Снег как лекарство
Снег как лекарствоЗнаменитый клоун Слава Полунин спустя 10 лет вернулся на Бродвей со своим легендарным «Снежным шоу». А с 22 по 27 апреля «снежная буря» накроет Нижний Новгород и поможет вновь почувствовать себя ребёнком. 25 лет назад он, опасаясь быть непонятым в России, впервые показал своё главное детище в Лондоне, где спектакль стал мировой сенсацией. С тех пор он получил 20 международных наград, триумфально побывал в 58 странах и стал абсолютным классиком. Ни один из буклетов к «Снежному шоу» коварно не предупреждает о главном: спектакль способен разбередить болезнь. Диагноз этот называется «внезапное обострение детства» с последующими переживаниями счастья и боли одновременно. И заразившиеся будут испытывать эти симптомы, быть может, всю последующую жизнь. Романтик и философ, рождённый в российской глубинке, уже давно не Вячеслав Иванович Полунин, а Слава. И лет ему вовсе не семь десятков. На вопрос, сколько вам лет, Слава Полунин отвечает так: «Лет десять. Я серьёзно, я как ребёнком был, так я и продолжаю в этом возрасте находиться. А чтобы мне не было часто больно, как это бывает с детьми, я какие-то себе вывел формулы, которые меня защищают. Я – защищенный ребёнок». Слава Полунин задумывал когда-то этот спектакль, в который вложил все свои лучшие идеи, как новый образ клоунады XXI века. И несмотря на то, что на сцене все признаки пантомимы и клоунады, зрелище не вписывается ни в один жанр. Короткой жизни он противопоставил 100 минут трагикомедии, где смеются и глотают слёзы, где улыбка в уголках губ – оружие против страхов, оружие массового созидания. – Чаплин говорил, что стоит заниматься клоунадой, только когда через неё видны слёзы, – объясняет Слава Полунин. – Важна вся панорама, все краски мира нужно вложить в юмор, чтобы он стал настоящим. Как бы ни было смешно, если в нём нет человеческой души или судьбы, этот юмор на минуту. И поэтому мы даже не пытаемся сделать хохот. Раздавая счастье, он препарировал своё собственное, среди многочисленных постулатов которого такой: «Делай только с теми, кого хочешь обнять» и «Делай только невозможное – всё остальное сделают другие». – Этот спектакль начался в Лондоне, – вспоминает Слава Полунин, – где мы сидели всей семьей, нас в спектакле всего-то было пятеро человек, которые полностью его делали: три человека на сцене и два техника. И вот мы сидели, резали, готовили каждый вечер к спектаклю по несколько часов этот снег. И весь спектакль у нас умещался тогда в семь вещевых мешков. А сейчас это уже три тонны на огромных колёсах, летаем по всем сторонам земного шара, еле-еле успеваем. Он так растёт и растет, и всё больше моих друзей уже вовлечены в него – сотни людей в нём участвуют. Снег эмоционально нагрет до температуры горения, но не горит: таким его теперь специально для шоу производит целая фабрика в Лос-Анджелесе – иначе пожарные не допустили бы, чтобы зал каждый раз в прямом смысле утопал в нём. «В этой главной метафоре, конечно, много всего… Но это самый большой страх моего детства, — делится автор «Снежного шоу». – Образ мамы и образ снега – они близкие, потому что мама часто уезжала в соседнюю деревню километров за 20. Она была распорядителем всяких событий в нашем городке и она уезжала каждый раз куда-то, а возвращалась завтра или послезавтра. А тут еще и зима, и она уезжает в снег, в метель и так далее. И вернется, не вернется – неизвестно. Поэтому такая история… Почему-то снег все время мне напоминает сразу одну уезжающую мою маму. И исчезающую там в снегах в этих». На какую такую кнопку внутри человека нажал Слава Полунин, что 25 лет по всему миру тянутся на его Снежное шоу очереди, хвоста которых не видно? Многие возвращаются по второму и даже третьему разу за этим чем-то очень дефицитным, что ускользает от слов и определений. «Дело, наверное, вот в чем, — говорит Слава Полунин, — практическим потерялось слово «нежность» – вместо него пришли «сила», «уверенность», «упорство», «деятельность», «труд»… Ценность этого слова ушла, как будто оно ничего больше не значит, ничего не стоит. Но я получил от родителей, от друзей столько этой нежности, что удивился, почему вдруг она исчезает вокруг. В конце концов я ее осознал по-настоящему в этом спектакле. Нежность стала главным его событием. На ней оно всё там и построено». Как получилось, что Слава Полунин — клоун для взрослых? «Тут все более или менее просто, — объясняет Слава, — у детей все нормально складывается, это у взрослых все перепуталось. Они оторвались, запутались и никак не могут разобраться. Поэтому я от имени детей шпион в мире взрослых, чтобы помочь им как-то из этой ситуации выбраться. Чтоб детские мечты опять стали их жизнь продвигать, то есть двигать их главными интересами». «Чем больше в мире разломов, — говорит Слава Полунин, – тем сильней человек нуждается в чуде. Последние годы – просто удивительные. Меня просто во все стороны раздирают, потому что, я нужен здесь, я нужен там. Потому что здесь уже совсем темновато, и там темновато, — хоть немножко какой-то надежды и света люди все время ищут». Возможность погрузиться в атмосферу «снежной нежности» у жителей Нижнего Новгорода будет с 22 по 27 апреля. Театр Юного Зрителя засыпет снег, а душу каждого согреет любовь. 6+ На правах рекламы