Проверено на себе
Звёзды
Психология
Еда
Счет
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота

Жители Курской области: «Мы не можем покупать питание детям по таким ценам»

Железногорцы 25 января провели пикет против резкого подорожания продукции местной молочной кухни
Жители Курской области: «Мы не можем покупать питание детям по таким ценам»
Фото: Курские известияКурские известия
Железногорская молочная кухня предлагает несколько видов продукции: подготовленное питьевое молоко, кефир, творог и биолакт (кисломолочный продукт, обогащённый бифидобактериями). Но с января цены на продукцию поднялись на 63 – 67%, что вызвало резкое недовольство родителей малышей. Городская власть говорит об оправданности роста цен. Все стороны согласны, что решение проблемы – передача молочной кухни в ведение облздрава.
«Вопрос считают муниципальным»
Один из родителей, , собрал подписи под обращением к и лично дозвонился губернатору во время прямого телеэфира. Тот перенаправил вопрос своему заму Ирине Хмелевской. Она отметила, что молочная кухня управляется муниципалитетом и не является учреждением здравоохранения.
C 1 января постановление Железногорской администрации о повышении цен на «молочку» вступило в силу. Теперь, например, 100 граммов творога стоит 125 рублей, 200 граммов кефира – 33 рубля. Для сравнения: это в 1,5 – 2 раза дороже, чем на курской молочной кухне.
В Курской области осталось всего две молочные кухни – в Курске и в Железногорске. Они находятся в разном правовом и финансовом положении. Курская молочная кухня – муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения, её содержит областной центр. В Железногорске молочная кухня – убыточное подразделение муниципального унитарного предприятия «Витафарм» (сети муниципальных аптек). Никакого финансирования, субсидий и дотаций из бюджета Железногорска и области МУП «Витафарм» не получает. До 2020 года продукция железногорской молочной кухни продавалась по цене ниже себестоимости.
25 января у здания железногорской молочной кухни прошёл пикет. Представители одной из политических партий держали плакат с требованием снизить цены на «молочку». Но они стояли молча, а вот дискуссию с Константином Булгаковым, замглавы Железногорска по соцполитике, вели родители, пришедшие в субботний день на кухню за продукцией. Среди них был и Александр Малышев. Константин Булгаков пояснил, что молочная кухня – убыточное подразделение сети железногорских муниципальных аптек «Витафарм». Основная задача предприятия – обеспечивать железногорцев лекарствами, сейчас 1,5 тысячи рецептов находятся на отсроченном обслуживании. А молочную кухню в своё время передали «Витафарму», по словам заместителя мэра, в результате экономически неверного решения. «Нынешнее повышение цен покроет лишь себестоимость продукции молочной кухни, там не будет ни копейки прибыли. Единственное решение проблемы – это передача молочной кухни от муниципального предприятия на баланс областного комитета здравоохранения, потому что кухня фактически является медицинским учреждением», – пояснил Константин Булгаков.
«Вот вы и помогите нам перевести кухню на областное финансирование», – потребовал от чиновника Александр Малышев. По его словам, до подорожания он тратил на «молочку» для своего ребёнка 1,5 тысячи рублей в месяц, теперь придётся отдавать из семейного бюджета 2 – 3. Стоявшая рядом девушка с ребёнком на руках рассказала, что до подорожания тратила на продукцию кухни 3 тысячи в месяц. «Как теперь быть, не знаю», – сказала она.
Константин Булгаков пояснил, что мэр Железногорска уже поднимал в областной администрации вопрос о молочной кухне, но там считают вопрос муниципальным. «Мэр на днях снова поедет в Курск. Может, после ваших выступлений и публикаций в СМИ ситуация изменится», – выразил надежду чиновник.
Спасли от закрытия
До 2015 года молочная кухня, как и в советское время, являлась подразделением железногорской горбольницы 1. Но со временем железногорцев, которые брали её продукцию, становилось всё меньше. Талоны на продукцию кухни заменили на ежемесячную денежную доплату на питание детей до 3 лет, живущих в Чернобыльской зоне (чуть более 500 рублей на ребёнка, которые много лет не индексируются). Кроме того, многим родителям было просто неудобно добираться из новых микрорайонов в старую часть Железногорска, где находится кухня. А ещё обязательно был нужен рецепт педиатра на получение продукции кухни. В феврале 2014 года стоимость «молочки» подорожала – тоже в 1,5 раза из-за роста цен на молоко. И это вызвало новый отток потребителей. В ноябре 2014 года Железногорск всколыхнула новость о закрытии молочной кухни, о том, что уже есть приказ об увольнении её сотрудников. Тогда 29 ноября в городе прошёл первый пикет в защиту кухни. Главврач горбольницы 1 Игорь Пальчун объяснял, что порог рентабельности кухни – 700 покупателей, а по факту – 150. И молочную кухню закрыли бы, не вмешайся в ситуацию , тогда мэр Железногорска, а ныне депутат облдумы. Он поручил директору МУП «Витафарм» Галине Чернышовой взять кухню на баланс городской хозрасчётной аптечной сети.
– Это было правильное решение. Нельзя было допустить, чтобы такое производство было похоронено, – рассказала Галина Чернышова. – Ведь молочная кухня производит всё по советским ГОСТам, из молока высшего качества, жирностью 3,2%. Закваска поставляется нам из московского Института питания РАМН. Никаких консервантов и тому подобного. Небольшой коллектив кухни во главе с заведующей понимает, что работает для самых маленьких железногорцев. Никогда подтверждённых жалоб на продукцию не было. Высокое качество приводит к удорожанию производства. Мы, например, не можем покупать молоко жирностью 2,5%, и когда временно закрывался наш завод-поставщик, искали молоко нужной жирности не то что в Курской области, в соседних регионах. На обычном производстве творога используют вещества-осадители, и там, чтобы получить кило творога, нужно 4 – 6 кг молока. А у нас только естественный процесс, нам для кило творога надо 8,3 кг молока, стоимость которых увеличивает цену продукта. Плюс рост цен на сырьё, транспортные затраты, коммуналку, а также зарплата, налоги и т.д.
Пять лет убытков
В 2018 году на средства в молочной кухне сделали ремонт, закупили современное оборудование, сделали лифт для поднятия в помещение кухни детских колясок. Сам «Витафарм» всё это осилить не смог бы – молочная кухня все пять лет приносит убытки, примерно 1,2 млн. рублей в год. Они покрываются исключительно за счёт прибыли от продажи лекарств.
– В городе 2833 ребёнка в возрасте до трёх лет, а продукцию молочной кухни берут родители только 89 детей. Для многих проще купить банку смеси в ближайшем магазине, хотя к таким смесям у контролирующих органов часто возникают претензии, – поясняет Галина Чернышова. – Не помогают и различные маркетинговые «ходы»: открытие пунктов выдачи «молочки» в аптеках «Витафарма» в различных, в т.ч. и молодёжных районах Железногорска, и возможность покупать продукцию не только для детей, но и для взрослых, а также регулярные презентации продукции. Работники «Витафарма» получают весьма скромные зарплаты (около 14 тысяч рублей) за непростой, а порой и тяжёлый физический труд. Можно было бы запустить на молочной кухне производство продукции для отдельных категорий детей в детсадах и школах, но это потребует ежеквартальной сертификации, что обойдётся более чем в 600 тысяч рублей в год.
Виктор Солнцев, отвечая на вопрос о молочной кухне на железногорском ТВ:
– Ну сказали бы, повышение на процент инфляции. Инфляция у нас 3%, а тут – 64! Молочная кухня для того и сделана, чтобы обеспечивать именно дешёвой продукцией. Если что-то подорожало сильно, надо областную дотацию просить, из городского бюджета устанавливать. Я когда был главой Железногорска, для того и сохранил молочную кухню, чтобы помогать. Потому что там проверенные продукты, качественные. Мы разберёмся.
Нужно решение
– С точки зрения нормативных документов, молочная кухня – подразделение медицинское. И должно находиться на балансе областного бюджета, поскольку здравоохранение передано в ведение региона, – убеждена директор «Витафарма». – Продукция молочных кухонь должна быть доступной для всех семей с детьми. Поскольку у нас одним из общегосударственных приоритетов является здоровье нации, а другим – повышение рождаемости, то, я считаю, на федеральном уровне должен быть решён вопрос о доступности или вообще бесплатной продукции молочных кухонь.
Вечером 26 января железногорский активист Александр Малышев рассказал, что отправил на сайт областной администрации повторное обращение родителей к Роману Старовойту по молочной кухне. На этот раз они как избиратели просят главу региона приехать в Железногорск и лично разобраться в ситуации.
(Железногорск) Фото автора
Цифра в тему
1,2 млн. рублей в год приносит убытки молочная кухня в Железногорске.