Как Исаак Дунаевский в Крым на заработки ездил

СИМФЕРОПОЛЬ, 29 янв - РИА Новости Крым, Наталья Дремова. 30 января исполняется 120 лет со дня рождения одного из самых известных советских композиторов, . Даже сейчас трудно найти человека, который бы не знал хотя бы одной его песни. Люди совсем молодые может и не вспомнят имени композитора, но мелодию "Широка страна моя родная", "Марш веселых ребят" или "Песню о веселом ветре" хоть раз, но где-то слышали.
Как Исаак Дунаевский в Крым на заработки ездил
Фото: РИА Новости КрымРИА Новости Крым
Исаак Дунаевский в молодости
В домике на Госпитальной
Друзья и знакомые Исаака Дунаевского говорили, что музыка рождалась в нем, как дыхание.
Середина 20-х годов - время дерзких планов, больших советских строек, на ходу перекраиваемых устоев - было его временем. И этому времени требовалась особая музыка: понятная, яркая, запоминающаяся. Тогда Дунаевский сочинял песни, танцы, пародии, он не считал, что растрачивает себя.
В 24 года Исаак Дунаевский уже был заведующим музыкальной частью театра "Эрмитаж". Карьера, казалось, на подъеме. Но пришла любовь. А жить Дунаевскому и его молодой жене, балерине Зинаиде Судейкиной, было негде.
Балерина Зинаида Судейкина, с которой Дунаевский уехал в Симферополь
К тому времени Крым уже однажды давал совсем молодому композитору кров и работу. В 1923 году Дунаевский работал в Ялте, руководил музыкальной частью небольшого гастрольного коллектива. Так что, в 1925 году Первый советский театр в Симферополе принял нового дирижера и концертмейстера. Его жене тоже нашлась работа в театре, она заведовала секцией хореографии. Поселилась пара в Старом городе, на улице Госпитальной, 17, которая сейчас носит имя Курчатова.
Расчет семейной пары был таким: пожить какое-то время в Крыму, заработать денег. Получить хоть какое-то жилье. Возможно, задержаться, если первое и второе окажутся достойными. Поэтому молодой композитор попытался сразу же организовать платные занятия. Но в Симферополе 1925 года очень немного набиралось тех, кто мог позволить себе заниматься за деньги, пусть и у столичного специалиста. Жена нашла небольшую подработку, но семья с трудом сводила концы с концами.
В письме к свояченице, Клавдии Оболенской, он жаловался: "Здесь привыкли платить гроши. Конечно, не задаваясь, а умеряя свои аппетиты, мы знаем, что каждый заработок есть один шаг к Москве. Здесь будет и халтура, а студия, пусть она и не оправдала наших чаяний, все же станет давать несколько червонцев в нашу копилку".
Осенью театр блеснул премьерой, представив зрителям "Принцессу Турандот". Музыку к ней написал Дунаевский. Потом на сцене появились драма Лопе де Вега "Овечий источник", "Дон Сезар де Базан" Дюмануара. Тоже с музыкой "уже крымского" Исаака Дунаевского.
От Чуфута до побережья
Несмотря на то, что дополнительную работу себе молодой композитор искал и находил, некоторые достопримечательности Крыма он успел увидеть. С женой они побывали в Бахчисарае, поднимались к пещерному городу Чуфут-Кале, поездили по побережью.
Но и он сам, и Зинаида уже понимали: скорей всего, даже на несколько лет Симферополь не станет их "тихой гаванью". Результаты не окупали усилий. К тому же многочисленные знакомые, приезжающие в Крым на гастроли, бередили душу, рассказывая о столичных культурных новостях. В Симферополе Дунаевским был главным над полусотней оркестрантов, в Москве открывались совсем другие перспективы. Раздражала его и провинциальная бедность. Крым только-только стал оправляться от последствий Гражданской войны и голода. Здесь дефицитом было все, от ткани и обуви до керосина. И за всем этим стояли огромные очереди. Однажды он просто не смог найти в магазинах писчей бумаги. Ее пришлось просить выслать из Москвы.
захотел купить дом в Крыму из-за запаха шашлыков>>
Лето обещало быть финансово успешным: Дунаевскому повысили оклад до 400 рублей в месяц, а в Ялте пообещали подработку. А осенью Исаак и Зинаида покинули Крым.
А чем для него стал Крым, Дунаевский много лет спустя, уже после войны и депортации из Крыма нескольких народов, делился в письме к другу, Раисе Рыськиной:
"В Крыму я много бывал, жил там целый год, служа когда-то в театре. Я считаю, что Крым без татар потерял свою экзотику, которая создавала ему неповторимую красоту и аромат подлинного Востока. От Крыма остались только "бывшие места", лишенные тех людей, которые создавали содержание этих мест, язык, обычаи, нравы, костюмы и быт. Когда рядом с саклей в Кореизе Вы видели чумазого татарчонка или вечно ленивого, сидящего в барашковой шапке на самом солнечном пекле татарина, слышали их речь и видели развешанные вдоль стен листья табака — это был Крым. Когда рядом с Бахчисарайским дворцом Вы видели стройную, молодую татарку, несущую на плече корзину с персиками или мушмулой — это был Крым. А теперь остались лишь одни названия, и то не знаю почему".
Роман по переписке
Но с полуостровом в последние годы жизни его связывало еще кое-что. Личная жизнь у Исаака Осиповича была бурной. Он влюблялся, в него влюблялись. Он сам стремился быть с кем-то, и позволял другим оказаться на какое-то время рядом. Вел большую переписку с поклонницами, и порой письма становились настоящим романом на расстоянии.
Исаак Дунаевский с актрисой
Вот такой роман в письмах завязался у Дунаевского с крымчанкой Людмилой Райль. Жила она в Саках, одна воспитывала постоянно болеющего сына. "Я жажду Вашей музыки и прошу Вас выслать мне все, что возможно иметь в фортепианном изложении. И еще небольшая просьба, хотя мне и совестно писать о ней: вложите в эту посылочку несколько спиралек для электроплитки на 220 вольт и немного белого стрептоцида (лекарство для Юрика) — здесь даже этого достать нельзя!", — писала она композитору в 1947 году.
Роман в письмах продолжался после того, как Людмила встретила в Крыму второго мужа, родила от него ребенка. И о самых личных деталях своей семейной жизни писала Дунаевскому, честно рассказывала о своих чувствах и эмоциях.
"Между прочим, в Крыму, когда у нас был радиоприемник, я как-то слышала Ваше выступление по радио с обработанными Вами негритянскими песнями. Помню, что на меня очень подействовал Ваш голос, взволновал и смутил меня так, что я почувствовала, что краснею, и сердце ускоренно забилось. Это — от одного звука Вашего голоса... что было бы при встрече!", — писала она в 1949 году. Кстати, Дунаевский после этого предложил подарить ей приемник. И от дорогого подарка Людмила решила не отказываться.
Умер Исаак Дунаевский внезапно. 22 июля 1955 года он сидел за своим рабочим столом, отложил только что законченное письмо. Оно предназначалось к одной из подруг по переписке, Людмиле Вытчиковой. "Как же можно считать и думать, что в вашем возрасте может угаснуть интерес к жизни? — спрашивал у нее он. — Конечно, с годами меняются интересы и желания, но они всегда остаются". И тут сердце остановилось.
Знакомые много раз повторяли, обсуждая смерть Дунаевского: мол, легко ушел. Так же, как и жил. Как писал. Как дышал музыкой.
Справка
Исаак Осипович Дунаевский родился 30 января 1900 года в местечке Лохвицы Полтавской губернии. Отец его был банковским служащим, который не ожидал, что пятеро из шести его детей станут музыкантами. В шестилетнем возрасте Исаак уже играл на пианино и знал ноты. После гимназии Дунаевский закончил консерваторию в Харькове. В 20-е гг. жил и работал в Москве, уезжал работать в Симферополь, затем вернулся в Москву. Писал музыку, известность пришла после выхода на экраны фильма Александрова "Веселые ребята". Народный артист РСФСР, дважды лауреат Сталинской премии, награжден тремя орденами. Написал 11 оперетт, 4 балета, музыку к 33 кинофильмам, 27 песен, которые пела вся страна. Умер в 1955 г.
Читайте также:
"Меня водят за нос!": как Чехов строил свой ялтинский дом>>
О чем писали из Крыма в начале прошлого века>>
18+