Не впускайте в дом незнакомцев. Почему все мы немного Серёжи?

Очень страшной комедией назвал на первый взгляд вроде бы простенькую пьесу Дмитрия Данилова актёр и режиссёр Омского ТЮЗа Максим Пешин. Почему типичная, на первый взгляд, история может оказаться страшной? Обычный программист, который сидит в обычной «однёшке» и над чем-то работает, вдруг оказывается в центре совершенно абсурдной ситуации. Ему обещают привезти посылку «в течение часа», но этот час превращается во времяпрепровождение с этими самыми курьерами, которые работают в таинственной Службе доставки, все родом из города Грязи и имеют птичьи фамилии. Правила игры Погружённый в гаджеты и уверенный в безопасности своего мирка, Серёжа мало того что запускает этих самых курьеров, хотя никаких посылок не заказывал, он ещё и вынужден их принимать, играть в города по их абсурдным правилам: «Если называют Гусиноозёрск, дальше обязательно должна быть комбинация Кейптаун – Наманган – Нефтеюганск, и потом снова Кейптаун. Или, например, если называют Чжанцзякоу, то следующий город будет не на У, а на З». При этом курьеры уверены, что с ними-то как раз всё в порядке, их жизнь идёт по правилам, они учатся, идут в армию. женятся, работают в Службе доставки, а вот клиенты попадаются разные. И приходится им помогать, причём совершенно разнообразными способами. Есть старый анекдот про женщину, которая утром встала, умылась, причесалась и пошла причинять добро. Так и эти курьеры причиняют добро. Пришли к клиенту, а он вешаться на люстре собрался. Кто ж на люстре вешается? Люстру сняли, верёвку к крюку приладили – иди, дорогой друг, вешайся. Другому во время игры в города вдруг плохо стало, сердце прихватило – они его и похоронили аккуратненько под деревом. Третьему пришлось удалять аппендикс без наркоза. «Наркоза нет, нам начальство не выдает. Не хотят заморачиваться – строгая отчетность, ампулы надо сдавать, Наркоконтроль, все дела. Так сделали, без наркоза. Двое держат, третий оперирует. Поэтому мы по трое и работаем – мало ли что. На всякий случай». А что в посылке? Спасает Серёжу внезапно появившаяся жена Маша – у неё больше развита интуиция, поэтому Маша, мигом оценив обстановку, предлагает курьерам чаю, рассказывает о своей работе дизайнера и старший курьер, напоследок рекомендуя паре завести детей, командует всей троице на выход. И да, посылку всё-таки отдают. Переживший столько страху за этот час Серёжа тут же бросается её открывать: «Маша, там что-то шевелится». Но Маша категорически запрещает это делать, более того, требует от посылки немедленно избавиться, так как она понимает, что открывать её ни в коем случае нельзя, ибо неизвестно, какой «коронавирус» оттуда вылетит. Серёже жалко «чего-то живого», и он, покоряясь Маше, выносит пакет из дома, однако оставляет его на крыльце соседнего подъезда. Зрителю остаётся только надеяться, что это было персональное Серёжино зло, и на кого-то другого оно не подействует. На этом, собственно, заканчивается пьеса Дмитрия Данилова. Но Максим Пешин пошёл дальше и закольцевал историю: Серёжа внезапно просыпается, с трудом осознаёт, что это был сон, и тут ему опять... приносят посылку. Как и следовало ожидать, Серёжа наступает на те же грабли, и не только впускает курьера (на этот раз он один, чего же бояться), но и тут же открывает посылку. Все мы немного Серёжи в этом смысле – «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда», это ведь о большинстве из нас. «Эти три курьера - некие вестники. Что они приносят в посылке, уже не важно, будь это бубонная чума, смерть... для каждого посылка своя. Иногда бывает, что в дом заходит беда, иногда мы сами ее впускаем, причём не обращая на неё никакого внимания. Что касается посылки, у человека возникает логический вопрос, что там может быть? Это как раз любопытство, которое зачастую нас губит», - говорит режиссёр Максим Пешин. Два в одном, но в столице Кстати, в Омске с успехом идёт другой спектакль по пьесе Дмитрия Данилова – «Человек из Подольска». Там тоже абсурдная ситуация – когда человека закрывают в полицейском участке, но при этом люди в форме не выбивают показания, не заставляют признаваться в преступлении, а пытаются перевоспитать, показать, что жить «на автомате» нельзя. «Человека» уже поставили едва ли не в каждом втором театре России, а кое-где он идёт одним спектаклем с «Серёжей». «Человека из Подольска» и «Серёжу очень тупого» ставят одним спектаклем – как первый и второй акт. Это нормальная практика, потому что они, в принципе, об одном. Так ставят в Москве, - говорит Пешин. В спектакле задействовано шесть актеров: Серёжа (Павел Назыкин), трое курьеров (Михаил Гладков, Валерий Ростов, Александр Галимов), Маша, жена Сергея (Вероника Кымских) и четвёртый курьер (Дмитрий Пономарёв). Премьера состоялась 7-8 февраля, но на 1 марта в ТЮЗе билетов уже нет. Так что, как говорится, спешите видеть. И помните – не так всё просто, как кажется на первый взгляд. Этот спектакль – и смешной, и серьёзный одновременно. И оставляющий после себя долгое «послевкусие».

Не впускайте в дом незнакомцев. Почему все мы немного Серёжи?
© АиФ-Омск