Работа этих людей порой незаметна. Но они выполняют ее самоотверженно и добросовестно: благоустраивают и созидают, помогают сделать лучше наш быт и обеспечивают комфорт. Эти люди – обыкновенные герои, которые живут и трудятся на родной земле во благо города и всех нас. Они не спасают мир, но ощутимо делают нашу жизнь лучше. Они – наша гордость. Именно о таких людях мы рассказываем вам каждую неделю в рубрике «Обыкновенный герой». Едва ли не каждый из нас ежедневно пользуется лифтом. Мы настолько к нему привыкли, что принимаем это техническое устройство как данность. И очень редко задумываемся, кто стоит на страже бесперебойной работы лифтов, от кого зависит безопасность тысяч человек. Сегодня мы расскажем об Александре Соскине – электромеханике «Югорской лифтовой компании», обыкновенном герое, который умеет и устранять любую поломку, и вызволять людей. Лифты падают только в кино «Лифт в жилом доме № 5 на Югорской работает исправно», – заключил Александр. Здесь он провел плановое техническое обслуживание: посмотрел, не задевает ли кабина лифта стену, исправно ли двигаются ролики, проверил работу систем безопасности в лифте, тормозных устройств, привода дверей и т.д. Эту работу он провел в шахте лифта. Здесь, можно сказать, его рабочее место. – Кабину лифта держат стальные канаты. Каждый канат сплетен из множества стальных проволок и способен выдержать вес в одну тонну. А здесь четыре таких каната. Грузоподъемность этого лифта – одна тонна, – Александр показал устройство подъемника. – Невозможно, чтобы канат оборвался. Но даже если предположить подобное, то на этот случай есть ловители – устройства, предназначенные для остановки и удержания кабины лифта при превышении скорости движения. Они крепко удерживают кабину на направляющих. Это только в кино лифты падают и разбиваются, в жизни все гораздо безопаснее. Кстати, направляющие – это металлические конструкции в шахте, которые помогают кабине двигаться ровно, сохранять стабильное положение. По ним лифт перемещается с помощью специальных роликов. Как лифт работает? Задавали ли вы себе вопрос, как лифт «понимает», где ему остановиться? Многие из нас даже не задумывались об этом. Электромеханик приоткрыл завесу тайны: – На каждом этаже есть специальный датчик. Как только рядом с ним проезжает кабина, на станцию управления лифтом сразу же отправляется сигнал о том, где именно она находится в данный момент. Так и происходит остановка лифта на нужном этаже. Это управляющее устройство в кругу лифтовых работников называется «мозгами». Оно находится в машинном отделении, но об этом позже. Итак, работа лифта происходит благодаря электроустройствам. Вручную здесь ничего останавливать не надо. Так в чем же заключается работа электромеханика? В ответе за 47 подъемников С утра коллектив лифтовых работников собирается на планерку. Здесь производится анализ принятых накануне заявок от жителей, решаются текущие вопросы. За каждым механиком закреплены конкретные лифты. Например, Александр отвечает за 47 подъемников. Количество впечатляет. Но это не значит, что ежедневно ему нужно обходить все эти лифты. Два раза в месяц лифты проходят плановое обслуживание. Инвалидные подъемники – один раз в месяц. Кроме того, в инструкциях от заводов-изготовителей указаны четкие сроки проведения техосмотра основных узлов и деталей. Например, какие-то из них необходимо осматривать раз в полгода, а вот датчики – еженедельно. Все это зафиксировано в графике, которому неукоснительно следуют лифтовые работники. – Заканчиваю работы в одном лифте, еду к другому. Когда поступает заявка о застревании людей, лечу их вызволять. Это первоочередная задача, – рассказал механик. – Есть те, кто боятся замкнутых пространств и очень переживают, когда застревают. Разговариваем с ними, стараемся успокоить. Но чаще люди относятся к этому с пониманием, в итоге благодарят нас. В течение десяти минут стараемся прибыть на место и освободить человека. В такой ситуации главное – не пытаться выбраться самостоятельно, это опасно. Если лифт застрял между этажами, его движение может возобновиться в любой момент. Второе важное правило – не паниковать. Как уже говорилось выше, оборваться и упасть лифт не может. Опасаться нехватки воздуха в замкнутом пространстве тоже не стоит – все лифтовые кабины вентилируются. К тому же до приезда электромеханика с вами на связи будет находиться диспетчер лифтовой компании. А застревают подъемники по разным причинам. Чаще всего это происходит при несоблюдении правил пользования лифтом. Например, перегрузка или люди прыгают и раскачивают кабину. Аварийная остановка лифта также может произойти при неисправности реле или отключении электричества. Иногда Александру приходится доставать из шахты лифта чьи-то ключи, телефоны. А еще много рекламных листовок. Уборку в шахте механик делает регулярно. Подожженные кнопки, разбитые светильники – Мне очень нравится моя работа. Я не сижу в офисе за компьютером весь день, а постоянно нахожусь в движении. Хорошо знаю, что мне делать, как делать. Я понимаю ту ответственность, которая лежит на моих плечах. У меня сейчас четвертый разряд, а вообще их семь. Планирую дальше развиваться. Но работа электромеханика при любом разряде одинаковая. Дальше хотелось бы сменить направление, например, на инженера-электроника, – поделился планами Александр. Рассказал он и о большой проблеме, с которой приходится сталкиваться, – вандализм. Результаты «трудов» вредителей – подожженные кнопки, вывернутые рекламные щиты в кабинах, разбитые светильники, а разными надписями и царапинами отмечен почти каждый лифт в любом жилом доме. Поймать этих хулиганов почти невозможно. Время от времени Александру приходится подкрашивать испорченные поверхности, менять лампочки, кнопки. Но не так давно одного вандала все-таки поймали, и он заплатил за ущерб. Вот только лифт по его вине встал на месяц, потому что хулиган выломал ногой дверь шахты лифта. Пришлось заказывать новую, а это не просто мелкую деталь заменить. Дверь еще изготовить нужно, привезти, потом ее установить, проверить, чтобы все работало. – Своему сыну Артему объясняю, что нужно бережно ко всему относиться, ничего не ломать, уважать чужой труд. И это не только к лифтам относится, но и ко всему остальному. Нужно детей приучать к этому с малых лет. Может, они об этом своим друзьям будут рассказывать и пример хороший подавать, – отметил Александр. Кто чинит «мозги»? Иногда поломка происходит не механическая, а электронная. Тогда на помощь приезжает напарник Александра – Алексей Скорняков, инженер-электроник. – Может случиться все, что угодно. Например, программа зависнет, какой-то параметр слетит из-за скачков напряжения, всякое может быть. Механики занимаются механической частью. Всем, что находится в «мозгах» лифта, уже занимаются электроники, – объяснил Алексей. – Сервисный прибор подключаю к станции. В нем можно настроить все параметры, которые есть в лифте, и проверить ошибки. В основном жильцы домов спокойно реагируют, когда мы проводим какие-либо работы с лифтом, с пониманием относятся к этому. Рабочий день лифтового работника длится с 8:00 до 17:30 часов. Задерживаться на работе приходится нечасто. Обычно это происходит при сложных поломках. – Конечно, бывают вызовы и в нерабочее время. Но на этот случай у нас есть график дежурств, – пояснил электромеханик. – К обеду мы тоже не привязаны, если работа не доделана или поступил вызов, то обед само собой откладывается. Кстати, жители редко видят нас, поэтому думают, что мы просто сидим, ждем вызовов, чай пьем. Если бы так и было, как бы лифты работали?! Они бы уже все скрипели и постоянно застревали. «Здесь чувствую себя уютно» Свободное время наш обыкновенный герой проводит со своей семьей – женой Ольгой, 10-летним сыном Артемом и собакой Рексом. – Мы любим проводить время вместе: ходим в гости, кафе, гуляем, дома отдыхаем. Сын занимается боксом, стараюсь поддерживать его. Он уже в двух соревнованиях участвовал. На одних занял второе место, а в других стал победителем, – с гордостью поделился Александр. Недавно Соскины купили земельный участок, поэтому глава семьи посвящает свободное от работы время стройке. Например, в ближайшее время Александр планирует построить забор, потом баню. – Пока хотим обустроить уютную дачу. А потом, возможно, когда выйдем на пенсию, переберемся с женой насовсем туда, – рассказал электромеханик. Ольга его планы поддерживает. Вместе они 12 лет. Уроженцы Ханты-Мансийска нашли друг друга на далеком черноморском побережье. Тогда она была студенткой педагогического колледжа, а он – студентом политехнического. Вместе отдыхали и по возвращении в родной город больше не расставались. «Курортный роман» – так с улыбкой называет начало их отношений Александр. – В этом городе мы родились, выросли, уезжать отсюда не планируем. Здесь я все знаю, с легкостью ориентируюсь, чувствую себя уютно и спокойно, – сказал электромеханик. – У нас было бы еще лучше, если бы люди бережнее относились к чужому труду, уважали общественные места, лифты в том числе. Не нужно держать или отталкивать двери кабины, для этого есть кнопка удержания лифта. Просто попросите кого-нибудь подождать вас, нажать на эту кнопку. Аккуратнее перевозите тяжелые вещи, не допускайте перегруза. Не бросайте мусор в шахту и не оставляйте никаких предметов в дверном проеме. Так вы поможете сохранить лифты в лучшем виде, обеспечить безопасность передвижения, от этого всем будет только лучше.