Жизнь на манеже. Зачем животным и людям цирки

– Барон, сюда! Бароша, давай сюда... С арены кроме классических цирковых команд раздаются фразы, которые звучат прямо по-домашнему. Если закрыть глаза, то можно подумать, что это обычный хозяин обращается к собаке или коту. Только три котика, которые сейчас репетируют свой номер на сцене, имеют под 200 кг веса каждый и комплект солидных клыков. Это львы с подходящими царям зверей именами: Зевс, Барон и Один. А между ними спокойно и уверенно, точно среди домашних питомцев, проходят два дрессировщика – прославленный Эдгард Запашный и пока что менее именитый Артем Лазаревский. Инцидент с дракой львов в Екатеринбурге во время премьерного выступления «Королевского цирка» Гии Эрадзе подлил бензина в вечно тлеющий спор – надо ли запретить в России цирки и зоопарки. Зоозащитники всех мастей – от профессиональных активистов до активных пользователей социальных сетей приводили этот случай как пример того, что животным в цирке живется плохо и надо это запретить. Предыдущий всплеск таких настроений был связан с прогулкой слонов по центру Екатеринбурга, после которой «АиФ-Урал» опубликовал материал о том, как живется зверям в зоопарке. Теперь мы беседуем с дрессировщиками о цирковых животных. Эдгард Запашный: «У вас есть кот? Вы дрессировщик» Знаменитый московский дрессировщик прилетел в Екатеринбург специально для того, чтобы дать несколько советов Артему Лазаревскому, чьи львы подрались на арене. Видеоролики с дракой львов знаменитый дрессировщик оценил совсем не так, как зоозащитники. – Про цирк ходят страшные сказки. Что у нас животных накачивают каким-то успокоительным. Что им подпиливают зубы. Что их бьют током и избивают. Где это все на видео? Я рад тому, что зрители, которые были в зале, правильно оценили ситуацию. Здесь не про насилие, здесь не про какую-то вражду между человеком и животным. Здесь не было нападения животного на человека, какой-то ненависти к дрессировщику и революции. Это нормальная разборка львов. Обычное явление в любом прайде. Похвалив Артема за грамотные действия, Эдгард все же посоветовал ему больше думать о собственной безопасности. Потому что львы есть львы, это в первую очередь мощные хищники. Эдгарду было четыре года, когда его деда на сцене разорвали львы, и риски своей профессии он понимает хорошо. В частности, он порекомендовал Артему для экстренных случаев держать наготове не один пожарный рукав, с помощью которых разнимали львов в прошлый раз, а два. С тем, что методы дрессуры бывают жестокими, Эдгард не вполне согласен. Если раньше дрессировщики могли выходить с оружием и несколькими сопровождающими для охраны, то теперь обычно работают в одиночку. При себе они имеют стек – легкую палку, которая мало подходит для физических экзекуций. Стеки нужны дрессировщику, чтобы отбивать команды и иногда подавать с него лакомство четвероногим артистам. У Артема стеки настолько легкие, что гнутся от любого прикосновения об манеж. Некоторые дрессировщики имеют при себе оружие с холостыми патронами – чтобы в экстренном случае хлопок выстрела отвлек хищников от драки. И это все – никакого физического насилия. При этом сам дрессировщик находится в клетке один против нескольких хищников, каждый из которых по двести килограммов весом. И если они по-настоящему разозлятся, шансов на спасение у него очень немного. Относительно претензий зоозащитников Эдгард высказывается в таком духе: к диалогу представители циркового сообщества готовы, но только с адекватными собеседниками, а не с фанатиками. – Самое плохое, что может быть в человеке, – это радикализм. Когда кто-то начинает утверждать, что мир должен быть только таким, как он сказал, и не желает вступать в диалог, – это худшее, что может быть. Говорить с человеком, который слышит только себя, бессмысленно. Раньше таких людей слушал только лечащий врач, а сейчас благодаря интернету у них есть возможность аккумулировать вокруг себя таких же фанатиков. Само понятие дрессуры не несет в себе ничего негативного. По мнению Запашного, любой человек, имеющий домашнее животное, тоже дрессировщик. Такой человек общается с животным, имея преимущество в интеллекте, приучает его к каким-то командам и нормам поведения. Цирковой дрессировщик делает то же самое, только с более сложными животными и в более сложном виде. Дрессуру Эдгард сравнивает с воспитанием. А категорические требования зоозащитников, по его мнению, могут привести к тому, что вслед за цирковыми животными и обитателями зоопарков появятся требования отказаться вообще от всех прирученных человеком зверей. С 1 января 2020 года в России заработали новые положения закона об ответственном обращении с животными, который многие зоозащитники считают своей победой. В частности, там говорится о лицензировании цирков и зоопарков, усилении и ужесточении контроля за ними. По словам Эдгарда Запашного, он был одним из тех, кто стоял за этим законом. – К сожалению, в нашем законодательстве до сих пор есть дырки, позволяющие любому человеку купить любое животное. В результате у нас то один человек со львом по городу, то в другом городе удав человека задушил. Я считаю, что такими животными должны заниматься исключительно профессионалы. Но и над профессионалами тоже должен быть контроль. Поэтому наша деятельность должна лицензироваться, чтобы человек, уличенный в ненадлежащем обращении с животными, лишался возможности заниматься такой деятельностью. Артем Лазаревский: «Приходите и смотрите сами!» Когда во время репетиции Артем обнимается на полу с могучим Зевсом (вожак прайда и участник той самой драки), по залу проносится вздох умиления. Могучий хищник ведет себя как домашний котик. Артем встает, а Зевс, поджав лапы, катается по манежу, выгибая спину и открывая живот, – у кошачьих это признак доверия и расположения к человеку. Все пять львов попали к Артему из неволи – преимущественно из зоопарков. Но у Зевса особая история. – Я его выкупил у одного фотографа, который решил, что это классная идея – фотосессии со львенком, и завел себе такую живую игрушку. Не зная, ни как его кормить, ни как за ним ухаживать. А когда львенок подрос – перестал справляться и обратился в цирк. Я когда увидел, в каком он состоянии – хвост маленький, живот огромный. Просто загнанный котенок, который был чуть ли не при смерти... В общем, я тогда за фотографом этим через весь цирк бежал, хотел ему объяснить, что нельзя так с животными. Был другой случай – уже со львицей, маленькой совсем, ее одному бизнесмену подарили, а он не знал, куда девать. И эта бедолага у него в ванной жила, пока об этом не узнал мой знакомый, тоже цирковой артист. Позвонил мне, я приехал и забрал ее. К себе работать не взял, просто пристроил в хороший зоопарк, про который точно знал, что там за ней будет хороший уход. Артем говорит, что для него львы – как родные дети, они росли в квартире вместе с котами, которых он подобрал на улице. Его жена рассказывает, когда львы уже подросли и жили в вольере, он мог уйти и спать с ними – это у Артема было такое средство от депрессии. Поэтому призывы зоозащитников отпустить животных из цирка в природу он воспринимает очень эмоционально. – Иногда хочется сказать им: вот отпустите своих детей в природу. Для меня это те же дети. Это не дикие животные, они выросли с людьми, они не умеют охотиться и добывать пищу. Не знают, как захватить и удержать собственную территорию. Если тех львов, что подрались на арене, выпустить куда-нибудь в саванну, их разорвет первый же местный лев, для которого охота и драка за территорию – обычные будни. Еще Артема раздражает миф о том, что в цирке избавляются от животных, которые не могут работать на сцене. Он говорит, если когда-нибудь кто-то из его львов не сможет выступать, он никогда его не бросит. Да и сами львы, уверяет дрессировщик, не хотят расставаться с манежем. Когда после драки одного из них отстранили от выступлений, дрессировщику печально было смотреть на подопечного – тот переживал, что остальные четвероногие артисты выходят на манеж, а его оставляют. Сейчас хищников-драчунов постепенно готовят к возвращению на манеж – на это и была направлена совместная репетиция Артема с Эдгардом Запашным. После нее Артем выглядит немного задумчиво – говорит, что получил бесценный опыт. Дрессировщик – не та профессия, которой можно научиться в вузе, потому что таких учебных заведений просто нет. Свои знания приходится получать самому, на арене. А подсказать что-то могут только такие же дрессировщики, которых не так много. Один из советов, которые дал Эдгард, была как раз рекомендация почаще общаться с другими. Артем работает на арене уже несколько лет, но это первая в его карьере драка львов во время представления. Эдгар подчеркивает: такой инцидент – серьезное испытание для любого дрессировщика. Не все выдерживают, ломаются. Но Артема ситуация только подтолкнула к развитию. Он провел работу над ошибками и уверен, что в дальнейшем у него и у львов все будет хорошо. Ни от каких трюков он отказываться не собирается, но планирует поменять расстановку львов на манеже и тщательней следить за настроением подопечных. – Я всегда говорю всем зоозащитникам: приходите и посмотрите, как мы тут обращаемся с животными. На репетиции приходите, я в цирке почти каждый день. Посмотрите, как они живут – я же не выстрою им тут хоромы специально, чтобы вас удивить. Да, у меня нет для них стадиона или условий как в сафари. Но они живут в вольерах на своей территории, их никто не бьет. Мы ни от кого не прячемся – просто приходите и посмотрите! Но почему-то не приходят. В Тюмени коллега Артема по «Королевскому цирку» – дрессировщик птиц Владимир Лекарев, увидев какого-то молодого человека, одиноко стоявшего с плакатом против насилия над животными, пригласил его зайти внутрь, посмотреть на репетицию и условия содержания. Тот приглашение принял, посмотрел и не нашел ничего жестокого. Цирк остается? В то, что в России когда-нибудь запретят цирки, не верят ни Эдгард Запашный, ни Артем Лазаревский. Эдгард вспоминает иностранный опыт: действительно, в некоторых странах Европы на какое-то время ограничили или отказались от представлений с участием представителей животного мира, но потом вернулись к этому. Даже в Германии, где лобби зеленых очень сильно, есть крупнейший цирк, где в представлении участвуют животные. А уж в России, где существуют династии дрессировщиков и их слава выходит далеко за пределы страны, это невозможно. Артем Лазаревский говорит, что, несмотря на все протесты зоозащитников, цирк продолжает собирать полные залы. И зрители встают, аплодируя артистам – и двуногим и четвероногим. Никакие голограммы или другие новые технологии не заменят зрителям живого льва. Ведь посмотреть на компьютерные спецэффекты человек может и дома, а возможность увидеть вживую царя зверей представляется не каждый день. Тем более что, к большому сожалению, их и в природе становится все меньше.

Жизнь на манеже. Зачем животным и людям цирки
© АиФ Урал