Хиджаб: почему феминистки не считают его инструментом угнетения
Несмотря на то, что для современных жителей западных стран хиджаба представляется странным пережитком прошлого и считается инструмент угнетения и нарушение естественных прав женщины, либеральные феминистки всецело поддерживают эту традицию. Борющиеся за гендерное равноправие дамы, видят в просторных покрывалах мусульманок, защитный щит, с помощью которого они противостоят мужчинам. Что такое хиджаб? Согласно исламской трактовке хиджаб, в переводе с арабского языка обозначающий «преграду», представляет собой любую просторную одежду, скрывающую нюансы женского тела. Отвечая строгим мусульманским канонам, он окутывает дамскую фигуру с головы до пят, оставляя на обозрение окружающих лишь кисти рук и овал лица. Однако в западном мире под этим религиозным облачением чаще всего подразумевают лишь платок, плотно закрывающий голову и шею представительницы прекрасного пола. Согласно имаму Абдуле Магомедову ношение хиджаба обязательно лишь при выходе на улицу и нахождении в обществе незнакомых мужчин, в остальных случаях, то есть дома, в компании иных женщин, в присутствии мужа и родственников мужчин мусульманка может надевать любую современную одежду, не выходящую за рамки приличия. Подтверждение тому можно обнаружить в Коране, где в аяте 24:31 сказано: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин». Согласно Священной книге мусульман, девочкам полагалось облачаться в хиджаб сразу по достижении пубертатного возраста, а пожилым женщинам, не стремящимся более выйти замуж, напротив, разрешалось хождение без покрывала. Спасение от мужского внимания В своей работе «Переосмысливая статус мусульманских женщин и ношение хиджаба» Катерина Буллок, в сознательном возрасте принявшая ислам и добровольно облачившаяся в хиджаб, пытается развеять устоявшиеся негативные стереотипы в отношении данного атрибута мусульманки. По мнению автора, скрывающее от прочих глаз изгибы женской фигуры покрывало, помогает религиозным дамам избегать сексуальных домогательств со стороны противоположного пола. Хиджаб, препятствующий лицезрению женской красоты и сексуальности, является своего рода очистительным барьером, позволяющим мужчинам воспринимать женщин, прежде всего, как личность, а не сексуальный объект вожделения. Укрывшаяся покрывалом мусульманка может чувствовать себя в безопасности, и быть уверенной, что всякому продвижению в общественной сфере она обязана исключительно своему упорству, профессиональным навыкам и знаниям, а не мужскому покровительству. Кстати, по заверениям Мадины Калимуллиной, менеджера по проектам международного департамента Совета муфтиев России, хиджаб способен уберечь женщин не только от мужских взглядов, но и в принципе от сглаза и всего ненужного. Женщина не товар По мнению либеральных феминисток, ношение хиджаба избавляет мусульманок от пагубного воздействия индустрии красоты, которая с целью повышения собственных доходов, манипулирует сознанием людей, заставляя женщин подражать искусственно создаваемым идеальным образам. Закутанная в покрывало мусульманка может не комплектовать относительно недостатков своей фигуры, и не подгонять их под тиражируемые обществом стандарты, нанося себе психологические и физические травмы. Журналистка BBC Ханна Юсуф считала, что хиджаб способствует тому, что женское тело перестаёт сексуализироваться и восприниматься в обществе как товар, для конкурентоспособности которого требуются постоянные инвестиции. Манифест самодостаточности В процессе написания книги Катерина Буллок лично встречалась с жившими в Канаде молодыми мусульманками, добровольно надевавшими хиджаб, хотя они имели право не следовать традиции принятой на их исторической родине. Когда исследовательница поинтересовалась о причинах побудивших их отказаться от современной одежды в пользу бесформенного религиозного одеяния, они заявляли, что данный выбор являлся манифестом их самодостаточности. Обострившееся после теракта 11 сентября 2001 года негативное и подозрительное отношение к лицам, одетым в хиджаб, заставило многих мусульманок встать на тропу борьбы с исламофобией. Аналогичная ситуация наблюдалась в разных уголках Европы и России, где местное население после серии террористических актов, совершённых убийцами-смертницами в хиджабах, видели в каждой мусульманке потенциальную угрозу. Оправдывая своё право на ношение хиджаба, мусульманки, обосновавшиеся в западных странах, заявляют, что это одеяние является идентификационным кодом, связывающим их с родной культурой. Социолог фонда им. Генриха Бёлля Ирина Костерина отмечает, что, не желая предавать принципы своей веры, многие женщины совершенно «сознательно решают надеть хиджаб». В работе Катерины Буллок приводятся слова гражданки Британии во втором поколении Надии, которая заявляет, что «ношение платка заставляет меня чувствовать себя особенной, это своего рода знак идентичности / самобытности и того, что моя религия важна для меня». Противостояние западу Профессор Карен Магдали, считает, что современный хиджаб «это и абсолютно современный политический жест», а вовсе не показатель архаизации общества. Многие мусульманки в разных уголках мира, добровольно покрывают голову платком и носят мешковатую одежду до пят, выражая политический протест против экспансии западных культурных ценностей. Стоит отметить, что в Алжире 1950-х годов, когда народ поднял восстание за независимость от Франции, а также в Иране 1970-х годов, в период проведения реформ по деисламизации и вестернизации персидского общества, местные женщины, желавшие восстановление исламских устоев жизни, стали массово облачаться в хиджабы. Доминантная позиция Углубленно исследуя проблему хиджабов, Катерина Буллок пришла к выводу, что в западном мире с ХVIII века намеренно распространяется информация, что скрывающее мусульманскую женщину покрывало является символом угнетения. И это несмотря на то, что жена английского дипломата леди Мэри Вортли Монтегю ещё в 1718 году отмечала, насколько комфортным было ношение хиджаба, дававшего женщине не только свободу, но и возможность неузнанной прогуливаться по городу. Однако европейские правители, пытавшиеся подчинить себе исламские земли, решили разыграть карту притеснения мусульманской женщины, и под этой эгидой вторглись на Ближний Восток.