Символ перемен: «Макдоналдс» отмечает 30 лет бизнеса в России

Коронавирус отменил праздник. Возврата к ценам 90-х не случилось. Москвичам и гостям столицы, увы, не купить уже бургеры по три рубля. А перспектива была. Первый американский ресторан быстрого питания в России именно так хотел отметить юбилей «свободной кассы», передает корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин. Очереди для граждан Советского Союза – дело привычное, но эта побила все рекорды. В ней стояли 30 тысяч человек. Не из чувства голода, а из любопытства. В эту очередь попадали сразу, как только выходили из метро. Она огибала Новопушкинский сквер, потом делала еще несколько изгибов и была похожа на большую краковскую колбасу, которая тогда уже не часто встречалась на прилавках. Так не стояли в мавзолей и за югославскими сапогами. Состоятельные жители прилетали в Москву со всей страны, чтобы отведать незнакомой еды. Гости столицы увозили гамбургеры в провинцию, чтобы угостить родных или демонстративно съесть на улице. Мария Анашина тогда училась в школе и с одноклассниками ради этого даже прогуляла уроки. «Очередь двигалась медленно, очередь была толстая. Кто-то, как было принято, «мы за вами, отойдем, через час подойдем», кто-то пытался пролезть вне очереди, бывало так, что стоит один человек, а на самом деле не один, занял на десять», – поделилась Мария Анашина. Очередь сама по себе стала событием. О ней снимали репортажи западные телекомпании. В ней покупали валюту у спекулянтов – здесь был чуть ли не лучший курс, продавали места поближе ко входу, знакомились и ругались. Сервис доставки и продажи еды прямо в автомобиль появился относительно недавно. А в 90-х предприимчивые подростки придумали то, что сейчас называют «МакАвто». «Подъехала очень дорогая машина, это был Mercedes, и у него были бронированные колеса. Там была большая компания, безумный список на двух листах и огромная куча денег. И тогда я подумал, что это последний раз, когда я этим занимаюсь. Я взял деньги и пошел не в «Макдоналдс», а в метро и поехал прямиком на Белорусский вокзал, чтобы уехать домой», – рассказал дизайнер Александр Стариков. Гамбургер тогда стоил 1,5 рубля, как полкило докторской колбасы, бигмак – 3,75. На эти деньги можно было купить три килограмма говядины. «Советский человек, который приезжал в Москву из какой-нибудь республики, у него по схеме было сначала посетить «Макдоналдс», потом Красную площадь, Большой театр, кино и попасть на концерт Амаяка Акопяна или какой-нибудь другой дивы. Про Амаяка Акопяна, конечно же, я смеюсь», – рассказал иллюзионист Амаяк Акопян. Иллюзиониста Амаяка Акопяна на открытие пригласили в качестве почетного гостя. VIP-клиентов проводили без очереди, как на звездную премьеру. «Чего-то мои родственники купили, с наслаждением ели и пили. Я помню, принес три бутылки очень хорошего вина, и с товарищами из департамента приняли за здоровье «Макдональда», – рассказал Амаяк Акопян. Необычным тогда было все: форма подачи – булки с котлетами, завернутые в бумагу, способ потребления – руками. Многие посетители искали столовые приборы и, не найдя, делили гамбургер пополам и съедали как бутерброд – хлебом вниз. В 91-м во время путча крепкие парни в спортивных костюмах подкармливали бигмаками защитников Белого Дома. Тогда «Макдоналдс» ломал стереотипы о советском общепите хотя бы уже тем, что всегда был открыт. Пусть сидячих мест и не хватало, но обслуживали каждого. Это сейчас фраза «свободная касса» звучит с легкой иронией, а тогда в ней заключались новые стандарты обслуживания. Еще было необычно, что иностранные бренды советским гражданам продавали за советские рубли. «Макдоналдс» тогда сильно отличался от советских ресторанов. Тут не было швейцара, которому надо было дать минимум рубль, чтобы пустил, и не нужно было ждать по часу свой заказ. «Обязательно надо было оставлять чаевые, в «Макдоналдсе» чаевые оставлять не надо было, в этом даже было преимущество, если говорить о московских ресторанах», – рассказал артист Николай Лукинский. Но больше первых клиентов удивляли улыбчивые продавцы. На 630 вакансий было подано больше 25 тысяч анкет. «Нам задавали вопросы, которые в тот момент были достаточно странными: Можете ли вы четыре часа улыбаться? Можете ли пробежать стометровку? Можете ли вы непрерывно общаться с гостями? Как будете реагировать, если будут особые просьбы? Тогда мы просто отвечали на вопросы, но потом поняли, зачем нам их задают», – рассказала старший вице-президент по развитию, технологиям и франчайзингу Карина Погосова. Карина Погосова, тогда студентка МАИ, 31 января 90-го принимала на кассе первых посетителей. Сотрудникам за полминуты нужно было рассказать, что скрывается за необычными словами в меню. «Когда мы общались с посетителями, было интересно видеть их реакцию. А реакция была такой: Мы хотим дождаться, пока у вас все кончится. Я говорю: «Такого не будет». Они: «Ну как так? Сходите рядом, утром забрасывают какой-то продукт, и через час его нету». Я говорю: «У нас не будет, вот что написано, то вы будете получать с утра до ночи каждый день», – рассказал Хамзат Хасбулатов, директор первого ресторана Макдоналдс. Во времена тотального дефицита «Макдоналдс» смог создать собственный перерабатывающий завод и найти поставщиков. Предложения сотрудничать тогда воспринимали с удивлением. Был даже курьез, когда коммерческий директор крупнейшего на сегодняшний момент поставщика овощей и салатов попросту отшил иностранцев. «Когда у тебя дефицитный товар, у тебя и так все хорошо, а к тебе кто-то приходит и просит произвести и продать пару ящиков какой-то капусты, которую я не знаю. Он говорит: «В валюте будете платить?» Ему ответили, что не собирались. Ну, он говорит: «Не будете и пошли вон», – рассказал управляющий партнер группы компаний «Белая дача» Антон Семенов. Сегодня посетители сети фастфуда съедают в день вместе с гамбургерами примерно по 40 тонн листьев салата. Российский производитель уже два года поставляет картофель даже в Макдоналдсы Беларуси. «Это такого размера картофелина, не генномодифицированная, сразу скажу, а то все думают, что это плохое. Вот такой вот огромный клубень, поэтому и получается такая длинная картошка в срезе. К нему очень высокие требования по сахарам, по цвету, потому что при жарке, когда сахара неравномерно или много, появляется этот коричневый цвет», – рассказал управляющий партнер группы компаний «Белая дача» Антон Семенов. Это сейчас никому не нужно объяснять, что такое картофель-фри и что это за блюдо – чизбургер. По сути, «Макдоналдс» изменил весь московский общепит, заставив рестораны меняться. И в погоне за клиентом Москва стала одной из гастрономических столиц Европы. А 30 лет назад об этом никто даже не мечтал. «Макдональдс» приоткрыл советскому человеку железный занавес, откуда подул ветер перемен, пахнущий почему-то жареными котлетами и картошкой во фритюре.

Символ перемен: «Макдоналдс» отмечает 30 лет бизнеса в России
© Мир24