«Волшебный пендель и вдохновение»

Бесплатные образовательно-развлекательные вечеринки Печа-куча проходят в Москве уже 10 лет. Площадки все время разные: то ЗИЛ, то ЦДХ, то Винзавод, то Институт «Стрелка». Зрителей-слушателей каждый раз приходит человек по 300-500, а презентации, каждая из которых длятся 6 минут 40 секунд, затрагивают самые разные темы: от урбанистики и саморазвития до стартапов и общения с дельфинами. МОСЛЕНТА выяснила у руководителей Pecha Kucha Moscow Дмитрия Абрамова и Анны Гилевой, какие самые мощные провалы случались на их мероприятиях за 10 лет, почему на Печа-кучу ходят романтично настроенные пары и как зарабатывать на эдьютеймент проектах. Мослента: Не так много проектов в столице живет по 10 лет, вы собой гордитесь? Дмитрий Абрамов:Ну, конечно, и считаем PechaKucha Moscow столичным феноменом. Что сказать, - это успех. Но истории успеха, честно говоря, не особо интересны, все только их тебе и впаривают. Расскажите лучше для затравки про свои главные провалы за эти десять лет. Д: Главнейший эпик фейл, который с нами случился, произошел летом 2017 года. Во всем мире принято проводить летом Big Summer PechaKucha: открытая площадка, светит солнце, все счастливые, - вот в таком духе. И очередную Большую Летнюю Печа-кучу мы решили сделать на новой классной площадке «Площадь City» в Москва-сити, между небоскребами. Они тогда запустили эдьютейнмент-активность, построили сцену, и у них был слоган, который мы недооценили: «Где всегда дует ветер». Уже была подготовлена программа и все спикеры, в день Х и час Х перед сценой были расставлены 400 стульев, смонтировано все оборудование… И тут, в момент, когда люди начали подходить и все должно было уже начаться, случился такой порыв ветра, что стулья стали приподниматься волной и все вместе съезжать. Мы начинаем их обратно расставлять, и видим, что, как шарик, надулась палатка со звуковым и техническим оборудованием, которая вместе со всем содержимым стала сползать вниз по лестнице. Ее поймали, на место вернули, но это все - предыстория. Эпик фейл начался он позже, когда выяснилось: что-то там произошло, и мы не можем ничего сделать, чтобы на экране появились наши слайды, без которых выступление сразу наполовину теряет свой смысл. Я открываю свой ноутбук, чтобы спикеры хотя бы с его экрана могли увидеть свои слайды, все начинается… И тут совсем хорошо стало: пошел ливень. Я вел эту Печа-кучу и внутренне прощался и с ноутбуком, и с аудиторией, потому что понимал: люди нам такого не простят, и больше никогда не придут, а спикеры нас проклянут. Часть аудитории, конечно, ушла, но большинство осталось, ноутбук выжил. Все спикеры согласились выступать без слайдов, и более того, некоторые из них теперь вспоминают эту Печа-кучу как невероятное приключение. У меня седых волос, конечно, добавилось. Сейчас, по прошествии времени, это все вспоминается с улыбкой. Но тогда, и несколько месяцев после у меня было ощущение, что все, - достаточно Печа-кучи в моей жизни. Фото: предоставлено пресс-службой «Pecha Kucha Moscow» Да ладно: ноут-бук жив, все живы, пропеченный какой-то эпик-фейл. Маловато для отчета за 10 лет, еще вспоминайте. Анна Гилёва: Еще был у нас недавно случай, когда спикер замолчал. В Музее Москвы мы делали марафон на Ночь музеев, начался он в 23:00 и закончился в 4:30 утра. Это было большим вызовом: мы не понимали, соберем ли такую гигантскую программу и вообще, доживет ли кто-нибудь в зале до утра? Но все получилось: в пике было человек 500, когда мы заканчивали, в пятом часу утра, зрителей оставалось человек 200. В этом марафоне мы отрабатывали тему ночи со всех сторон: в практическом, метафизическом и вообще в каком угодно смысле. Ночь в культуре и конкретно в мифологии, сновидения, ночные профессии, социальная тема – как бездомные живут ночью? У нас была интеграция с одним из московских агрегаторов такси, и один из их водителей рассказывал о своей ночной жизни. Мы его готовили, как и всех спикеров. Он сказал, что пару раз принимал участие в радиоэфирах и все будет нормально. Но посреди выступления у него случился ступор, и он замолчал. Такое было у нас в первый раз. Надо сказать спасибо нашей прекрасной аудитории, которая была очень эмпатична и отнеслась к нему с пониманием. Д:Такое было у нас впервые, и это был очень непростой момент для меня, - принять решение, нажать кнопку и остановить слайды. Потому что это все завязано с другими презентациями... Долго объяснять, но это была жесть. А:Да, мы выключили слайды и предложили спикеру ответить на вопросы из зала. Тут он раскрылся и рассказал все то, что должен был сообщить на презентации. Люди, которые были в зале, все поняли, нас не захейтили, а встали на сторону этого прекрасного таксиста Саши. Надеюсь, для Сашиной психики это все без последствий прошло. Главное, чтобы его теперь так не клинило, когда на педаль тормоза жать нужно. Ладно, с фейлами разобрались. Расскажите про свой формат: он же международный, и из Японии пришел, да? А:Да, два австрийца: Астрид… Господи, все время хочется сказать – Астрид Линдгрен. Дизайнер Астрид Кляйн и архитектор Марк Дитам, которые живут и работают в Токио, в 2003 году из практических соображений придумали формат, позволяющий быстро и эффективно презентовать свои работы клиентам. Чтобы это не превращалось в мучительные часы объяснений, от которых всем хочется спать, или есть, или умереть, они придумали строгие правила. У спикера есть 20 слайдов, они автоматически переключаются каждые 20 секунд. Итого - 6 минут 40 секунд на монолог, а дальше запускается обратный отсчет, и спикеры отвечают на вопросы публики. Фото: предоставлено пресс-службой «Pecha Kucha Moscow» Этот подход взбодрил их производственный процесс, а потом оказалось, что он подходит для рассказа о чем угодно. Тогда они формат запатентовали, стали про него рассказывать, и люди в разных городах начали проводить такие вечеринки. Д:Будучи людьми довольно ироничными, они все это назвали японским словосочетанием Pecha Kucha, которое переводится, как болтовня, то же самое, что и американское «бла-бла-бла». Ради того, чтобы от этого «бла-бла-бла» уйти, они и придумали эти автоматически переключающиеся 20 слайдов по 20 секунд, на которых все и держится. Вход у вас всегда бесплатный? А:Да, мы следуем формату: проходят мероприятия всегда на открытых площадках, которые меняются, чтобы не создавалось узкой закрытой тусовки. Все очень демократично: чтобы быть спикером, не нужно быть ни нобелевским лауреатом, ни обладателем 30 грамот по чему-нибудь. Достаточно иметь высказывание, свой взгляд на мир: выступить может быть и подросток, и пенсионер. История открытая и дружелюбная. То есть, как TED, только выступления покороче, и подход к отбору спикеров более демократичный. Такой голос улиц. И что, подростки и пенсионеры не тушуются перед микрофоном, как таксист Саша? А:Спикеров мы перед выступлением готовим. Наша задача – в любом человеке найти что-то, что позволит ему быть особенным. Подход такой, что все люди – классные, просто человеку надо помочь раскрыться, дооформить то, что он никогда не рассказывал, или рассказывал в очень узком кругу. Вдохновить его поделиться инсайтами, парадоксальным взглядом на мир, шутками и так далее. В результате каждая Печа-куча становится таким дайджестом разных тем, стилей жизни и взглядов на мир. А мы стараемся, чтобы были представлены люди из самых разных профессий и информационных пузырей, самых разных статусов и мировоззрений. Таким образом, человек за вечер получает выжимку из всего самого интересного и актуального, а дальше уже его задача – пойти глубже в то, что ему понравилось. И к этому хронометражу, 6.40, стоит относиться серьезно, потому что часовую лекцию подготовить зачастую проще. От спикеров требуется очень большая концентрация, чтобы эти 6.40 прошли максимально насыщенно. Лить воду здесь не получится. Д:Все это очень сильно про то, чтобы спровоцировать человека выйти из своей коробочки. Живешь-живешь, работаешь-работаешь, вокруг тебя есть определенный сложившийся круг близких людей, коллег, знакомых. В Facebook у тебя тоже свой пузырь сложился… И вот, ты сидишь на Печа-куче, где третьим спикером выступает какой-нибудь парень, который последние несколько лет своей жизни посвятил чему-то сложному, и сейчас сфокусирован на интернете вещей, а еще он зачем-то вживил себе в руку чип, с помощью которого чем-то управляет. Ты такой сидишь, и думаешь: «С ним, вообще, все в порядке, или это я такой скучный»? Бывают какие-то совершенно неожиданные кейсы, послушав которые, думаешь: «А люди еще и вот так живут». И ясно ощущаешь, что этот мир гораздо богаче и разнообразнее, чем тебе ощущается в ежедневной рутине. Фото: предоставлено пресс-службой «Pecha Kucha Moscow» А в России Печа-куча с Москвы началась? Д:Если быть уж совсем занудно-исторически точным, то самая первая официальная печа-куча в России появилась в Петербурге, в том же 2009 году, что и позже в Москве. У вас есть ощущение, что вы держите руку на пульсе, и отзеркаливаете главные тенденции и тренды, которые проходят через город? Д:Развиваясь, Печа-куча из года в год очень сильно резонирует с тем, что происходит в Москве. Потому что это регулярный городской проект, который происходит на открытых площадках. Так что, когда город бомбит, например, на тему быстрой урбанизации и улучшайзинга, у нас на сцене появляется Оля Полищук, и очень смешно и искрометно рассказывает о проекте «Чего хочет Москва». Попутно весело разбирая кейсы благоустройства центра. Люди в зале рефлексируют, задают вопросы. Таким образом мы понимаем, что темы, которые волнуют многих людей в Москве, появляются у нас в повестке. Когда все стали сходить с ума по кофе и Москва стала кофейным городом, у нас в спикерах появился Артем Темиров с рассказом про кооператив «Черный», в котором они по-другому пытаются смотреть на кофейные процессы. Так что, если пролистать полный список открытых Печа-куч, который мы сделали к десятилетию московского проекта, и пройти по ссылкам, то можно сделать аналитику, раскрывающую, что интересовало Москву в те или иные годы. А кто у вас эти темы придумывает или утверждает? А:Вообще у нас редакционная политика, если так можно сказать, основывается на наших представлениях о прекрасном. И у меня и у Димы есть медиабэкграунд, мы так или иначе следим за повесткой. Плюс у нас, хочется верить, есть некое чутье насчет того, что модно, что актуально. К тому же, мы исходим из того, что интересно нам самим. Например, вопросы нормы. То, что раньше считалось очень жестким, а сейчас меняется, становится подвижным: это и понятие психического здоровья, и отношение к телу, и отношение к социальным и гендерным ролям. Все это мы приветствуем, и об этом наши спикеры говорят. Фото: предоставлено пресс-службой «Pecha Kucha Moscow» Можете припомнить, по чему все еще недавно сходили с ума, а теперь эта история отошла на второй план? А:Например, очень долгое время у нас популярна была тема самореализации – а сейчас спад случился. Д:Очень эта тема волновала и весь мир, и москвичей. А:Да, например, как человек из корпоративного мира перешел в какой-то другой. Или как он для себя открыл новые способы справляться с жизнью, не уходя из корпоративного мира. Как ему вообще спасаться в этом городе с помощью разных вещей: ритуалов, обуючивания своего маленького пространства и так далее. Социальные темы берете в работу? А:Конечно, мы их всегда любили, и в последний год много о них говорим. Помощь другим: кому хуже, кто слабее, кому тяжелее. Это могут быть личные инициативы наших спикеров, а могут быть и вполне институциональные: фонды, большие волонтерские проекты и так далее. Но все-таки, наверняка вы в основном о проектах рассказываете? Нет, это про нас есть такой миф: Печа-куча ассоциируется с рассказами о проектах. А мы как раз не любим этого в чистом виде, и всегда пресекаем попытки воспользоваться нами, как рекламной площадкой. То есть, если спикер говорит о безусловно важных вещах, которые делают мир лучше, то мы, безусловно, дадим ему трибуну. Но тут мы всегда вначале хотим понять, какое право человек имеет говорить на эту тему, он эксперт? А может быть шарлатан? Или начнет что-то разрушающее излагать? Вот это мы тщательно отслеживаем, и в рекламную площадку не превращаемся. Наверняка, бизнесмен, оказавшись у микрофона, в решающий момент все равно переключается на привычную ему презентацию для потенциальных инвесторов. А:Есть такое, у предпринимателей и владельцев бизнесов, как бы тщательно мы их не готовили, очень часто от волнения включается вот этот вот режим… Д:Режим питчинга. А:Да, такое ощущение, что человек пересказывает медиакит и отчитывается о достижениях. Фото: предоставлено пресс-службой «Pecha Kucha Moscow» Д:В этой связи у нас было несколько забавных и не очень историй, когда явно было видно, что человек разволновался и его понесло. Мы сейчас втроем делаем Печа-кучу, Виталий Панков очень дотошно всегда выверяет все смыслы и конструкции. И он готовил спикера Василия – это огромный здоровый парень, который делает проект «Бешеная сушка» про то, как быстро подкачаться. Он колоритный, очень экспрессивный... И вот, Виталя долго и упорно с ним работал, о чем мы знали, потому что всегда стоим в копии всех переписок. Была проделана титаническая работа, чтобы переупаковать высказывания этого прекрасного атланта из его изначально бизнесового послания в интересную, живую историю. И что случилось на сцене? Парень подразволновался и включилась первая пластинка, которая была для него привычнее, чем новая история. Как будто иголка на проигрывателе перескочила, и понеслась та песня, которую он знает лучше всего. А:Продажи, продажи, продажи. Д: И я, такой, думаю: «Господи», поворачиваюсь к Витале, и вижу на его лице фэйспалм: «Зачем были все эти недели подготовки». Так что люди на сцене волнуются. Но в этом есть очарование проекта: и адреналин, и сопереживание, и эмпатия со стороны зала. Потому что ты видишь, что вот, человек перед тобой стоит, и его потряхивает, на лбу – капельки пота, взгляд уперся в слайды и он пытается держать этот ритм. Какие у вас есть принципы общения со слушателями? Д:Аудитории мы каждый раз задаем вначале два вопроса: кто пришел на Печа-кучу впервые. И каждый раз это от 15 до, внимание, 50 процентов зала на 350-400-500 человек. Лично я от этого очень сильно кайфую, потому что понимаю, что мы все время умудряемся достучаться до новых людей. Которые расскажут другим и так далее. Второй вопрос сильно московский – мы всегда просим поднять руку тех, кто впервые оказался на этой площадке. И вначале я испытывал шок, когда в таких местах, как Мультимедиа арт музей, например, больше половины наших слушателей поднимали руку. Действительно, странновато как-то в Москве жить и о таком месте не знать. Д:У меня раньше всегда было ощущение, что мы делаем проект, во многом основываясь на собственных интересах и вкусах. Исходя из этого, я думал, что люди, которые приходят, похожи на нас, - и это действительно так. Но у нас есть профдеформация: делая эдьютейнмент-проект, мы знаем очень много городских площадок, бываем на них. Так что выходит, мы показываем нашей аудитории Москву через площадки. В этом есть и кайф, и определенные сложности, потому что, когда ты перебираешь площадки, всегда рискуешь получить то, что случилось с нами в Москва-Сити. Фото: предоставлено пресс-службой «Pecha Kucha Moscow» А ради чего люди к вам в основном приходят? Д:У печа-кучи есть костяк аудитории, ее самая лояльная ячейка, фанаты формата. И когда мы спрашиваем таких людей, почему они приходят снова и снова, - ответ обычно один: «Волшебный пендель и вдохновение». Приходят подзаряжаться, - ну, это понятно. А пендель так описывают: «Я, такой, сижу в зале, слушаю спикера, и думаю, - блин, ну почему, почему я уже несколько лет ношу в своей голове идею этого проекта, а вот она взяла, сделала, и теперь рассказывает, как все здорово получилось». Так что подзаряжаются, вдохновляются. И потом у нас, кстати, можно написать спикерам, узнать, как они это делают: посоветоваться, получить контакты. Сводники. Д:Да. Так и напишем. А:Кстати, про сводников. Когда мы на десятилетие проекта стали собирать с наших спикеров и слушателей истории о том, как Печа-куча изменила их жизнь, оказалось, что у нас тут брачное агентство. Что очень многие к нам приходят на свидания. Потому что вход бесплатный, и есть о чем поговорить: можно не сидеть потом в неловком молчании, а обсудить спикеров, темы и так далее. Оказывается, много пар и семей начали со встречи на наших мероприятиях. Д:Да, люди знакомятся, встречаются, влюбляются, и это очень мило. А на чем вы зарабатываете? Наверняка многие думают: тема, конечно, хорошая, но как они с бесплатным входом умудряются все это отбивать? И вообще, насколько реально в наши дни в Москве заработать на эдьютейнмент-проекте? А:За эти 10 лет мы провели более 60 открытых печа-куч, подготовили к выступлениям более 400 спикеров. И поняли: надо делиться этим опытом, потому что его много, он живой, актуальный. Так что мы придумали курс, посвященный продюсированию образовательных событий. Делали его совместн с Шанинкой набрали группу из 26 человек, которая занималась в течение месяца. Неофициальное название курса было «Low budget high concept events» (Мероприятия с малым бюджетом и большой концепцией, - англ.) - на случай, когда у тебя не очень большой бюджет, и надо сделать очень умный, содержательный, качественный ивент. И это, безусловно, наше поле, которое мы очень хорошо знаем. Курс был платный, мы на нем даже немного заработали. И поняли, что на это есть запрос профессиональной аудитории. Потому что сфера существует примерно те же 10 лет, что и Московская Печа-куча. Фото: предоставлено пресс-службой «Pecha Kucha Moscow» 2009 год был очень важным для Москвы с точки зрения становления и развития эдьютейнмент-рынка - назовем это так. Тогда появились «Теории и практики», институт «Стрелка», Look at me, и еще много чего. Этот рынок до сих пор мало кто обсчитывает, он пока не является настолько большим и интересным, чтобы туда ломились инвесторы, крупные игроки и крутились огромные деньги. Он не стагнирует и постоянно развивается. Интересно, что люди к нам на этот курс пришли из разных мест: это были и более-менее похожие на нас ребята, которые тоже делали разные форматы, и люди из коммерческих структур, которым было интересно разобраться в этом материале, чтобы каким то образом вдохновиться, взбодриться и взаимно опылиться по своим бизнесовым задачам. К тому же нас удивило, что на этот курс, задуманный нами для начинающих, аудитория пришла весьма прокачанная – например люди, делавшие форум «Атланты». Выяснилось, что всего никто не знает, безусловно есть, чем делиться, и то самое взаимное опыление группы получилось очень сильное. Откуда такое название курса и на чем вы, все же, зарабатываете. Не на одной программе за 10 лет, наверное? А:Low budget high concept – потому что первые два года мы Печа-кучу умудрялись делать без копейки вложений. То есть, у нас были исключительно бартерные отношения: площадки нас пускали, потому что был хороший контент и аудитория. Приходили люди, которые говорили: «Я хочу помогать вам как фотограф», «А я хочу как волонтер снимать вам видео». Афиши делал папа-дизайнер нашего соорганизатора Жени Казачкова. То есть, мы умудрялись развивать проект таким образом, и это была наша общественная нагрузка, - мы где-то работали, а Печа-кучу делали в свободное время, потому что для нас это было важно. Команда развивалась, каждый из своей сферы приносил что-то новое, мы знакомились с новыми людьми. И перед нами периодически вставал вопрос: хотим мы это превращать в бизнес, или нет. И долго отвечали себе: «Нет, не хотим. Нас абсолютно устраивают и такой статус, и такое положение дел». Но с течением времени мы поняли, что нельзя полагаться на волонтеров. Потому что если ты платишь человеку гонорар, то можешь потребовать прислать фотографии завтра в 10:00. А волонтер может заболеть, уехать на Бали и далее по списку. Плюс к этому, росла и аудитория проекта, и наши амбиции по поводу того, как мы хотим, чтобы все это было устроено. Возросли наши расходы на продакшн: где-то докупить звук, где-то – свет, арендовать стулья, организовать гардероб. Когда стало понятно, что проект классный, но мы вкладываем туда личные деньги, и эти вложения растут и растут, то мы стали думать, как решать эту задачу. У нас никогда не было отдела продаж, мы этого не выстраивали. Но с какого-то момента стали появляться клиенты. Например, человек приходил к нам, как зритель или как спикер, и он работает в крупной компании, - ему все понравилось, а дальше он говорит: «Давайте что-нибудь вместе сделаем». И мы начали делать. Фото: предоставлено пресс-службой «Pecha Kucha Moscow» При том, что мы всегда были ограничены в средствах, мы никогда не были ограничены в идеях: Low budget, но high concept. И на прошлых местах работы мы тоже делали эдьютейнмент-проекты, но там они были на бизнесовых основаниях. И мы подумали, - а почему бы этот опыт не приложить к Печа-куче. Почему бы здесь не начать выстраивать устойчивую экономическую модель, сохраняя неизменными две вещи. Первое - это бесплатный вход, то есть открытость мероприятия для аудитории. Хотя в целом в разных городах команды с этим по-разному обходятся, головной офис в Токио не запрещает делать вход по билетам. И второе: несмотря на то, что в последнее время мы делаем много спонсорских интеграций, нам чрезвычайно важно сохранять качество контента, и окончательные решения по нему оставлять за собой. Мы держим довольно высокую планку качества, ронять ее не собираемся и не хотим превращаться в рекламную площадку. Мы можем зашивать в мероприятие нативные сообщения, но наша задача — чтобы контент был максимально полезный и релевантный нашей аудитории. Д:За последние два года у нас было много крутых, интересных интеграций, и складывались они все следующим образом: к нам приходит человек или компания и предлагают что-то придумать вместе. И дальше мы уже работаем с теми, с кем совпадают ценности. А сами вы к кому-нибудь стучитесь? Услуги свои предлагаете? Д:Пока у нас это обычно заканчивалось ответами, вроде: «М-м-м… Ну, вроде, да»… И в долгий ящик. А:У нас нет задачи на каждую Печа-кучу делать спонсорскую интеграцию и зарабатывать. В какой-то момент мы обнаружили, что работаем, как агентство. Печа-куча для нас – флагманский проект, один из кирпичей нашего социального капитала, и мы эту экспертизу используем, чтобы делать корпоративные проекты, события, закрытые для широкой публики. А уже эти деньги помогают нам развивать Печа-кучу и делать ее на хорошем техническом и содержательном уровне.

«Волшебный пендель и вдохновение»
© Мослента
Мослента: главные новости