Гоблины, эльфы и хоббиты: так ли вредна фэнтези-литература для подростков, как многие думают

О том, почему не надо запрещать читать детям фэнтези и как книги в этом жанре могут стать прекрасным проводником в мир литературы, рассказывает автор блога «Книжный Котобус» Мария Ланда. Странное дело — родители охотно читают детям сказки на ночь, им нравится, когда малыши сопереживают сказочным героям, но к увлечению своих подрастающих чад книгами про Гарри Поттера или волшебника Земноморья они относятся в лучшем случае снисходительно. А в худшем — просто запрещают «читать эту чушь», считая, что убитое за книгой время ребенок с гораздо большей пользой потратит на подготовку к ЕГЭ или на спорт. Зря потраченное время или польза для ума Один из основных аргументов противников фэнтези: «Оно не приучает ребёнка к реалиям повседневной жизни, напротив, уводит от реальности и делает из вашего чада пассивного наблюдателя за окружающим миром». Тепличное растение, не готовое к конкурентной борьбе... Аутсайдера, не способного выбиться в первые ряды… А вы знаете, может, и не надо их так много — вот этих, готовых к конкурентной борьбе, умеющих отпихнуть, вовремя подсуетиться, зубами выгрызть жизненные блага?.. Может, пусть в будущем рядом с нами будет жить больше просто хороших людей? Да и влияние книг, которые ребенок читает, на его личность вовсе не так примитивно и однобоко. Дескать, читаешь про подвиги — и сам подвиг совершишь. Или запоем глотаешь истории про животных –—так непременно ветеринаром станешь. А предпочитаешь страшилки — всё, будущее твое печально, и душа твоя черна, и быть тебе в будущем убивцем с топором... А на деле дети наши растут, и вроде бы читать сказки им уже как-то несолидно, да и классические сюжеты про Колобка и Бабу-Ягу неинтересны. Зато какой простор открывается уму в книгах про волшебные, странные миры и подпространства, сказочную любовь эльфийки и гнома и обретение способного спасти жизнь амулета! Герои и положения, в которых они оказываются, в фэнтези могут быть самыми неожиданными и неправдоподобными, но чувства персонажей такие же, как и у читателей. Мы читаем про то, как волшебники, гоблины и «попаданцы» переживают из-за предательства, тонко чувствуют красоту окружающего мира, готовы отдать жизнь за родные места, вступиться за справедливость (и, разумеется, победить)... Да, центральные персонажи в фэнтези не идеальны, они скорее нарочито укрупнены по сравнению с остальными, и, как хорошие актёры, они играют свою роль так, чтобы читатель сопереживал им, лихорадочно листая страницы. Не помню, где я слышала выражение «воспитание чувств», но им можно прекрасно охарактеризовать многие книги жанра фэнтези. К сожалению, в книгах современных писателей-реалистов этому воспитанию чувств места почти нет… Они словно бы ставят перед собой задачу максимально четко воспроизвести действительность без какой-либо оценки. Наверное, это почетная задача, иначе с чего бы ею занялось столько хороших людей? Но воспринимать такие книги серьезно я не могу, простите меня, литературные критики. Если задуматься, ведь это маркер и даже некий укор. Если молодежь и значительная часть взрослых людей предпочитают фэнтези литературе, описывающей реальность, значит, общество, в котором мы живем, мало чего стоит. Почему настоящих героев подросток может встретить только в вымышленном мире? Потому что в нашем мире само понятие «герой» стало чем-то смешным, а юное сердце, как ни крути, тоскует по романтике преодоления, по сильным чувствам. Да и во взрослом сердце теплится этот огонек… Иначе с чего бы одной из любимых книг Николь Кидман стали «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса? Почему экранизация саги «Игра престолов» пользуется такой бешеной популярностью во всем мире? И не случайно многие образы прекрасной книги «Властелин колец» зародились в уме Дж. Р. Р. Толкина в окопах Первой мировой войны… Фэнтези — помощник умных родителей «Когда ты подросток, все в этом мире слишком сложно. Порой – жутко неправильно и несправедливо. Фэнтези – как и книги вообще – это побег в другой, волшебный и интересный, мир. Это сказка о том, что ты можешь быть героем, о том, что ты обязательно найдешь свою любовь и преодолеешь все трудности», — говорит молодой многообещающий автор в жанре боевого фэнтези Алена Трутнева. Фэнтези как жанр менее скован в своих рамках, чем, например, классический роман или детектив – существует и альтернативная история, и боевое фэнтези, фэнтези городское, юмористическое, романтическое, детективное и др. Увлекаешься Средневековьем — бери фэнтези на средневековые темы, да хоть того же «Межевого рыцаря» Дж. Мартина или «Стража» Алексея Пехова. Обожаешь истории про драки — возьми что-нибудь вроде «Авалон» Эон Нэш. С детства любишь сказки про всякую нечисть — ну, этим прилавки просто завалены, главное, сделать правильный выбор (я не очень люблю Ника Перумова, но по некоторым его книгам можно прямо азбуку волшебных существ составлять). Возможно, некая расплывчатость и невозможность предсказать сюжет и стиль текста и делает многих родителей заранее настороженными по отношению к жанру фэнтези. В отличие от произведений школьной программы, содержание которых хотя бы примерно известно всем и каждому. (Хотя, стоит заметить, некоторые произведения мировой классики, по сути, подозрительно смахивают на фэнтези, пусть и не считаются таковым — та же «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, да и «Старик Хоттабыч» Л. Лагина… А мифы той же Древней Греции — сколько в них сюжетов и образов для современных авторов!) Да, вам придется иногда интересоваться тем, что читает ваш подросток, вникать в характеры героев и подмечать общую тональность и идею книг. Но это не такая уж высокая цена за то, чтобы ребенок в конечном счете полюбил читать. Ведь вы хотите приучить его к чтению? Это не такая простая задача. Возможно, вашим противником в этом деле будет сам ребенок (предпочитающий, например, компьютерные игрушки или активные игры во дворе). Но совершенно точно вашим врагом станет школа, вернее, школьный курс русской литературы. Зачастую несчастных подростков насильно заставляют читать книги, для школьников не предназначенные, школьникам непонятные, а главное — тошнотворно унылые. Пухлые талмуды бородатых «властителей дум» давно прошедшей эпохи, написанные для политизированной интеллигенции XIX века, — от чтения подобных произведений не получают никакого удовольствия даже вполне закаленные взрослые читатели (по крайней мере, подавляющее большинство). А для детей чтение романов Льва Толстого или Достоевского из-под палки — пытка наподобие сверления зуба без заморозки. Результат вполне понятен — у детей, как у собаки Павлова, вырабатывается условный рефлекс: чтение — это мучение, от книг надо бежать как от чумы. Поэтому лучше выбросить из головы интеллигентские мифы про необходимость чтения «серьезных» (то есть невероятно скучных, но пафосных и морализаторских) книг. Дети должны читать то, что интересно им, а не то, что интересно учителям литературы. А детям интересны приключения, чудеса, тайны. Мальчиков тянет к батальным сценам и описаниям драк и поединков, девочек влечёт любовная линия… Когда-то на эти юношеские запросы была ориентирована приключенческая литература — от Фенимора Купера до Луи Буссенара. Однако в XX веке приключения в африканских джунглях или американских прериях уступили свое место волшебным мирам, а место индейцев заняли эльфы и тролли. Фактически произошло возрождение старинных сказок и легенд, смешавшихся с приключенческим и историческим романом. И в этих книгах есть то, что интересно подросткам: схватки, погони, тайны, непобедимые герои, любовь… И это хорошо. Уже одно то, что дети читают эти книги с удовольствием, помогает формированию навыков чтения — поглощая очередной том про приключения эльфийского принца или котов-воителей, юный человек, сам того не замечая, тренируется читать быстрее. Поскольку герои таких книг понятны подростку, он им сопереживает и отождествляет с собой, что способствует эмоциональному развитию. Поскольку увлекшийся подросток пытается разгадать тайны (которые почти неизбежно встречаются в книге такого жанра), поскольку он ставит себя на место героев книги и пытается представить, как бы он действовал в соответствующей ситуации, то так или иначе книга развивает ум (и, конечно, фантазию). И чтение книг, пусть и зачастую довольно примитивных, но при этом доставляющих ребенку радость, готовит почву для освоения более сложной литературы — как в том же жанре фэнтези, так и в совсем иных жанрах. Конечно, во всем нужна мера. Если вы видите, что ребенок практически живет в фэнтези-мирах, нужно аккуратно «заземлять» его, знакомить с простыми радостями этого мира, развивать его практические умения. Искреннее увлечение каким-либо видом спорта также поможет ему ощущать себя увереннее в реальном мире. Так что не лишайте подростка удовольствия, вернувшись домой после школы и многочисленных кружков, упасть на диван, отхлебнуть чая и с предвкушением в душе прочесть первые строки какой-нибудь захватывающей книги. Например, такие: «Давным-давно, когда небожители создавали Тэрн, в мир просочилась их божественная сила и обрела материю, став могущественными артефактами. Один из таких артефактов, а именно Ледяной клинок погребён под глыбой льда вместе с главнокомандующим севера…» Автор — Мария Ланда, основатель блога «Книжный Котобус» на Яндекс.Дзен Фото: VOSTOCK Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал !

Гоблины, эльфы и хоббиты: так ли вредна фэнтези-литература для подростков, как многие думают
© Letidor.ru