В Госдуме предложили освободить производителей и ретейлеров от налогов при передаче еды неимущим
Речь идет прежде всего о продуктах с истекающим сроком годности. С инициативой выступили депутаты Николай Валуев и Сергей Вострецов. По их мнению, передача продуктов на цели благотворительности «смогла бы обеспечить питанием» более 3 млн человек. Вообще же, в 2019 году, по информации Росстата, за чертой бедности находились почти 21 млн человек. Но сил НКО, которые должны распределять продукты, на обеспечение всех находящихся за чертой бедности не хватит, уточнил Валуев. И пока НКО не справляются, сниженным налогом могут воспользоваться недобросовестные ретейлеры, говорит генеральный директор группы компаний «Мое лето» Вагиф Бикулов. Вагиф Бикулов генеральный директор группы компаний «Мое лето» «Важно именно отстроить цепочку производителей. Сети крупные, федеральные, например, это могут быть сети и некоммерческие организации, которые займутся распространением продуктов питания с истекающим сроком годности, потому что здесь логистика должна быть очень оперативная, чтобы это дело осталось действительно благим делом, а не наоборот. Что касается выгоды, то это, скажем так, выгода для общества в целом. Для ретейла выгоды экономические за счет того, что они будут обязаны оплачивать утилизацию этих отходов, потому что утилизация тонны отходов, она разная в России, но тем не менее от тысячи до, если Москву брать, по-моему, сейчас стоит порядка 40 тысяч рублей утилизация продуктов питания с истекшим сроком годности. Но важно понять, что и расходы по распределению этих товаров тоже появляются. Кто их возьмет на себя? То есть эти товары нужно доставить нуждающимся людям, как-то обеспечить контроль, что получают эти товары действительно нуждающиеся люди. Ведь почему, например, помните, санкционные продукты уничтожались? Именно потому, чтобы не было злоупотреблений. То же самое и здесь. Важно понять, как будет работать механизм, кто будет на каком этапе за что платить». Как сообщает «Коммерсантъ», законопроект Валуева и Вострецова поддержали в Минсельхозе, инициативу сейчас рассматривает Минфин. Пока не выстроена промышленная логистика передачи продуктов НКО, розничным магазинам гораздо удобнее и выгоднее выбрасывать просрочку. В таких случая ретейл платит 20% подоходного налога от стоимости товара и обратный НДС. В России еду на благотворительность некоторые производители и сети уже отдают, например Х5 Retail Group, «Дикси», PepsiCo, Danone и другие. Крупнейший в сфере фудшеринга фонд «Русь» ежегодно спасает 4,5 тысячи тонн еды, но это меньше сотой доли процента от того, что выбрасывается. У некоторых магазинов просто нет контакта с фондами — они раздают продукты с истекающим сроком годности в частном порядке. Ситуацию комментирует владелец продуктового магазина в Челябинской области Дмитрий. — Конечно, лучше передать кому-то, чем просто, допустим, выбросить этот товар, куда-то увезти на свалку. — А вы сейчас сами как поступаете? Выкидываете просто, получается? — Да, приходится просто избавляться от него. У нас, допустим, на селе, есть столько-то бабушек. У нас соседка есть рядом с магазином, у нее пенсия 11 200 рублей. И знаете, это не то что какая-то благотворительность или чего. Просто отдаешь ей, и все. Сейчас штраф за продажу некачественных продуктов — это не только просроченный, но и бракованный товар — достигает 30 тысяч рублей и до 100 тысяч при указании неверного срока годности.