Лечо и другие овощные смеси, варенье в банках — давно известные и привычные блюда. А бизнесмен из Екатеринбурга Александр Хасанов показал, что в банки можно закатывать плов, супы, мясные блюда, и они будут храниться до года. От мебели к еде В университете Александр Хасанов учился на инженера-исследователя сплавов и металлов, но в конце учебы устроился работать менеджером по рекламе и бросил вуз. Свой первый бизнес — мебельный цех — открыл в 1998 году. Через 8 лет работа с мебелью надоела Александру, он захотел заняться другим делом. С детства он очень любил готовить, и друзья посоветовали ему зарабатывать на этом хобби. Так в 2007 году Александр начал готовить обеды для офисов. Сначала приготовленное продавала в своем офисе его жена, затем начались продажи в сторонние организации. Сформировалась компания «Уральский ланч» с 40 поварами в штате и 1000 проданных в день обедов. Но к 2013 году Александру надоел и этот бизнес. «Мне хотелось заниматься чем-то, чего нет на рынке, — рассказывает бизнесмен. — Хотел найти нишу, конкурентов в которой не будет или будет очень мало». И тут он вспомнил про книжку «Узбекский плов» 1976 года издания, по рецептам из которой часто с удовольствием готовил. Плов-1976: начало Александра привлекла статья из книги о том, что еще в 1930-е годы выпускали готовую консервированную основу для плова — зирвак, и было достаточно смешать ее с рисом, чтобы приготовить блюдо. Было там описано и как хранить зирвак дома, чтобы он долго оставался съедобным. Александр решил попробовать закатать в банку плов. Он купил специальное устройство для консервирования — автоклав — и начал экспериментировать. Важно было разработать рецепт для большого объема и технологию стерилизации, чтобы блюдо хранилось без консервантов. Первые полгода не получалось, но в итоге Александр опытным путем пришел к термообработке при высокой температуре и стерилизации в автоклаве выше 100°C и давлении в 2,5 атмосферы. При соблюдении такой технологии плов остается свежим и вкусным в течение года. И консерванты при его приготовлении не используются. Поначалу Александр Хасанов угощал новым блюдом только своих друзей и параллельно пробовал делать аналогичным способом другую еду. Так в конце 2015 года зародился новый проект «Ресторан из банки». Поначалу это было своего рода хобби, но через год Александр задумался, что на консервах можно зарабатывать. Через общих знакомых на него вышло руководство одной компании и попросило разработать технологию приготовления полуфабрикатов из кролика. Он выполнил заказ и заодно привез банку с закатанными по своей технологии тефтелями. Блюдо заказчикам понравилось, и Александр Хасанов начал искать инвесторов для открытия бизнеса. Удачный день рождения В начале 2017 года Александр дал на «Авито» объявление о варке плова на заказ, возможности выезда. Буквально на другой день его пригласили готовить блюдо на день рождения известного в Екатеринбурге инвестора Евгения Шароварина. Плов понравился имениннику и гостям. Александр рассказал о своем проекте, предприниматель заинтересовался и сказал, что готов это обсуждать. В конце лета, отчаявшись найти инвесторов, Александр Хасанов обратился к нему за помощью. Приехав к Евгению Шароварину в гости обсуждать проект, Александр застал у него основателя банка «Точка» Бориса Дьяконова. Оба бизнесмена серьезно заинтересовались идеей продавать плов в баночках и сделали пост об этом на своих страницах в Facebook. Александру пришлось там зарегистрироваться, чтобы в постах разместили ссылку на его страницу. И у Шароварина, и у Дьяконова было много подписчиков, люди стали активно откликаться. В августе 2017 года Александр Хасанов получил первые заказы. В дальнейшем он стал предлагать свой плов журналистам и ресторанным критикам, те писали положительные отзывы, число покупателей выросло, к тому же его стали рекомендовать. По словам Александра, большинство его клиентов пришло к нему по рекомендациям знакомых. Для привлечения внимания он поначалу выпускал плов в банках с изображением известного повара Ильи Лазерсона (с его разрешения), а когда продукт стал более популярным, перешел к выпуску под своим именем. Не пловом единым Поначалу Александр закатывал плов дома, а когда бизнес стал приносить прибыль, открыл цех и нанял 6 поваров. Он не ограничился пловом. По такой же технологии начал готовить долму, супы, мясные блюда. А стеклянную банку выбрал потому, что покупатель всегда видит, какой продукт в нее упакован. Выручка от продаж блюд в банках скоро достигла 100 тыс. в месяц, а к 2019 году — миллиона. В основном спросом пользуются супы (солянка, борщ, харчо), паштет и варенье. Четверть продаж составляет плов, с которого все началось. В ассортименте около 100 блюд, периодически он обновляется: когда идет спад продаж, Александр и его работники пробуют готовить что-то новое. В том числе Александр смотрит кулинарные передачи и заимствует рецепты. В частности, так появился его популярный паштет. Продажи ведутся преимущественно через Facebook, за 2 с небольшим года сформировалась устойчивая клиентская база. Еду заказывают клиенты не только из Екатеринбурга и области, но и из многих других городов, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга. В день продается 10–15 порций. Расширение маленькой банки В конце сентября 2019 года «Ресторан из банки» переехал в большее помещение площадью 500 кв. м, есть возможность расширить его до 1000 кв. м. В строительство и ремонт было вложено больше 10 миллионов рублей, владелец ожидает окупить вложения за год. Благодаря новым производственным мощностям и набору нового персонала предприятие вместо прежних 5000 постепенно выходит на выпуск 30 000 банок с едой в месяц. Активно идет набор персонала: Александр планирует набрать 40–45 человек, среди которых, кроме поваров, будут завпроизводством, технолог, бухгалтеры, специалисты по рекламе. Александр Хасанов поставил цель расширить бизнес до полноценного магазина, увеличить ассортимент до 300 блюд, среди которых будут блюда разных кухонь мира и для разной аудитории: мясные, вегетарианские, спортпит и другое. С расширением бизнеса развивается и продвижение бренда. Помимо ведения группы и рекламы в Facebook, Александр развивает канал на YouTube и профиль в Instagram. Поскольку продажи всегда шли через социальные сети, он планирует и дальше придерживаться этих каналов, только со временем увеличить рекламу и, соответственно, расходы на нее (сейчас они составляют 3–4% от выручки). При этом Александр Хасанов категорически не хочет продавать свою продукцию в федеральных сетях и просто крупных магазинах: «Там наш продукт никто не будет продвигать, он будет стоять по полгода на полках, нам этого не надо». Он намерен развивать свою торговую сеть. А еще в планах Александра — открыть настоящий ресторан, где будут подавать еду в банках. Подобные заведения он видел в Японии, и они пользуются большим спросом. Сейчас бизнесмен ведет переговоры с инвестором об открытии ресторана в Екатеринбурге. А называться он будет… конечно, «Ресторан из банки». Автор: Кристина Фирсова Фотографии из личного архива Александра Хасанова

Ресторан из банки
© Инвест-Форсайт