«Популярной должна быть не только Хохлома и Гжель». Как предпринимательница из Москвы с нуля создала библиотеку узоров России

На этой неделе запустилась «Орнамика» — огромная цифровая библиотека кружев и орнаментов народов России с навигацией по эпохам и стилям. Strelka Mag узнал у автора «Орнамики» Марии Лолейт, зачем она решила собрать 7 тысяч узоров и как проект могут использовать современные дизайнеры и заказчики. СОбрать все узоры россии Ворсовой ковёр XIX века Сайт «Орнамики» состоит из двух больших частей. В первой собран цифровой архив оригиналов кружев и орнаментов из 2 тысяч оригинальных узоров. К весне команда проекта планирует увеличить их количество до 7 тысяч. Все узоры были найдены в книгах, в основном советских. Глобальная цель проекта — сформировать коллекцию из 50 тысяч узоров. Авторы считают, что это будет возможно, если музеи, фонды и коллекционеры откликнутся на призыв о сотрудничестве. Архив сайта снабжен навигацией по разделам: география, век, вид искусства, композиция, элементы и тип поверхности. В нынешней версии библиотека покрывает 11 веков, 50 регионов России, 20 типов и более 200 техник и стилей искусства. Архив предназначен для дизайнеров, иллюстраторов и других специалистов, которые создают работы в аутентичном стиле. Сделать узоры современными Реконструкции узоров из книги С. Н. Писарева «Древнерусский орнамент» 1903 года Вторая часть проекта — лаборатория узоров России. В ней представлены наработки дизайнеров, сделанные на основе архива. Именно с этой части началась история «Орнамики». Автор идеи Мария Лолейт рассказала Strelka Mag, что изначально она увлеклась древними узорами как визуальным феноменом и планировала заниматься их интерпретациями и реконструкциями. Однако при поиске референсов Мария поняла, что хорошо структурированной базы орнаментов разных народов России не существует. Тогда она решила создать единую библиотеку с нуля. Нейрокоужево — интепретация Елецкого кружева «У меня была гипотеза, что сами узоры уже где-то хорошо классифицированы и я на основе такого источника начну делать творческие работы. Однако проведя в библиотеках более двух месяцев, я поняла, что хорошие книги, преимущественно советского периода, существуют по отдельным направлениям декоративно-прикладного искусства», — рассказала Мария. Как создать проект с нуля Мария Лолейт Мария — предприниматель, экс-руководитель проектов и эксперт по маркетингу McKinsey & Company. Она создаёт проект на собственные средства. Вся команда проекта состоит из 26 человек, которые работают из России, Республики Беларусь и Казахстана. Это разработчики, иллюстраторы, дизайнеры и те, кто делал описания узоров для сайта. Они получают гонорары, но Мария говорит, что одной материальной заинтересованности мало — нужен энтузиазм и личный интерес к узорам. «Весь проект очень мало связан с моей экспертизой в маркетинге. Больше мне помог опыт в консалтинге, который привил навыки создания сложных проектов с нуля, управления командой, доведения работ до результата», — поделилась Мария По её словам, создание бета-версии сайта заняло более двух лет. Мария считает, что если бы не личные обстоятельства и рождение ребёнка, проект удалось бы завершить за год-полтора. Зачем нужна лаборатория узоров Архитектурная интерпретация узора удмуртского передника «Лаборатория — это уже наши собственные наработки на основе Архива, команда проекта реконструирует и интерпретирует узоры, в первую, очередь, чтобы их популяризировать», — рассказала Мария. По её словам, интерпретации показывают, что узор можно не просто копировать, а использовать и развивать для решения актуальных задач в дизайне. «Развитие исторической графики делает её действительно актуальной. То, что сделал когда-то с Хохломой Денис Симачев, выставив классным её использование в оригинальном начертании, не может произойти со всеми стилями», — добавила автор проекта. Интерьерная интерпретация узора перегородчатой эмали По её мнению, оформление фасада бара Denis Simachev — это китч, за которым стоит конкретный человек в конкретный период времени. Мария считает, что этот этап уже пройден, и сегодня для популяризации стилей их нужно развивать. Они должны смотреться современно и практично, и опубликованные интерпретации показывают примеры такого развития. «Наша большая мечта — сделать так, чтобы Хохлома и Гжель (при всем уважении) перестали ассоциироваться с основными стилями России, чтобы „типичных“ стилей в общественном сознании стало больше». Чтобы традиционные узоры выглядели современно, команда проекта хочет показывать их в отрыве от поверхности — ткани или дерева. По мнению Марии, так графика становится более универсальной для восприятия, а воображению легче увидеть, как узор можно применить в наши дни.

«Популярной должна быть не только Хохлома и Гжель». Как предпринимательница из Москвы с нуля создала библиотеку узоров России
© Strelka Magazine