потом начинает сравнивать себя с другими и понимать, что в чем-то не дотягивает до них. Срабатывает посыл амбиций, и человек застревает в этом цикле. А пусковым механизмом может служить окружающая среда или внутренний посыл, ощущение ненужности, нереализованных амбиций, — пояснила Калистратова. По ее словам, в поиске решения этой проблемы нужно помнить, что «по сути, жизнь детей осталась такой же, как и до соцсетей, просто перешла в виртуалку. Ситуации те же, просто инструмент другой». — Как объяснить ребенку, что не нужно сравнивать себя с другими? Очень просто — самим родителям не сравнивать его ни с кем. А если он попытается сам это сделать, то проанализировать, обсудить ситуацию и предложить ему провести сравнение с самим собой, к примеру, двухлетней давности. Что изменилось, как он развивался. Ведь когда мы сравниваем себя с другими, то «обесточиваемся», теряем энергию. А сравнение с самими собой подпитывает, мотивирует двигаться дальше, — сказала эксперт. — В теории, если все начнут придерживаться такого принципа воспитания, а их дети также воспитают своих детей, то в будущем синдром упущенной выгоды исчезнет. Внимание людей будет больше сфокусировано на собственной жизни, — заключила Калистратова. Позже группа европейских ученых из Италии, Бельгии и Голландии провела еще одно исследование, опубликованное в Международном журнале исследования окружающей среды и общественного здоровья. Порочный круг Согласно полученным результатам симптомы FOMO чаще проявляются у людей, активно использующих соцсети, в которых можно ограничить круг собственных контактов и подписок: Facebook, Instagram и аналогичные. Это делает их более «личными», общение идет с теми же людьми, которых пользователи знают лично в реальной жизни. В свою очередь, площадки вроде Twitter и YouTube предполагают большую аудиторию, где пользователи делятся новостями и общаются с незнакомыми им в офлайне людьми. — Это порождает порочный круг: боясь упустить что-то важное, человек заходит в соцсети, чтобы успокоиться, где видит, что у друзей и знакомых произошло и планируется еще много событий, анонсированы или прошли какие-то мероприятия. В итоге это еще больше подпитывает симптомы FOMO, за утолением которых пользователь опять заходит в соцсети, — сообщают исследователи. По их данным, это становится причиной еще одного симптома расстройства— зависимости от соцсетей. В таких случаях даже во время разговора с собеседником человек постоянно отвлекается на телефон либо смотрит в него непрерывно. По данным исследования, в большей степени это проявляется у современных подростков. При этом они отмечают, что потребность «быть в курсе» всего происходящего вокруг нас раньше была жизненно необходима для выживания человека. Однако синдром упущенной выгоды может развиться и у тех людей, которым приходится постоянно пользоваться соцсетями в профессиональных интересах. На условиях анонимности инстаграм-модель рассказала «ВМ», что постоянная необходимость «быть в курсе» происходящего в соцсетях и мессенджерах очень негативно сказалась на ее психологическом состоянии. — После того как ты попадаешь в определенную среду, соцсети становятся твоей визитной карточкой. И конкуренция в этом плане совершенно сумасшедшая. Мне приходилось проводить по 4–6 часов в соцсетях. Не только чтобы делать публикации и вести свои аккаунты, но следить за мероприятиями, графиками съемок, новостями конкуренток, — рассказала девушка. По ее словам, это привело к тому, что стоило на несколько минут выпустить смартфон из рук, как она начинала испытывать дискомфорт из-за того, что могла пропустить что-то важное. Это начало влиять на сон, настроение. — В результате, сходив к психологу, я приняла решение, что здоровье мне дороже. Красивая и гламурная жизнь привлекательна, но мало кто знает, какой ценой это дается, — сказала она. Найти выход Выходит, что жертвой синдрома упущенной выгоды может стать любой человек. Что же остается делать? Эксперты-психологи журнала Time выделили основные источники возникновения симптомов FOMO и предложили способы справиться с ними. Одной из главных причин FOMO является грусть. Чтобы справиться с ней, эксперты рекомендуют ряд практик, в числе которых: задаться вопросом, за что в жизни вы благодарны, и осознать это; дать имя своим негативным эмоциям, чтобы они меньше загружали подсознание; научиться принимать «приемлемые» решения, а не мучиться поиском «лучших на планете»; проводить больше времени с близкими людьми и чаще обнимать их. Также необходимо осознать, что показываемая в соцсетях жизнь очень сильно приукрашена и в ней не найти счастья и спокойствия. Ощущение счастья зависит от того, на чем вы концентрируетесь. Эксперты рекомендуют больше думать о положительных событиях, чтобы чувствовать себя лучше. Читайте также: Психолог рассказала о ритуалах, способных отвлечь ребенка от гаджета перед сном