Чехов. Личное
«Вам не пьесы бы в театрах смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя…». Эту знаменитую реплику Раневской из пьесы Чехова «Вишневый сад» можно назвать рефреном спектакля «Братья Ч», премьера которого состоялась на сцене Иркутского драматического театра.«Братья Ч» — спектакль не «по Чехову», а о Чехове. О том, какие жизненные обстоятельства формировали Антона Павловича как человека, как писателя. В жизни каждого классика можно увидеть ситуации, периоды, обстоятельства, оказавшие огромное влияние на его творчество: у Достоевского — «казнь» и каторга, у Толстого — Севастополь, у Бунина — русская деревня, любовь и природа. А у Чехова это, похоже, его происхождение, семья, вся та атмосфера, в которой он пребывал с рождения и практически до самой смерти. Многие события из жизни автора находили отражение в его рассказах и пьесах.Чехов писал: «У меня есть родственный клобок, я к нему привык и ношу его как шишку на лбу, он состоит из 8 человек — мамаша, папаша, братья, сестра. С одной стороны, я уже не могу без этого клобка, шишка для меня скорее доброкачественная, чем злокачественная, но на самом деле я связан по рукам и ногам».В центре спектакля «Братья Ч», поставленного по пьесе Елены Греминой, — непростая история семейной жизни Антона Чехова. Вернее показан только один день из жизни начинающего писателя, но он очень достоверно характеризует обстоятельства, в которых формировался талант Чехова. Чтобы прокормить семью, молодой писатель вынужден создавать небольшие рассказы, получая по 8 копеек за строчку. Юноша — по мнению семьи, не очень одаренный (отец говорит, что «на Антошу можно положиться. Таланту не дал Господь. А пишет день и ночь…») — тем не менее единственный тянет всех: разорившегося отца, постоянно требующего расплатиться с тем-то и тем-то, спивающихся братьев. Он готов ради спасения семьи жениться на девушке из богатой еврейской семьи. На сцене не появляются мать и сестра писателя, но в контексте диалогов упоминания о них часты — Чехов, как крест, нес ответственность за них на протяжении своей короткой жизни.Гремина для написания пьесы использовала письма, воспоминания и произведения самого писателя. Все по правде, без прикрас, далеко от того знаменитого Чехова в пенсне, которого мы помним со школы. Братья вспоминают о том, как в детстве перебирали спитой чай с мусором, чтобы отец еще раз продал его, как получали подзатыльники во время строгого отцовского воспитания, в результате чего стали отъявленными атеистами и циниками. Несостоявшаяся невеста Чехова Дуня говорит про родных Антона: «Они уроды, они погубят тебя!». Антоша упрямо отвечает: «Это моя семья!». Семья совсем не интеллигентная, мутная, с показным благонравием отца, сплошными комплексами братьев. Но в этой атмосфере и формируется Чехов как писатель. «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости, — писал Чехов издателю Суворину. — Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям… выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».В пьесе есть постоянные отсылки к произведениям самого Чехова. История неудачной попытки жениться на состоятельной девушке прослеживается в пьесе «Иванов», попытка бывшей любовницы удержать молодого Чехова лежит в истории взаимоотношений Аркадиной с Тригориным в «Чайке».Но тем не менее охлопковцы не показывают документальный театр. Это художественное произведение. «Когда мы вошли в ткань пьесы, было понятно, что это такая смесь современной пьесы. В чем-то о наших современниках и истории семьи Чеховых. И вот это переплетение документальной правды и живого сегодняшнего импульса очень хотелось донести», — говорит главный режиссер театра Станислав Мальцев.Спектакль провоцирует не на описания, а на размышления общего порядка.Василий Конев, исполнитель главной роли, говорит о том, что пьеса натолкнула его на размышления об осознанности, о том, что всегда нужно помнить себя, в результате сделав меньше гадости другим людям.У спектакля после премьеры появились и яростные критики: «Нельзя так с Чеховым, которого мы любим!» Но постановку все-таки смотреть надо. Чтобы потом посмотреть на самого себя…