Художница из Нячанга: О буддизме, Вьетнаме и экспатах

Арт-ресторан La Villa продолжает поддерживать репутацию одного из самых «культурных» мест города. На этот раз его посетителей ждет выставка весьма яркой и очень необычной художницы Эльвиры Усмановой. Сегодня она нам расскажет, как рассматривать такие картины и что сделать, чтобы нарисовать что-то похожее за шесть часов. Почему вы выбрали именно Вьетнам? Я родилась и жила в Ташкенте, там же и получила художественное образование. Мои родители занимались туристическим бизнесом и имели возможность путешествовать. Из многочисленных стран им приглянулся именно Вьетнам. Поэтому, они переехали жить и работать в Нячанг. Туда-то я и отправилась в один из своих отпусков. Я буквально влюбилась в эти места. В красоту этого моря, в местный климат и широкие улыбки вьетнамцев. Во многом я обязана этой любовью своим лысым друзьям в оранжевой одежде, которых тогда повстречала в Нячанге. Мы часто виделись с ними на протяжении месяца. А один раз они даже пригласили меня к себе в храм – в абсолютно нетуристическое место. Там на закате я впервые услышала пение мантр. Эти звуки заворожили меня, перенесли сознание в какие-то волшебные дали и вызвали в душе поток всеобъемлющей любви. Что еще они вам там рассказали? Сложно вот так ответить. Легче просто сказать, что все, что должен знать последователь буддизм. Что представляет собой буддизм, зачем поются мантры, как нужно медитировать. Очень важной для меня оказалась идея, согласно которой все мы являемся не материей, а общим вселенским сознанием. И что весь мир состоит из энергии, волн и праны. Что-то подобное я нашла потом в трудах Николы Теслы. И после этого вы решили переехать? Сначала я все-таки вернулась в Ташкент. Но я уже не была прежней. Я продолжала общаться с моими друзьями через интернет. Мне хотелось большего. У меня в голове роились вопросы. И тогда я решила начать свою жизнь с чистого листа и уехать во Вьетнам. Вы нашли ответы во Вьетнаме? Да, это произошло именно благодаря Вьетнаму. Размеренная и спокойная азиатская жизнь позволила мне углубиться в чтение. Я изучала все, до чего могла дотянуться: мировая литература, символы, религия, история, наука (в частности, очень увлеклась квантовой физикой), философия, биографии великих людей. И все это, конечно же, оказало влияние на мое творчество. Все это можно найти в моих картинах. К тому же, благодаря неторопливому течению вьетнамской жизни, я нашла больше времени на творчество. У вас есть картина «Мой Вьетнам». Почему вы взяли именно этот набор символов, чтобы описать страну? Все очень просто, потому что это – мой Вьетнам. Таким его вижу я. Именно то, что изображено на полотне символизирует для меня эту страну: рисовые поля, Будда, местные жители, кораллы, рыбы. Речь идет скорее об эмоциях, которые у меня вызывает Вьетнам, а не о каких-то четких тезисах. У вас вообще достаточно необычный стиль. Как нужно смотреть на ваши картины? Мне кажется, тут нужна подготовка, а не просто чувства. Я закладываю в свои картины много смысла. Своего. Но, как я заметила, каждый обычно видит свой смысл, понятный лишь ему. Свой же смысл мне сложно описать словами. Все же чувствовать тоже нужно. А это не всегда можно вложить в слова. Но вы правы. Неподготовленному человеку тяжело читать мои картины. Они просто покажутся ему несвязным сумбуром. Надо увлекаться историей, литературой, духовным развитием, музыкой, философией, психологией, наукой чтобы уловить посыл. В противном случае, я не объясню человеку ничего, даже если попытаюсь сделать это словами. А давайте попробуем. Вот картина, которая вызывает сложности именно у меня. На что здесь нужно обратить внимание? Вот эта На эту картину меня вдохновил диалог Платона о пещере. В нем великий философ объясняет, что все видимое нами необязательно реально. И необязательно выглядит именно так, как оно есть на самом деле. Нечто похожее, опять-таки, я читала и у Теслы. Он восхищался анатомией человеческого глаза, который связывает внешний мир с загадочным миром человеческого разума. В картине есть и много чего еще. Например, формула DMT. Это вещество, вызывающее измененное состояние сознания. Он вырабатывается в теле во время глубокой медитации. Еще тут есть соты. Это уже отсылка к квантовой физике. И мозг – отсылка к нейробиологии и всем процессам, происходящим у нас в голове. А еще мы на сайте ресторана La Villa разместили большую часть моих картин. Там я постаралась в самой краткой форме изложить свою интерпретацию каждой из них. Правда, будет лучше, если человек сначала придет, посмотрит и решит сам, прежде чем «смотреть в подсказки». Вы уже выставлялись во Вьетнаме? Моя первая выставка в Нячанге состоялась в апреле в отеле Novotel. Была презентация. Присутствовало много приглашенных гостей. Были вьетнамские журналисты. Сейчас у меня уже много картин (особенно больших форматов). Сложно даже сосчитать их точное количество. Поэтому я и стараюсь где-то как-то выставляться (не хранить же все в пыльной каморке, вдали от человеческих глаз). В данный момент большая часть полотен украшает стены арт ресторана «La Villa». Они идеально сочетаются с необычным интерьером заведения. Знакомы ли вы с другими художниками во Вьетнаме? Слово «художник» в буквальном смысле слова берет начало от фразы «с умелыми руками». Поэтому назвать художником можно любого человека, что-то создающего и хорошо делающего свое дело. Это не обязательно человек с кистью или карандашом в руках. Нячанг – международно-известный курорт, сюда съезжается много таких людей. Кто-то остается, кто-то продолжает творческие поиски в других странах. Правда, если говорить именно о мастерах кисти, то таких художников тут мало. Те, кто есть, в основном занимаются либо росписью, либо татуировками, либо, как и я, ведут мастер-классы. Правда, в Нячанге кроме меня этим пока никто не занимается. Выставляются иностранцы во Вьетнаме редко, — нет юридической возможности. Вьетнамских художников знаю, за кем-то даже наблюдаю в социальных сетях. И это не обязательно те, кто рисуют красивые копии и шаржи для туристов. В наше время работы сильных вьетнамских художников хорошо покупаются на Западе, где их часто можно найти в частных коллекциях. Возвращаясь к художникам-экспатам: могут ли они тогда выставиться здесь, в La Villa? Владелец заведения является большим любителем искусства. Поэтому, если появляются желающие выставить свои холсты, скульптуры, фотографии, поделки ручной работы и прочее, то он всегда говорит «добро пожаловать!» И – тоже важная деталь – дает им возможность продать свои работы другим ценителям. Мои полотна тоже можно купить. Насколько мне известно, «Добро пожаловать» звучит и тем, кто только учится рисовать. Конечно. Каждое воскресение я провожу в ресторане мастер-классы по рисованию. Могу сказать, что это одно из немногих мест в Нячанге, где можно насладиться подобного рода «культурным» досугом. Кто обычно приходит на мастер-классы? И зачем? Цели разные. Кто-то желает сделать подарок близким своими руками. Кто-то хочет привезти сувенир на память. Но по большей части, это именно «культурный» досуг. Повод посидеть в компании творческих людей с бокалом сангрии в руках и попробовать новое интересное занятие. Рисование расслабляет, позволяет сконцентрироваться и навести порядок в мыслях. Часто встречаю людей, которые рисуют свои желания с надеждой их скорейшего исполнения. То есть, многие из ваших учеников рисуют в стол? Как думаете, есть ли смысл рисовать то, что потом никто не увидит? Почти все из моих учеников рисуют именно для себя. Это вдохновляет, поднимает настроение и стимулирует на хороший день. А рисовать так, чтобы совсем никто не видел в наше время почти невозможно. У всех есть аккаунты в Инстаграме или Фейсбуке. С учениками понятно, а вы? Зачем вообще рисуют люди, которые решили посвятить этому жизнь? Не думаю, что у всех художников есть какая-то универсальная задача. Они просто делают то, что им нравится. Как говорил Пикассо, каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтоб остаться художником, повзрослев. Рисование было моей страстью с самого детства. Осталось им и сейчас. Я никогда не бросала кисть. Она является неотъемлемой частью моей жизни и меня самой. Творчество позволяет открывать новые горизонты мышления, заставляет работать воображение, развивает логику, да и просто приносит гармонию в жизнь. Беседовал: Никита Гребенников

Художница из Нячанга: О буддизме, Вьетнаме и экспатах
© Вьетнам сегодня