Карантин
Мода
Красота
Любовь
Звёзды
Еда
Психология
Фото
Тесты

Андрей Макаревич: Я вообще антиформалист, люблю всякие эксперименты

Это не пьеса, не опера и не балет, а мультижанровое действо с элементами театра, компьютерной анимации, пантомимы и даже хип-хопа. Спектакль «Черт, солдат и скрипка» — явление редкое в прямом и в переносном смысле. Его редко играют, поскольку у каждого из участвующих в постановке артистов свой напряженный творческий график.
Андрей Макаревич: Я вообще антиформалист, люблю всякие эксперименты
Фото: ИД "Собеседник"ИД "Собеседник"
Редкий и неожиданный у этого спектакля и жанра состав исполнителей. Мультимедийный музыкальный спектакль «Черт, солдат и скрипка» создан по мотивам «Истории солдата» и других произведений . Всемирно известный скрипач — главный инициатор постановки выступил не только в привычной роли музыканта, но и как исполнитель драматической роли Черта.
Вместе с ним амплуа сменили телеведущий и музыкант . Лидер группы «Машина времени» выступил в этом спектакле и как художник. Его рисунки ожили и превратились в компьютерную анимацию.
— Что Вас соблазнило прежде всего в проекте «Черт, солдат и скрипка» — участие в нем как художника?
— Это как раз было в последнюю очередь и не сразу пришло в голову. Мне просто понравилась затея. Вообще Дима Ситковецкий страшно энергетичный человек. Он умеет заразить своей идеей. Он давний поклонник этого произведения Стравинского и уже не первый раз с ним работает. Дима приехал к нам на гастроли в Одессу и так зажигательно рассказал об этом! А я к стыду своему, хотя я не стыжусь своего невежества, про это произведение ничего толком не знал. Сначала Дима мне прислал музыку, потом английскую версию, а потом перевод Михаила Успенского. И вот это меня купило, потому что перевод чудесный совершенно! Я бы даже назвал это авторским переложением. Мне показалось, что это будет весело, поскольку неплохая компания собирается, и так и вышло.
— Жанр этого сценического представления определить довольно трудно. Звезда классической музыки Ситковецкий, Вы и Познер из другой области.
— Это прекрасно! Я вообще антиформалист. Поэтому я люблю всякие эксперименты.
— Работа с «Оркестром креольского танго» — это тоже был эксперимент?
— Это я бы вообще экспериментом не назвал. Это просто уже многолетняя музыкальная работа, просто несколько в другом направлении, в другом жанре.
— Вас представляют как музыканта. Когда Вы выходите на сцену рядом с классическим музыкантом, например с Ситковецким или с Осетинской, есть ли ощущение нехватки музыкального образования?
— Ни малейшего! Потому что не надо раздувать никаких пиететов перед людьми, играющими симфоническую музыку или играющими классику. Среди них тоже очень много посредственностей, поверьте мне. Среди джазменов много великих музыкантов, и среди «рокменов» много великих музыкантов. Так что это только вопрос вкуса и взаимопонимания.
— Спектакль «Черт, солдат и скрипка» играется довольно редко по понятным причинам. А Ваши дети видели этот спектакль?
— Я даже не помню. Младшенькая была, по-моему. Она любит Стравинского очень.
— Что за последнее время Вас «зацепило», имеется в виду в искусстве?
— Ничего.
— Но ведь, наверное, есть какие-то вещи, которые Вас трогают, которые Вас возмущают?
— Есть, конечно! Есть книги, которые я читаю с удовольствием. Есть фильмы, которые я смотрю с удовольствием. То, что мне не нравится, я стараюсь не читать и не смотреть. Зачем тратить на это время?
— В прошлом году Вы выступали с группой Ромарио и с бардом . Это стремление к разным жанрам определяется жаждой разнообразия или стремлением к общению с какими-то определенными людьми, которые Вам интересны?
— В данном случае никакого стремления не было. Это идея Ромарио была целиком. Мне это немножко напомнило, с одной стороны, сборный концерт 80-х годов, в которых «Машина времени» имела счастье многократно участвовать. Многие уже забыли, что в советское время сольный концерт во Дворце спорта был просто невозможен. По указанию в больших залах типа Дворца спорта могли быть только сборные концерты.
А Ромарио, видимо, нашел трех разных совершенно авторов, включая его самого, которые все-таки в чем-то сходятся. Поэтому эстетически эта штука вполне выверенная, очень камерная и симпатичная. Он придумал и программу, и режиссуру. Я просто принял в ней участие.
— Чего Вы ждете от 2020 года?
— Я ничего не жду. Ждать — неблагодарное и бессмысленное занятие. Надо постараться себя хорошо чувствовать, делать то, что ты считаешь нужным, получать от этого удовольствие и радость, работать, общаться с друзьями, путешествовать. Ничего больше мне не нужно.
Беседовала Софья Александрова
«Черт, солдат и скрипка» 5 февраля, Концертный зал им. Чайковского