«Без цирка жизни не представляю». Потомственный рязанский клоун — о тонкостях мастерства и закулисной жизни

В первую очередь Иван уточняет: его профессию правильнее называть не «клоун», а «коверный». Сейчас многие забывают о первоначальном предназначении нынешних клоунов. Их задачей было занять зал, пока меняется реквизит. Современный клоун часто старается показать прежде всего себя. Иван с таким подходом не согласен: цирк – отлаженный механизм, каждый должен быть на своем месте. Иной раз ему приходилось выходить по девять раз за вечер. Но все стоит одного момента, так называемого «эпилога». Это – завершение представления, когда артисты выходят на поклон. И аплодисменты зала, та энергия, которая идет от зрителей, – то, ради чего долгие часы оттачиваются номера коверных. Кочевое детство Иван мог бы стать футболистом – играл на хорошем уровне, но предпочел связать свою жизнь с делом, которым занималась его семья. Родители будущего клоуна познакомились в цирке. Отец, Андрей Машонкин, мечтал о профессии артиста. Восхищался знаменитыми Юрием Никулиным и Карандашом; говорил, что хочет быть как Яшка-цыган из фильма «Неуловимые мстители», которым тогда бредили мальчишки. Окончил факультет физической культуры и спорта – и никто не верил, что он решится выбрать такую нестандартную профессию. Близкие отговаривали, но Андрей оказался упрямей. Спортсмен пошел в цирковые униформисты – так называют рабочих, обслуживающих цирковую арену. И однажды его окликнула девушка, работавшая в гардеробе. Знакомство закончилось свадьбой и рождением сына Ванечки. Поначалу с гастролями пришлось расстаться: ребенок требовал внимания. Но вскоре подросший мальчик впервые попробовал себя в роли артиста. Иван рассказывает: – В манеж впервые вышел еще дошкольником. Я был «подсадным» ребенком: когда для номера нужно было вызвать кого-то из зала, выходил я. Получал по доллару в месяц. И, наверное, впервые тогда понял, что это такое: внимание людей, когда весь зал смотрит на тебя и аплодирует. Жизнь цирковых артистов непостоянна. Сколько школ сменил Иван, он сейчас и сам толком не скажет. На одном месте проводили по месяцу-полтора. Больше всего запомнился класс в Уфе: все учили французский, а Иван языка не понимал совсем. Заканчивать учебу пришлось в Англии: туда семья уехала работать на три года. Иван выходил с отцом в манеж, а потом учил уроки. Клоун должен уметь все Наравне со школьными занятиями Иван постигал цирковую науку. Хороший коверный должен уметь практически все: падать и кувыркаться, импровизировать – а то и подняться под купол цирка. Особая гордость семейного дуэта клоунов – жонглирование ведрами. Иван показывает руки и делится: – Смотрится весело, зрители принимают на ура. Но ведра достаточно тяжелые, пока научишься – все пальцы отобьешь. Сложных моментов много. Был номер – чехарда с медведями, и хищник задел спину клоуна когтями. Показывать зрителю, что что-то пошло не так, нельзя. Главная заповедь – всегда импровизируй. Ивану она близка: он человек и в жизни очень общительный и живой. Если номер требует – споет, если надо – станцует. Хороший артист видит зал «на 360 градусов и до 13-го ряда». И если в зале есть тот, кто почему-то не смеется, клоун обязательно сделает что-нибудь, чтобы зритель улыбнулся: – Особый день – «зеленка», последнее выступление сезона. Все артисты стараются друг друга как-то подколоть, импровизируют кто во что горазд. Я такие дни особенно люблю, стараюсь как-то разыграть тех, с кем оказываюсь в манеже. Семейный подряд Учитывая, что номера у дуэта клоунов семейные, больше всего в манеже от Ивана достается его собственному отцу. Хотя работать семьей сложно, признается артист. Конечно, номера продумываются, долго готовятся. Важно обойтись без прямолинейных шуток, «отыграть» каждый момент. Учитывается, будет ли номер показан в России или за границей, где не поймут языка. В таких случаях в дело идут музыкальные инструменты. Один из последних образов Ивана – Леший. Костюм для своего персонажа Иван тоже придумывал и делал сам. Пересматривал старые фильмы, искал цитаты – на каждый вечер разные. И хоть выверено все до мелочей, работа над номером идет постоянно. Какие-то шутки добавляются, какие-то уходят. Не обходится без семейных споров. Быть всем вместе и в манеже, и дома бывает трудно: работа не отпускает и несостыковки разбирают до ночи, не жалея сил и нервов. Да и кочевая жизнь, выглядящая со стороны привлекательно, на деле оказывается такой далеко не всегда. Порой в провинциальных гостиницах некуда деться от тараканов. Зато есть возможность посмотреть мир. Друзья у Ивана – практически на всех континентах. Да и вспомнить есть что: – В Северной Корее очень понравилось. Там был большой фестиваль, перекрывали улицы, и мы шли как главные герои дня по проспектам. В ЮАР нас хорошо принимали, там мы выступали в цирке на 13 500 человек. Конечно, такая жизнь не для всех. На вопрос, многие ли девушки готовы к таким сумасшедшим гастролям, Иван улыбается: «Тут нужна какая-то жена декабриста». И любить она, наверное, должна не только своего обаятельного клоуна, но и то, что составляет суть его профессии. Ведь, как заканчивает сам Иван, свою жизнь без цирка он просто не представляет. Для него цирк – уже навсегда. Александра Гудкова, «МК в Рязани»

«Без цирка жизни не представляю». Потомственный рязанский клоун — о тонкостях мастерства и закулисной жизни
© 62info.ru