Из отходов с любовью

Фото: BEEN / Facebook.com В компании BEEN работает всего один человек — ее основательница Женя Минеева. Она переехала из Москвы в Лондон в 2007 году и до создания бренда успела поработать редактором англоязычных новостей в BBC, директором по глобальным коммуникациям в фонде Натальи Водяновой «Обнаженные сердца», а также директором по коммуникациям платформы для размещения петиций Change.org (отвечала за Великобританию, Европу, Россию и Центральную Азию). Создать собственный бизнес Женя хотела давно. А работать именно с отходами ее побудил документальный фильм Hugh’s war on waste. В одном из эпизодов говорилось о проблеме одноразовых стаканчиков для кофе, которые выбрасывают в огромных количествах. «Неожиданно я поняла, что я тоже часть этой проблемы, потому что покупаю кофе каждое утро, — рассказывает предпринимательница. — Я начала писать на перерабатывающие предприятия и спрашивать, могут ли они что-то сделать с этими отходами. Выяснилось, что для большинства компаний это невыгодно: чтобы что-то перерабатывать, нужно, чтобы кто-то это покупал». Женя Минеева решила, что сможет стать тем самым покупателем. Чтобы лучше разобраться в теме, она получила два дополнительных образования — в Кембриджском университете по направлению «Устойчивость в цепочках поставок» (Sustainable Value Chains) и в Лондонском колледже моды по направлению «Дизайн аксессуаров» (Accessories Design). Запустить производство помог сбор средств на краудфандинговой платформе Kickstarter в июне 2018 года. Нужную сумму удалось собрать всего за 26 часов, а сама платформа наградила стартап статусом Projects We Love (от англ. — «Проекты, которые мы любим»). «Видимо, то, что мы делаем, на тот момент было действительно нужно людям», — говорит Женя. Правда, как признается основательница BEEN, сделать качественный функциональный продукт из переработанных стаканчиков для кофе у нее не получилось до сих пор. Зато Женя смогла найти применение другим «отходам», например, обрезкам кожи, которые в больших количествах скапливаются на кожевенных производствах. Чтобы получить основу для изделия, обрезки, еще не подвергавшиеся химической обработке, измельчают в порошок, а затем спрессовывают с тканевой основой под напором воды. В процессе не используют химикаты и резину, а 95% воды снова идет в оборот, и это помогает значительно уменьшить экологический след готовых изделий. Еще один вид сырья — пластиковые отходы: их очищают, измельчают и переплавляют в «пряжу», из которой затем делают ткань. Этот материал не рекомендуется использовать для производства одежды, потому что при стирке она может стать источником опасного для окружающей среды микропластика. Но такая ткань хорошо подходит для подкладок и основ для молний. Кстати, для внутренней части изделий используют не только пластик, но и старый текстиль. Например, некоторые чехлы для ноутбуков внутри обшиты материалом, изготовленным из рабочей формы сотрудников авиакомпании KLM и торговой сети по продаже мебели и товаров для дома IKEA. Недавно в ассортименте BEEN также появились поясные сумки и чехлы для ноутбуков из переработанных ананасовых листьев. Материал называется пиньятекс (piñatex) и по виду напоминает кожу. Всего в онлайн-магазине сейчас 17 продуктов в разных цветах; все квадратной или прямоугольной формы — это, как говорит Женя, позволяет сокращать количество обрезков. Покупатели получают заказы в упаковке из переработанных или перерабатываемых материалов. «И никакой ламинированной бумаги и воздушно-пузырчатой пленки», — говорится на сайте компании. А после того как изделие станет негодным, его можно бесплатно вернуть обратно. Благодаря тому, что при изготовлении сумок и аксессуаров практически не используется клей (а если и используется, то только клей на водной основе), их можно легко разобрать и снова пустить в переработку. У компании нет физической точки продаж, товары можно заказать в онлайн-магазине и на других интернет-площадках. Цены на продукцию немного выше цен на сумки и аксессуары брендов масс-маркета: кошелек из переработанной кожи Wilton Way, например, стоит £46 ($60), чехол для ноутбука Dalston — £95 ($124), рюкзак Islington — £229 ($298), а большая сумка через плечо London Fields Tote — £259 ($337,5). Предпринимательница рассказывает, что она старается максимально снизить стоимость продукции, однако на многих вещах экономить не получается. Недешево, например, обходится производственный процесс: изделия шьют вручную в небольшой мастерской в районе Стратфорд на северо-востоке Лондона. Упаковкой и отправкой заказов занимаются сотрудники социального предприятия The Camden Society, где работают люди с особенностями развития, в том числе с аутизмом. «Мне всегда казалось, что если человеку важно то, что мы делаем, он будет готов доплатить £10», — говорит Женя. Сейчас компания получает поддержку от London Fashion Fund, оказывающего помощь молодым предпринимателям в области моды, и проходит сертификацию по системе B Corporation (подтверждает, что компания является прозрачной, устойчивой и способствует позитивным изменениям в мире). Автор Евгения Чернышёва ]]>

Из отходов с любовью
© +1