Безальтернативная тара. Какое будущее ждет алюминиевую упаковку в России
Алюминий – это жизнь В минувшую пятницу в Москве завершила свою работу выставка «Продэкспо-2020», посвященная производству продуктов питания и напитков. Участвовали в ней и компании, занимающиеся выпуском различных видов оборудования и материалов для пищевой индустрии, в том числе «Русал» со стендом под названием «Алюминий как стиль жизни». Участие «Русала» в «Продэкспо-2020» было далеко не случайным. Хотя он является крупнейшим в мире производителем первичного алюминия, его предприятия выпускают еще и привычную алюминиевую фольгу, часто используемую домохозяйками для запекания рыбы, а другие российские компании также производят из алюминия гибкую упаковку, пищевые контейнеры, крышки и банки для различных напитков и др. Стенд «Русала» был оформлен в виде современной квартиры с интерьером из «крылатого металла»: из него были сделаны не только окна и светильники, но и мебель и даже шторы. Стены импровизированного жилья были оформлены картинами из алюминиевой ленты и фольги. Они воспроизводили такиешедевры мировой живописи, как «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля, «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера и «Портрет инфанты» Диего Веласкеса. «Стенд «Алюминий как стиль жизни» представляет современный взгляд на применение алюминия в быту и перспективы применения этого металла в упаковочной индустрии. Сегодня благодаря своим уникальным свойствам – термостойкость, экологичность, пищевая безопасность – алюминиевая фольга является одним из самых востребованных упаковочных материалов на мировом рынке», – сообщил Сергей Горячев, исполнительный директор downstream-дивизиона «Русал». Спрос будет только расти Стоит отметить, что спрос на упаковочные материалы из алюминия на российском рынке из года в год стабильно увеличивается. Только за прошлый год, по данным аналитиков Алюминиевой ассоциации, их потребление в нашей стране расширилось примерно на 20 %. В общей структуре заказов на алюминиевую упаковку наибольший рост показали капсулы для шампанских вин, бытовая фольга и контейнеры – на 8, 21 и 29 % соответственно. Также заметно увеличился спрос на банки и крышки из ламистера – комбинированного материала, состоящего из склеенных между собой алюминиевой фольги и полипропиленовой пленки и отличающегося хорошей прочностью. Будучи разработанным еще в 1970-х годах, он и поныне пользуется широкой популярностью, так как является альтернативой традиционным консервным банкам из белой жести (далеко не безопасной для здоровья людей) или стекла (довольно хрупкого). Поэтому сегодня ламистер активно применяется для хранения не только рыбных и мясных консервов, но и плавленых сыров, сгущенного молока, джемов, салатов и детского питания. Кстати, в 2020 году компания «Бурятмясопром» планирует наладить производство мясных паштетов в ламистерной упаковке, причем поставлять их она будет в продуктовые магазины как Бурятии и Иркутской области, так и остальных регионов Сибири, а со временем – в Среднюю Азию и Китай (там уже ведется работа по регистрации товарного знака). Впрочем, на внутреннем рынке есть место для новинок и из других видов алюминиевой упаковки. Британская фирма Potts выпустила линейку бульонов в алюминиевых банках (обычно в них разливают прохладительные напитки), и если кто-то из отечественных производителей поступит аналогичным образом, то тем самым будут расширены возможности для обеспечения качественным готовым питанием и жителей России, от менеджеров в офисах до школьников. «На сегодняшний день алюминиевая упаковка лучше всего подходит для хранения самых различных продуктов в силу ее высоких защитных свойств – она не пропускает солнечный свет и на ней не размножаются болезнетворные микроорганизмы. Будучи произведенной из современных сплавов, она никак не взаимодействует с едой. К тому же алюминиевую упаковку можно бесконечное число раз перерабатывать, – отметил промышленный эксперт Леонид Хазанов. – Я совершенно уверен, что и в дальнейшем спрос на алюминиевую упаковку у нас будет набирать обороты в силу растущего к ней интереса со стороны предприятий пищевой отрасли, ее дешевизны и востребованности у россиян». Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин